Эйми и Ягуар

[«Эйми и Ягуар». Aim;e & Jaguar. Реж. Макс Фэрбербёк]

«Эйми и Ягуар» — немецкая драма 1999 года. Перед нами Берлин времён разгара Второй мировой войны в декорациях 1943 года: бомбёжки, нужда, постоянный риск лишиться жизни, охота на евреев. Всё это есть в фильме, но показано лишь вкратце и весьма образно, акцент был сделан на не ужасах войны как таковой, а на силе любви, которая живёт спустя долгие годы и до самой смерти. Этот фильм – история любви, якобы основанная на реальных событиях, воплощённых в одноимённом романе Эрики Фишер. Обстановка и ужасы войны практически не трогают рядовых жителей, в любой момент с неба может упасть бомба, но они продолжают вести свою обычную жизнь: работают, ходят на концерты и светские вечера. Конечно, на первый взгляд кажется, что война не касается их всерьёз, потому что по обе стороны фронта были женщины, днями и ночами трудившиеся на заводах и несшие абсолютно все тяготы войны наравне с мужчинами, перед нами же “средний класс”, который в большей части сохранил довоенный уклад жизни. Фелице – еврейка, флегматичная, высокая, с тёмными кудрями, она вместе со своими подругами участвует в деятельности антиправительственной организации сопротивления нацистскому режиму. Ведёт двойную жизнь – работает в пронацисткой газете, а в свободное время сочиняет стихи и помогает своим “подругам” еврейкам, кому – едой и деньгами, кому – теплом. Филице наделена лидерскими качествами, она увлекается молоденькими девочками, но внутри остаётся холодна до встречи с Лилли. Судьбоносная встреча происходит благодаря еврейской девушке Ильзе – влюблённой в Филице подруге, работающей няней у Лилли. Ильза ревнует свою подругу, понимает, что роман еврейки и чистокровной немки в нацисткой Германии может стоить жизни. Лилли же – сентиментальная, наивная, светловолосая немка, мать нескольких детей и гулящая жена немецкого солдата. Мужу удаётся чудным образом возвращаться иногда с фронта, но этого явно недостаточно любвеобильной Лилли, которая изменяет ему с другими мужчинами до встречи с Филице. Лилли безразличен муж и даже дети, она живёт в своём мире фантазий, и однажды этот мир замыкается на Фелице. Ягуар – так называет себя Фелице в письмах к возлюбленной, Эйми – это Лилли.

Фелице хочет спасти своих подруг и всеми силами ищет способ уехать подальше из Берлина, где на евреев открыта охота, и агенты спецслужб уже идут по её следу, после того, как одну из четырёх подруг пристрели при попытке к бегству. Но роковая любовь двух женщин встаёт перед ними. Фелице принимает решение остаться в Берлине вместе с Лилли. Это решение впоследствии будет стоить ей свободы, а затем и жизни. Лилли – ревниво-истеричная натура, она не понимает очевидных вещей и устраивает скандалы, а Фелице до последнего скрывает, что она – еврейка и ей угрожает большая опасность. Две женщины решают во что бы то ни стало быть вместе. И мы можем видеть, что они счастливы друг с другом вплоть до трагической развязки истории, когда агенты СС находят след Фелице и устраивают влюблённым засаду на дому.

Фильм не отличается ни особо интригующем сюжетом, ни удивительной игрой, ни реализмом событий, разве что можно полюбоваться в некоторых сценах на актрис – упор был сделан именно на любви двух людей в разгар войны, хоть и оба человека одного пола. Единственная глубокая и трогательная сцена – это момент разлуки Фелице и Лилли, являющейся пиком трагедии. Наводит ли нас просмотр на какие-то мысли, или вызывает какие-то чувства? Едва ли, потому что обе женщины были способны понять, к чему приедут их отношения. В этой истории любовь не победила, но и не проиграла. Скорее мы можем сказать, что эгоизм погубил их счастье. Но были бы они счастливы в случае, если бы война и преследования закончились? Вопрос спорный. С одной стороны – война и террор по отношению к евреям, с другой стороны — любовь, которая внезапно возникает как пожар между двумя людьми, рушит все планы и мешает принимать обдуманные решения. Они были готовы пожертвовать жизнью, но не любовью, и в конечном итоге Лилли пережила войну и оставшиеся 50 лет жизни всё ещё любила Фелице и корила себя.


Рецензии