Глава 25. Все советские люди - совки

          Аркадий Львович придерживался требований пространных методик только в присутствии школьного начальства или методистов РОНО. Он постоянно пренебрегал рекомендованными регламентациями, получая удовлетворение от уроков, когда ученики сами брались разобраться в спорных вопросах далекого и недалекого прошлого. Учитель понимал, что без твердого знания фактов и событий невозможно изучение истории.

Но история только тогда имеет пользу, если фактам и событиям дается правильная оценка, без этого об «уроках Истории» говорить бесполезно. Вот почему не препятствовал, когда старшеклассники брали инициативу в свои руки, сами предлагали тему для обсуждения.

Темы диктовались пройденным материалом, разночтением в оценках прошлого. Эти разночтения в умы школьников вносили родители и взрослые, умудрённые жизненным опытом знакомые. Родители и знакомые принадлежали к разным социальным группам, отличались полученным образованием, непрофессиональной осведомленностью в истории страны.

          Вот и в этот раз первое слово на уроке взял Антон, признанный в классе апологет революции и сталинизма. Начал с вопроса, обращенного к учителю:
- Аркадий Львович, стало модным сквернословить в адрес советских людей. Пренебрежительно называть "совками".
- По этому поводу предлагаю выслушать мнение присутствующих здесь знатоков истории.


С е р г е й: - Не могу согласиться. Во-первых, не всех советских людей называют совками. Во-вторых, совками себя именуют современные сторонники и поклонники социализма и гордятся этим.

Ю р и й: - Я читал в интернете на одном из форумов мнение, делить совков на умных и глупых. Совкам в свою очередь противостоят советские люди. Настоящие советские. Их характеризует терпимость к неустроенности жизни в бытовой сфере как временных явлений, связанных с экономическими трудностями, переживаемыми страной, всем народом. Они мобильны, всегда готовы, как пионеры, проявлять энтузиазм, трудовую самоотверженность в интересах общества, для достижения благополучного будущего.


Они универсальны, брались за любое дело, любую работу, если видели в этом общественную необходимость. Строили, восстанавливали разрушенное войной хозяйство, осваивали целину, ехали на БАМ, добывали нефть в сибирской глухомани, куда только вертолетом можно долететь. В повседневной жизни довольствовались тем, что есть, и не жалели себя во имя лучшего будущего своих детей, своего народа. У них было развито чувство социальной справедливости.


С в е т а: - Про советских людей нам рассказывать не надо. На примере своих предков, большая часть жизни которых прошла при социализме, знаем, какими они были. Советская литература, лучшие признанные писатели воспели доблестные черты советского человека. Так кто же такие совки?


Ю р и й: - И я к тому. Есть мнение, что совки составляли прямую противоположность настоящим советским людям, бескорыстно преданным идеалам социализма и коммунизма, самоотверженно участвующим в строительстве светлого будущего.


А н д р е й: - От Юры вразумительного ответа не дождёшься. Всё довольно просто. Я тоже читал. Совки появились после разоблачения Хрущевым культа Сталина. "Мы пострадали от раскулачивания, от репрессий, за самиздат и прочие прелести тоталитарного режима".  Умные совки на этом сделали себе карьеру. Достигли высших эшелонов власти. Глупые вторили умным: нам недодали. Считали, что могут не исполнять обязанностей. "Мы ущемлены государством, властью, и потому должны получить в готовом виде, что заслужили. Мы - пострадавшие".


М а р и н а: - Всё равно никакой ясности.


Р о м а н: - На одном из интернетовских форумов прочитал, что советский человек был устремлен в будущее, совок - в прошлое. Совки были в советское время и не исчезли  в наше. Советский человек не признавал преимуществ социализма, но хотел жить в лучшем мире. Для совка лучший мир это мир сталинского порядка и организованности. Жили в бараках? Низко оплачиваемый каторжный труд? Отсутствие реальных прав гражданина свободной страны рабочих и крестьян? А до чего дожили сегодня? Где социальная справедливость? Опять вернулись к эксплуатации трудящегося человека.


В и т а л и й: - Полностью с тобой согласен. Нынешние совки хотят нового Сталина с его твердой рукой и социальной демагогией.

А н т о н: - Ну, не скажи. Сталин не был демагогом. К нему почтительно относились, его признавали такие политики как Черчилль и Рузвельт.


С е р г е й: - Что они знали о Сталине? Даже советские люди, советский народ чтил и превозносил Сталина, введенный в заблуждение сталинской пропагандой, не ведая о репрессиях, о сталинских злодеяниях как в верхах, так и по отношению к рядовым рабочим и крестьянам.


А н т о н: - Опять обвинения в репрессиях, придуманных антисоветчиками злодеяниях. Не было ничего этого. Велась правильная и справедливая борьба с врагами социализма, врагами советской власти, власти трудового народа.  И если среди врагов оказывались несознательные рабочие и крестьяне, им что? следовало потакать?


С е р г е й: - Интересно, что среди совков оказался такой успешный и признанный читателями современный писатель как Захар Прилепин.

Т и м о ф е й: - Это тот, что написал роман о Соловецком лагере "Обитель"?

С е р г е й: - Он самый. В одном из своих сборников возмущается, как посмели советских людей называть совками. И не догадывается, что сам и есть совок настоящий.


В и т а л и й: - С Прилепиным всё понятно. Ведь он - национал-большевик, сподвижник экстремиста Эдички Лимонова. Живописуя пребывание заключенных в Соловецком лагере, придерживаясь правды содержания в лагере смерти, он далек от осуждения варварства чекистского правительства, методов борьбы с не признавшими советскую власть людьми, при этом отказавшимися от борьбы с ней. Тему ГУЛАГа в полном объеме изложил Солженицын. Вся остальная литература, мемуары узников ГУЛАГа лишь иллюстрации к написанному нобелевским  лауреатом. Эта тема в художественной литературе исчерпала себя. Пусть ей занимаются историки, дополняя и уточняя. Для современного читателя она не актуальна.


М а к с и м: - И я так же считаю. Сколько можно долдонить про лагеря. Во-первых, они не были сталинскими. И если в лагерях были злоупотребления в обращении с заключенными, то, причем тут Сталин. Уродов везде хватало и хватает. А тем более в таких организациях, где приходиться иметь дело с преступниками. Чего с ними церемониться, когда они на свободе грабили и убивали ни в чем неповинных людей.


М а р и н а: - К убийцам  снисходительного отношения быть не может. Но это не значит, что в заключении над ними  надо издеваться, истязать, подвергать телесным пыткам. Мы сейчас ведем речь о невинно пострадавших.


А н т о н: - Это кого ты считаешь невинно пострадавшими?  Солженицына? Или школьницу Нину Луговскую? По-вашему невинно пострадали Тухачевский и остальные военачальники?


А н д р е й: - Солженицын зря выразил недовольство, что его боевого офицера арестовали и наказали лагерем. Не надо было злословить в адрес вождя. Каким бы Сталин не был, ему принадлежала вся полнота власти в стране. Какому правителю понравилось бы, когда Солженицын сравнивал сталинские порядки с крепостным правом? Кто, обладающий верховной властью, допустил бы создание организации, направленной против Сталина, хотя она и выступала за восстановление ленинских норм?


А н т о н: - Полностью согласен. Солженицын не прекратил борьбу с существующей властью в стране, когда Сталина уже не было. Возьмите его обращение «Письмо вождям Советского Союза», в котором предлагал отказаться от коммунистической идеологии.


М и х а и л: - Но Солженицын выступил с разоблачением Сталина, показал, что из себя представлял тиранический режим.

Н а т а ш а: - Солженицын заслужил признание у современников книгой «Архипелаг ГУЛАГ». Нобелевскую премию ему присудили не за выдающиеся литературные достижения, а за то, что был антисоветчиком.


А н т о н: Вот именно. Солженицына и диссидентов пытаются сегодня представить героями, которые смело и самоотверженно не побоялись вступить в борьбу с ненавистным для них режимом. На самом деле они выступили против своей страны, своего народа. Они пошли к врагам нашей Родины, полагая, что с помощью врагов создадут в стране правильное справедливое устройство. Но из этого ничего не вышло. Они ничего не добились. Их борьба, их деятельность была неизвестна и не поддерживалась основной массой народа. Находили себе поклонников и последователей среди малой прослойки интеллигенции, которые на народ смотрели как на темное, непросвещенное быдло. Только они знают истину истории, только им ведомо, как надо управлять страной, чтобы обеспечить демократию и справедливость.


А н д р е й: - Это уж точно. Ни возомнившие себя благодетелями народа, борцами за народное счастье диссиденты, а главы трёх союзных республик подписав соглашение, развалили великое и могущественное государство. Повторяю ни диссиденты, ни народ, которого продолжают многие именовать творцом истории решили судьбу страны, определили дальнейший ход истории. Вряд ли Ельцина, Кравчука и Шушкевича можно назвать, причислить к великим личностям. Но именно их сговор, сочиненный ими документ повлиял на дальнейший ход событий, ход истории.


С в е т а: Солженицын заслуживает светлой памяти, уважения и признания. Но только со стороны современников. Новые поколения не станут его читать, и соответственно поклоняться. То, что им следует знать о сталинском времени, о строительстве социализма в  СССР и его результатах, узнают из учебников истории. Не станут тратить время на чтение книг, в подробностях расписывающих зверства свирепого антинародного режима. У нашего поколения и у тех, кто будет жить после нас, свои насущные проблемы. Описанное Солженицыным уйдет в прошлое и останется в прошлом. Нам на нашу жизнь хватит своих текущих проблем. Их будем решать. Не вдаваясь в подробности пережитого нашими предками.


Н а т а ш а: - Антон упомянул Нину Луговскую. Кто читал ее дневники? Понятно. Кроме Сергея и Антона о школьнице Луговской никто не слышал и не ведал. Вот ещё одно свидетельство того, что Сталину и социализму противостояли одиночки, никому неизвестные, потому их имена подлежат забвению. Как и имена тех, о ком граждане услышали, но остались равнодушными к их судьбе. А Нина Луговская любопытный экземпляр.


Ю л я: - Откуда такое пренебрежение к школьнице, пострадавшей в период сталинских репрессий?


С е р г е й: - То, что девчонка пострадала, это факт. Но кто в этом повинен? Чего захотела? Убить Сталина и сделала по этому поводу запись в дневнике.


Ю л я: - Но ведь запись сделана тринадцатилетней девочкой. Ещё глупенькой. Осуществить свой замысел не смогла бы, а скорее всего и не решилась бы.
А н т о н: - А что оставалось делать органам, обнаружившим эти записи на квартире репрессированного отца? Себя подставила и мать с сестрами обрекла на лагерные сроки. Какой это к чёрту героизм?


Ю л я: - А я и не говорю, что это героический поступок. Но понести такое наказание да ещё заодно наказаны мать и сестры. Это и характеризует бесчеловечность сталинского режима.


М а к с и м: - Опять Сталин. Да Сталину никто и не доложил о выходке школьницы. Наказали по заслугам. И если дети не несут ответственности за родителей, то с родителей вправе спросить за воспитание ребёнка. Им повезло, что сразу после ареста отца мать не отправили в лагеря, а детей в детдом врагов народа.


С в е т а: - Героизировать Нину Луговскую никто не собирается. Судили ее, когда было 17 лет. Меня удивило, что после разоблачения культа Сталина добивалась реабилитации. Уцелела. Выжила. И слава Богу! Радуйся, что за свою глупость отделалась лагерем.


П а в е л: - Среди тех, кто пострадал от сталинских репрессий были невиновные. Их было великое множество. Но значительную часть осужденных политических составляли те, кто открыто или тайно ненавидел вождя, осуждали, выступали против, считали, что они знают, как управлять такой необъятной страной, как надо строить социализм, как обеспечить правопорядок, сделать жизнь населения всей страны здоровой, успешной, зажиточной.


А н т о н: - И при этом обеспечить обороноспособность государства, вывести государство, в котором 80 процентов крестьяне без сельскохозяйственной техники, в число передовых индустриально развитых стран.


С е р г е й: - Это не значит, проводить индустриализацию за счет уничтожения крестьянского населения. Голодомору нет оправдания никакими ссылками на государственную необходимость промышленного развития. Недовольных при Сталине хватало. Но с тираном одними возмущениями и призывами не повоюешь. Тем более его ничто не останавливало. Он не ждал, когда его соперники, организуются, отстранят от единовластного правления. Сначала разделался с теми, кто мешал захватить власть в стране. Потом продолжил расправу с народом.


В и т а л и й: - Я тоже считаю, что большинство репрессированных не подлежит реабилитации. Какая реабилитация? Какую реабилитацию заслужил Солженицын? Хрущев пошел по простому пути. Пострадал от тоталитарного режима, подлежит реабилитации.  То же самое сделали с Тухачевским и другими военачальниками.


Т и м о ф е й: - Не скажи. Их обвинили в военном заговоре, им приписали сотрудничество с гитлеровским руководством.


А н д р е й: - Это была подстава. Великолепная подстава Гитлера. Здесь он здорово обошёл и обманул Сталина. В руки вождя попали секретные документы, свидетельствующие о том, что целая группа советских военачальников работала на немцев.


С е р г е й: - Глупости всё это. Сталин знал, не сомневался, что это фальшивка. У него были все возможности убедиться в этом. Он преследовал другие цели. Хотел навести порядок в армии. Провел под этим предлогом чистку, как это делалось неоднократно в рядах партии.


Б о р и с: - Поэтому реабилитировали Тухачевского и тех, кто с ним заодно пострадал, правильно.


Р о м а н: - Хотя Сталин подстроил расправу над высшим командованием армии, согласен, в этом случае пострадали невинно. Но почитайте биографии этих заслуженных полководцев.
Тухачевский возглавлял штурм Кронштадта во время мятежа. Что стало с матросами, вы знаете. А расправа над восставшими тамбовскими крестьянами. Армия не просто воевала с недовольными крестьянами. Брали в заложники семьи. По личному приказу Тухачевского восставших травили газами.
Не буду перечислить всех. Назову земляка Аркадия Львовича. Латыш Роберт Эйдеман родился в Валкском уезде, а в латвийской Валке прошли школьные годы нашего учителя истории. Эйдеман занимал высокие командные посты в Красной Армии. Был длительное время начальником и комиссаром Военной академии имени Фрунзе. Но есть ещё другие зловещие факты его биографии. Руководил карательными экспедициями,  подавлял выступления в тылу Красной Армии. Будучи командующим войсками внутренней службы Украины, вёл борьбу с «бандитизмом», брали заложников, расстреливали «сочувствующих».


У всех этих военных, которых Хрущев поторопился реабилитировать, руки по локоть в народной крови. Эти пламенные революционеры не щадили трудящиеся массы ради светлого будущего.


Б о р и с: - Но ведь они понесли наказание не за свое участие в расправе над трудящимся населением. Их расстреляли по обвинению, к которому они не причастны. В этом несправедливость, их невиновность.


В и т а л и й: - Моя бабушка любит повторять: «Бог шельму метит». Пострадали по злому умыслу Сталина. Расправился высшей мерой наказания. Но по жизни их следовало расстрелять. По-божески получилось. Возмездие за кровь и смерть простого народа состоялось.


С в е т а: - Аркадий Львович, весь урок, молча, слушали нас. Ни разу не поддержали ни одну из спорящих сторон. Какое ваше резюме высказанным точкам зрения?

А р к а д и й  Л ь в о в и ч: - Ваш спор воспроизвел те споры, которые не утихают до сих пор у нас и за рубежом по поводу нашей страны. Историки утверждают, что гражданская война осталась в прошлом. Сегодня никто не делит граждан на красных и белых. Но в девяностые годы с распадом СССР, хотя и удалось избежать войны вооруженной, войны кровопролитной, война началась и на сегодняшний день не окончилась. Пока перевес на стороне тех, кто отказался от ленинско-сталинского социализма. Попытка построить социализм с человеческим лицом Горбачеву не удалась. Возвращение к капитализму – вряд ли лучший вариант, на который пошли руководители великой во всех смыслах страны. Но на сегодняшний день другой, лучшей экономической системы не оказалось.

Рыночная экономика имеет стимулы и рычаги для развития материального и духовного производства. Развития, роста. Пока человечество не знает, не нашло более эффективного способа не просто выживания, а решения социальных проблем в масштабах общечеловеческих. Во всяком случае, на сегодняшний день рыночная экономика не исчерпала себя. Когда все страны, все народы мира достигнут в развитии производства уровня передовых, самых развитых стран, видимо перед человечеством откроются новые возможности, мировая экономика вступит в новую, иную стадию развития, как это зафиксировано историками в прошлом, в прошедшие исторические эпохи.
Ныне живущим поколениям надо не столько заглядывать в далекое будущее, предугадывать и предсказывать возможное развитие, сколько внедрять и совершенствовать то, что имеем, чем располагаем. С учетом психологии современного человека, его материальных, социальных и духовных потребностей и возможностей.

          Что касается совков. Будет правильно и справедливо признать всех советских людей, тех, кто родился, вырос, получил воспитание и образование в советское время, совками. В разной степени, в разной мере. Но мы – старшие поколения  - все совки. Бояться и стыдиться этого не стоит. Совки - порождение эпохи, или, как утверждали Маркс и Энгельс, продукт общественно-экономической формации. Социалистический строй сформировал свой тип человека. Совок впитал в себя много хорошего, обрёл качества, которыми должен обладать человек будущего. Вместе с тем не избежал, впитал в себя немало  скверного и унизительного, чем богат был социализм Страны Советов.


          Как и следует в таких случаях, мы настолько разные. Одни сажали, других сажали, третьи доносили, четвертые на протяжении всей жизни оставались порядочными людьми. Ну, не в полном объеме идеальные. С некоторыми несуразностями, в чем-то  и в каких-то обстоятельствах оказывались не на высоте. В целом, в главном, в важном все-таки порядочными.  Именно они составляли самую значительную часть общества, его абсолютное большинство – это простые советские люди.


                http://www.proza.ru/2015/11/19/1590


Рецензии
Интересно было последить за дискуссией учеников.

Эми Ариель   02.05.2016 19:42     Заявить о нарушении
Спасибо, Эми! До новых встреч на Вашей странице.

Георгий Кончаков   02.05.2016 20:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.