Почему я не стал Генералом! - 5 глава - 6

   
     Глава – 6

  Шли первые дни августа, а в Амбарчике  уже несколько раз шел снег,  и начались ранние,  утренние заморозки,  правда,  слабые.
   Ехал я пассажиром в каюте знакомого парня,  который работал на этом пароходе в должности старшего масленщика.
   Вот миновали город Нижне - Колымск, ну  что это за город?
   Просто старинное деревянное одноэтажное село, расположенное на левом берегу реки Колымы.
    Здесь осталась одна баржа, с  грузом предназначенная для местного населения, а мы двигаемся дальше.
      Находясь на этом пароходе и разговаривая с разными людьми, я от одного Зэка,  из команды услыхал следующий рассказ:
    «Погрузили нас Зэков около 500 - 700 человек в морской пароход.  Это было в 1938 году весной.
   Вольняшек кроме команды и охраны никого на пароходе не было.
    Разрешено нам было находиться на палубе парохода,  так как в трюмах,  где стояли пары,  было душно.
  Конечно  охрана следила за нами во все глаза,  на палубе можно было находиться только группами по  полчаса и только днем, остальное время проводили мы в трюмах.
 
   Но, вот вошли мы в пролив Лаперуза,  а это уже в Японских территориальных водах,  так как с одной стороны половина Сахалина принадлежала Японии с  Русской - Японской войны и захваченная ими у нас, а с другой стороны сама Япония.
   Но, вот на горизонте видим,  идет к нам Японский военный корабль и сигналит нам,  чтобы мы, то - есть наш пароход остановился.
     Делать ничего не оставалось,  как остановить машины и стать в дрейф. 
   А  в это время нас,  я как раз был на палубе, стали загонять обратно в трюмы,  но с военного корабля  уже шел к нам  их катер,  с какими - то людьми.
   Нас даже  не успели спровадить, всех в наши твиндеки – «свиндеки».
     Охрана видя это,  но чтобы не показать,  что везут заключенных, стали заворачивать воротники с петлицами во внутрь гимнастерок и винтовки -карабины попрятали.
 
   Итак, спущен трап и видим,  что с катера по нему поднимаются несколько военных японских офицеров,  а с ними двое европейцев,  один их них одет в гражданский костюм  а второй в Русской офицерской казачий форме.
   Как только они поднялись на борт судна,  а их уже у трапа встречал капитан нашего парохода.
    Один из японских офицеров, по всей вероятности старший по чину,  через переводчика европейца,  хорошо говорящего на русском языке.
    По всей вероятности,  был из русских эмигрантов,  он и   задал следующие вопросы капитану:
 - Кому принадлежит ваше судно?
 Капитан ответил:
   -  Как видите Советскому союзу, -  и показал на развивающейся флаг на мачте.
  - Куда следуете?
 - В порт Нагаево, -  был ответ.
   – Какой груз везете?
  - Везем  контрактованных, а это так  нас заключенных назвали,  для  работы на Чукотском полуострове.
    – Тогда пройдемте, я ознакомлюсь с Вашими судовыми документами.
 Капитан ответил:
   - Пожалуйста,    документы у нас в порядке. 

  Да, чуть не забыл, когда катер шел к нам, а судно стояло в дрейфе, в ожидания его.
  Как потом,  мы узнали,  судовой радист старался передать по радио о том, что судно задержано Японцами,  но так и не мог связаться с Владивостоком.
  К тому же,  как только японцы поднялись на борт,  к радиорубке сразу же было ими поставлены два японских моряка,  а радиста из радиорубки попросили выйти.
    Пока японцы ушли с капитаном,   а с ними и переводчик,  второй японец все время стоящий,  как бы в стороне остался у трапа, но вот он подошел к одному из наших Зэков и на чистейшем русском языке обратился к нему:
   -  Ты кто?
  А тот ему ответил в тон:
  -  А  ты, что не видишь кто я?
  – Да   вижу и много здесь вас?
   – Хватает, -  ответил тот на его вопрос.

  Минут через 30 - 40 вся группа японцев,  а также наш капитан вернулись обратно на палубу и здесь произошел весьма  любопытный разговор:
   Вначале старший из  японских военных моряков, что – то сказал европейцу переводчику на своем языке,  а тот вынул какую - то бумагу из своей папки и на русском языке сказал:
 - На вашем судне находятся такие - то и такие граждане,  и он перечислил их по фамилии, и  прошу их вызвать на палубу парохода.
  Капитан,  а также старший из охраны,  стали говорить,  что это произвол,  вы находитесь на территории Советского союза и так далее.
   На  что он возразил:
   - Вы находитесь в территориальных водах  Японии и если вы не выполните приказание,  мы ваше судно арестуем,  как нарушителя и отбуксируем в один из наших портов?

   - Что было делать капитану и начальнику  охраны,  если не подчиняться, то они сами пока окажутся арестованными и  потеряют не только 8 - 10 человек Зэков.
   А всех 700  человек,  которых японцы безусловно освободят и  используют в своих целях,   да и самим тогда не сносить головы  от наших властей,  но  во втором случае несколько будет легче,  они сохранят всех, кроме, упомянутых в их списке.
   – Решайте Вам на обдумывание пять минут,  а что было уже решать?  Итак, согласно, их списка на палубу было вызвано 8 - 10 человек людей и каких людей?
   Это были худые,  как бы забитые пожилые мужчины в возрасте от 45 - 60 лет и ну просто доходяги.
   И тут вдруг старший японец,  довольно на чистом  русском языке, обращаясь к нам сказал :
   - Господа! Вы свободны,  прошу всех Вас пройти на катер.
  Вызванные «доходяги» переглянулись между собой, кое - кто из них переступил с ноги на ногу,  как бы не решаясь выполнить сказанное.
    Японский офицер улыбнулся,  а переводчик его еще раз повторил:
   - Да, да  Вы свободны, идите пожалуйста на катер.   Все будет.  Окей!
    После этих слов они гуськом,  как бы еще не веря, стали спускаться вниз по трапу на стоящий у борта катер японского военного корабля.
   К тому времени тот подошел еще ближе к нашему пароходу,  ну на 100 - 150 метров,  наводя на нас орудийные башни.

   Мы  конечно,  понимали,  что они стрелять по судну не будут,  ну, а для пущей важности,  для испуга это делали.
   Итак  все спустились на катер,  переводчик крикнул:
     -  Можете продолжать ваш рейс с «контрактованными».
   Японцы отдали честь,  и катер,  заработав моторами,  быстро удалился к своему кораблю.
   Нас  всех сейчас же охрана заставила  спуститься в трюма парохода и вот тут мы стали искать тех,  кто с теми увезенными был рядом с ними,  спал и знает, кто же они были такие:
  -  Неужели это все были японские шпионы? Так что - то старые для таких дел, да и не похожи они на них?
    В результате опроса и выяснений оказалось, что все это - контрики - враги народа,  сужденные по 58 статье,  а между тем все они оказались учеными, профессорами,  докторами наук и академиками!
   Вот так клюква! Но, как могли знать японцы о том, что они именно находятся на нашем пароходе? Это было загадкой.
   Как видно их разведка работала на много лучше чем наш легендарный Штирлиц и это уже последние слова,  добавил насчет Штирлица - сказочного героя.
    Может быть эта была «параша»,  как говорят досужие на выдумку Зэки, а может быть,  какая - то доля правды в этом рассказе есть.
    А если это так,  то как становиться ясно,  что и капитан парохода и старший охраны были уже в Магадане сняты с работы,  арестованы,  осуждены и там же на Колыме сидели в лагерях.
   В то время только так  и должно быть,  а виновны ли они?......

Там же на пароходе,  находясь днем в капитанской рулевой рубке,  зашел разговор о разных интересных случаях и встречах.
 И вот капитан парохода рассказал,  как он в Амбарчике встретился с бывшим министром тогда Наркомом Речного флота Пахомовым,  которого тоже зачислили во врага народа,  дали ему 58 статью и на Колыму.
  Так, вот Пахомов работал уже,   будучи  Зэком шкипером  на сухогрузной барже,  которую надо было забуксировать.
   Подвалили мы к барже левым бортом,  рассказывает капитан,  я в мегафон скомандовал носовому матросу,  отдать галку и тут же сразу бросай кормовую,  а шкипер,  бывший нарком приняв носовую кричит:
  - Что ты сразу два конца бросаешь,  у меня не десять рук,  я тут один,  а я ему в ответ:
  - Ты же сам когда – то приказ по наркомату подписывал о том,  что на баржах матросов сократить,  хватит и одного шкипера,  так  что сам теперь крутись, как люди крутятся по твоему приказу.
 
   Конечно, это было жестоко с моей стороны,  но и обида брала за людей,  так как действительно одному на барже трудно,  тем более в рейсе,  а приказ о сопровождении матросов он тогда - то действительно подписывал,  вот теперь на своей шкуре пусть и испытает его целесообразность и верность.
     Да, конечно все это было так,  подумал я,  но  и приказ он не сам выдумал, а какие-то  умные головы  - «рационализаторы» наоборот.   
  Так  как наш рейс из Амбарчика  в Зырянку был как бы завершающим,  в эту навигацию,  ведь   шел уже сентябрь месяц.   
   То  бакенщики,  обслуживающие бакены и створы,  попутно снимались со своих таежных мест и  плыли потом вместе с нами в Зырянку.
   Один из них рассказал  тоже интересный случай на его участке,  обстановки, вот он:
 
   В этом году весной,  когда нас развозили по своим местам,  в одном месте размыло берег,  в ледоход и один створ.
    Столб  выкрашенный в белый цвет и указывающий направление движения судна по фарватеру  упал в воду.
    Ну, мы выкопали вторую яму,  укрепили створ на мысу берега и поплыли на другую сторону реки,  где стояла  моя избушка - землянка.
    На другой день поехал я проверять расставленные бакены и створы и вижу, что только вчера поставленного створа- нет.
  Подплыли мы с соседним бакенщиком к берегу,  видим, что кто - то столб просто выдернул из земли и бросил под яр берега.
   Но, кто?  Тут людей - то на сотни верст никого нет.  Снова поставили этот столб - створ,  в эту же яму и уехали,  а на следующий день все повторилось, створ опять был выдернут и валялся под яром на берегу.
   На этот раз мы вновь его установили и решили покараулить,  кто это делает.
   Переплыли на лодке на правый берег  и стали ждать виновника. 
   День и ночь прошла спокойно,  никто не появлялся так шутить,  а вот утром , видим из тайги вышел ее матерый хозяин,  подошел к створу,  обошел его вокруг что - то ворча и поднявшись, как человек, обхватив передними лапами снова раскачал ствол створа,  вырвал его из земли и бросил под яр,  поглядел потом на него и ворча удалился в тайгу…
 
  Ай  да  Мишка,  подумали мы,  видно его место наблюдения заняли мы створом.
   Через некоторое время,  мы вернулись к нарушенному створу и переместили его в сторону от мыса,  метров на 10 - 15  и уехали.
   И представьте себе,  он больше створ не трогал,  как видно действительно это было его любимое место,  где он сидел и любовался рекой и тайгой.
  Эпизод казалось  не очень большой,    но он заставляет задумываться о разуме животных только – ли у них инстинкты?
   На нашем пароходе в качестве пассажиров  плыло много разных «человеков»  с разных сторон,   тут были из Якутска,  прибывшие с корованом судов,  с Лены через Севморпуть,  минуя Владивосток, были и из  поселков и зимовок с ближайших островов и возвращающие на материк, через Магадан.
     Все они, конечно не покупали проездных билетов, да и не продавал их тут никто, все как бы были свои Колымчане и Чукчане,  Якутяне и Индигирцы  с реки Индигирка,  кто из бывших Зэков,  а  кто вольняшки.
  Как мы только ехали, они без всяких пропусков, так как по Северу и пограничников не было……….

Продолжение следует - http://www.proza.ru/2016/03/29/1888


Рецензии