Жизнь в письмах. 7 - Первая весточка

      (Материал из книги "Жизнь в письмах".)

         8 ноября 1969 года  умерла   М А М А.

"Ни что не сотрёт это слово,
Ни что не остудит  на свете.
Пусть тот, кто про мать позабыл,
Презренным пребудет навеки! …"


     Эта фотография мамы сделана в 1952 году. Тогда ей было 38 лет. Так её состарила жизнь. Тяжёлый непосильный труд в колхозе, домашний труд – сделали своё дело. Труд её начинался в 4-5 часов утра и заканчивался поздним вечером, а  иногда и глубокой ночью.

     Мама, после возвращения на родину в 1941 г., проработала всю жизнь в колхозе в д. Ченебечихе. Только в 1967 г., она с внуком приехала жить к нам с Валентиной в Моздок, навсегда покинув родину. Ей так не хотелось уезжать из Ченебечихи. Весной 1968 г. ей в г. Орджоникидзе сделали операцию на желудке. У неё был рак желудка и ей удалили часть желудка. Но это была временная мера. Государство ей назначило пенсию в размере 16 рублей. Так был оценён её беспросветный труд в колхозе государством.

     После операции она прожила мало времени. Одного внука она вынянчила, а другого видела всего несколько месяцев. 8 ноября 1969 года, в день рождения Валентины, она ушла из жизни в больнице на моих глазах в 4 часа утра.
Умерла она с верой, что её муж возможно жив. С этой верой она прожила всю жизнь. Она не хотела верить в его смерть. Возможно, так ей легче было преодолевать все жизненные трудности. А их у неё было предостаточно.

     "Человек вечно помнит о своих утратах, горе не забывается, да мы и не хотим о них забывать. Это наша жизнь и ничего из неё не выкинешь – ни радости, ни печали …"


     *   *   *

     После смерти мамы мне многое в жизни пришлось переосмыслить по-новому. Мама всё время старалась заменить собой нашего отца. В какой-то мере ей это удавалось сделать.

     После ухода мамы из жизни я чаще стал задумываться об отце. И вот в декабре 1970 года я написал письмо в хутор Худояр в парторганизацию, т.к. в «похоронке» было написано, что отец похоронен на окраине этого хутора. В своём письме я просил, что если там кому-нибудь известно хоть что-нибудь о моём отце, то сообщили мне об этом.

     Но у меня почти не было ни какой надежды на то, что кто-либо там мог помнить об отце. Ведь с того времени прошло почти тридцать лет. Притом эти годы были для всех очень тяжёлыми. И всё же …

                *   *   *

Хутор Худояр
Шевченковского р-на
Харьковской области.
Колий Сергей Романович.

     Володя, письмо твоё получили. Получил почтальон села Худояра. У нас в селе партийной организации нет. Правда партийцы есть, но они не знают, так же, как и я. Но я решил разузнать про твоего отца.

     Раскрыли письмо в Степановке в канторе, и тут оказался свидетель, который знает твоего отца лично. Этот свидетель – кладовщица.

     Они стояли в с. Гетмановке. Там стоял их штаб в одном домике. И эта кладовщица была с ними на квартире. Так что она знает твоего отца. Хорошо знает, как он уходил последний раз на боевое задание и не вернулся. Он выполнял боевое задание возле Худояра на станции Бурлуцкий разъезд, на западной стороне Худояра. ((Возле стрелок разминировали поле и подорвался. Они были вдвоём с сержантом. Сержанта сразу убило, а отца твоего тяжело ранило. Его подобрали с этим сержантом тут же на станции, а теперь его могилу перенесли в Чкаловский с/совет, возле школы в совхозе № 5 )). И ещё я расспросил у своего соседа. Он был на работе, ((когда они подорвались)). Он работал на железной дороге и видел, как его несли в госпиталь.

     И так его память – мемориальная доска с надписью висит на стене станции. На ней написано: «Здесь ((похоронен))  лейтенант Соколов В.А.. Пал смертью храбрых».
На этом кончаю. Подробней можешь узнать в Ново-Степановке Шевченковского р-на у Курило.

17. 12. 70 г.

     Примечание: Как потом выяснилось, в этом письме много неточностей о гибели отца. Возможно даже, что речь идёт о другом человеке. Но в то время это письмо для меня было настоящим счастьем! Мои чувства, которые я испытал при чтении этого письма, не передать словами. Ну почему, почему я не  начал поиск, когда жива была мама?… Об этом вопросе мне придётся думать до  конца своей жизни.   Моей вины вроде бы нет, но всё же … Конечно, оправдание можно найти всему. Но это будет всего лишь самоутешение. А оно мне не нужно.

    Часть своей вины я сглажу, если напечатаю весь материал о моём поиске.

     *   *   *

Совхоз №5.
Красные
следопыты.

Михаил Иванович!
     То, что мы с Вами долго искали, мы нашли. Точнее нам принесли письмо из Худояра, которое написал туда сын Соколова Виктора Андреевича. А писал он в Худояр потому, что в «похоронной» написано, что его отец, Виктор Андреевич, похоронен в Худояре и что «похоронная» была подписана Вами. Сын просит разыскать могилу отца и однополчан его отца.

     Вы так же, как и мы, заинтересованы в этом деле и поэтому мы Вам это сообщаем. Ещё у нас к Вам есть небольшая просьба. Пришлите или привезите нам, пожалуйста, для нашей комнаты боевой славы ту полевую сумку, о которой Вы сообщали. Если можно, приезжайте к нам.

Красные следопыты Чкаловской школы № 1.

  19. 12. 70 г.

     Примечание: Это письмо я так же прочитал у Михаила Ивановича, когда был у него в Харькове в 1971 году.

     *   *   *

Совхоз № 5.
Красные
следопыты.

Здравствуйте, уважаемый Владимир Викторович!
     На Ваше долгожданное письмо дают ответ Красные следопыты Чкаловской с.ш. № 1. Спешим сообщить, что Ваш отец, Соколов Виктор Андреевич, во время Великой Отечественной войны погиб в наших краях 11. 1. 42 г.. Мы искали родных и близких Виктора Андреевича, но до этого времени нам так и не удалось разыскать их. Нам стало известно, что у Вашего отца была сестра, которая вроде бы в годы войны проживала в с. Чебаниха Горьковской обл.. Но в ходе его поисков мы узнали, что такое село не существует. Вот и всё, что было известно о родных Соколова.

     В своём письме Вы упомянули имя комиссара Грачёва. С этим человеком мы имеем постоянную связь. Он проживает в г. Харькове. Материал о Соколове Викторе Андреевиче построен больше всего на рассказах Грачёва. Грачёв, в свою очередь, искал родных и близких своего друга.

     В комнате боевой славы нашей школы есть уголок, посвящённый Вашему отцу. Он построен, как уже было сказано выше, на воспоминаниях Михаила Ивановича Грачёва. Но нам бы хотелось узнать более подробно о материалах из жизни

     Вашего отца. Мы чтим память этого отважного сына нашей Родины. На Бурлуцком разъезде Шевченковского р-на, на расстоянии 3 км от нашего совхоза, была открыта мемориальная доска в честь погибшего лейтенанта Соколова В.А.. К большому сожалению, нам пока ещё не удалось восстановить то место, где покоится прах Виктора Андреевича, но мы всё-таки продолжаем поиски могилы. Если Вас не заведёт в затруднительное положение наша просьба, то дайте нам сведения о жизни и деятельности Виктора Андреевича. Свяжите нас, пожалуйста, с сестрой Вашего отца, если она есть, конечно.

     Вы можете приехать к нам в совхоз и ознакомиться, где проходили последние дни Соколова В.А.. К нам приезжали с разных концов Советского Союза родные и близкие погибших, прах которых покоится в Братской могиле совхоза № 5.
Ваш ответ, Владимир Викторович, и письма Вашей тёти пополнят экспонаты боевой славы нашей школы.

До свидания. С уважением к Вам  Красные следопыты.

      19. 12. 70 г.

     Примечание: Прочитал это письмо, и защемило сердце. Ну почему я не начал поиск при жизни мамы? Никто из нас даже представить не мог, что так почитается память отца. На вопрос, почему я начал поиск отца после смерти мамы, ; я могу ответить. А вот на вопрос, почему я не начал поиск при её жизни, ; я могу только говорить слова оправдания. Возможно, такова мамина судьба.

     Но если бы мама узнала всё о своём муже ранее, то это, наверное, продлило её жизнь на несколько лет.

     Печатая этот материал, у меня снова щемит сердце. Не могу без волнения перечитывать эти письма десятки лет спустя. А в то время моё душевное состояние просто невозможно описать словами. Это нужно только прочувствовать.

          *   *   *

с. Ново-Степановка
Шевченковского р-на
Харьковской обл..
Курило Евдокия
Дмитриевна
   
Здравствуйте, Володя!
     Примите привет и сотни хороших пожеланий в вашей жизни.
     Володя, не могу с какой стороны и с каких слов начать писать письмо о вашем папе. Да, жаль, что ваша мама умерла так рано и не узнала за своего мужа, о его смерти. Но ничего не сделаешь – такова судьба, а от своей судьбы далеко не уйдёшь. Я всё понимаю и сочувствую, ибо я сама такое горе несу. Моя жизнь так же протекает, как у вашей мамы, которой уже нет на свете.

     Володя! Напишу немного о вашем папе, что я знаю!

     Война в моей памяти оставила много и навсегда. Часть, в которой служил ваш папа, стояла в нашем селе в Ново-Степановке, где стояла линия фронта с ноября 1941 г. по 10 июня 1942 г.. Ваш папа стоял на квартире у моей тёти рядом со мной. У меня стояли тоже бойцы. Приходят и говорят: «Утеряли мы сегодня товарища боевого – Соколова, в наступление ходили». От нас стоит станция железной дороги километрах в четырёх – Бурлуцкий разъезд. До разъезда Бурлуцкого – село Худояр. Худояр стоит метрах в четырехстах от разъезда. На разъезде стояли фашисты, которые превращали наши города и сёла в пепел, и разорвали с нашими любимыми (папами и мужьями) начатую цветущую жизнь. Убит он недалеко от разъезда, хоронили в с. Худояр. Но Худояр был спалён немцами 10 декабря 1942 года.

     Помню, за вашего папу был в газете вирш (стихотворение). Но не так уж его помню, потому что прошло много времени. Вот сколько слов осталось в памяти и пишу: «Соколов, простой рабочий, сокол – командир. Соколов метал гранаты и упал на снег …» А потом не помню. Ну, вот ещё в памяти осталось: «У Бурлуцкого разъезда уничтожить дзот».

     Писал это стихотворение Грачёв. Если вы сможете написать розыск и найдёте Грачёва, по-моему, он жив, то он должен написать всё.
Вы писали за Гетмановку. В Гетмановке стоял ихний штаб. Это от Бурлуцкого разъезда 10 – 12 км.

     Сергей Романович вам писал, наверное, что на Бурлуцкий разъезд приезжали два офицера. ((Они ставили перед военкоматом вопрос о том, чтобы поставить обелиск и совхоз тот, что могилу папы вашего перенесли, переименовать на имя Соколова.)) Но так ничего и ничуть.

     Может быть, что и не описала, но не могу. Всё вспоминаю. На душе тяжесть, слёзы. Может, вы будете писать ещё розыск? Помню фамилии офицеров: Дубина, Антонюк, майор был Генкин и Шлейфман 500 ЛАП.
Вот у меня и всё. Если будете писать, то напишите, как вам писаны: извещение или письмо о гибели папы.

    До свидания. Привет вашей семье. Вот пишу и не могу писать за слезами, ну как-нибудь разбирайте.

                С приветом и хорошим пожеланием Курило Евдокия Дмитриевна.

     29. 1. 71 г.

    Мой электронный адрес для контакта:  vladimir_sokolov_41@mail.ru

           (Книга "Жизнь в письмах" - Самиздат.)


Рецензии