Корабли уходят, остаются легенды

В Мраморном зале Новороссийской морской академии имени адмирала Федора Федоровича Ушакова будущих мореходов у входа встречает линейный корабль «Святый Павелъ» прославленного флотоводца. В морском сражении у острова Фидониси (Змеиный) 3 (14) июля 1788 года корабль сыграл решающую роль в победе русской эскадры над превосходящей силой турецкого флота.
Оговоримся сразу – не сам корабль, а модель парусника, выполненная в масштабе 1:25. Но с первых шагов морякам важно знать, что три имени – Александра Суворова, Григория Потемкина и Федора Ушакова – занимают особое место в освобождении берегов Черного моря и освоении Россией южных земель. Такова наша история. Такова слава морская.

А сами новороссийцы особое почтение оказывают кораблю «Силистрiя» - его модель (масштаб 1:50) встречает каждого у входа в Новороссийский государственный музей-заповедник. С борта этого парусника в сентябре 1838 высаживался десант на западный берег Цемесской бухты, положивший начало укреплению, а потом и городу. Долгое время – 13 лет - кораблем командовал Павел Нахимов – взошел на борт капитан-лейтенантом, сошел контр-адмиралом. Сам корабль был лучшим кораблем Черноморского флота по организации службы, боевой подготовке и маневрированию. Командующий флотом Михаил Лазарев часто держал свой флаг на «Силистрiи» и ставил ее в пример всему флоту.
Но у кораблей есть свойство уходить. «Силистрiя» с началом Крымской войны в сентябре 1854 года была затоплена у входа на рейд Севастополя между Константиновской и Александровской батареями, преграждая вход врагу, а «Святый Павелъ», изрядно страдавший в боях и потрепанный штормами, был разобран. Но легенды Черного моря продолжают жить рядом с нами. И помогаем им в этом мастер-судомоделист Валентин Силантьевич Шикин.

Если собрать воедино все модели судов и кораблей, выполненные мастером, получился бы не просто внушительный флот, которому и место было бы подыскать на грани невозможного, но и наглядное пособие по истории Флота России. Здесь и ботик Петра I, и баржи, ходившие по великим русским рекам, и легендарные парусники, и пассажирские, торговые суда века ХХ-го, и, конечно, танкеры. В Новороссийск из Одессы в 1964 году было переведено Управление нефтеналивного флота, преобразованного затем в Новороссийское морское пароходство, и возникла необходимость в подготовке кадров плавсостава, это непосредственно коснулось мастера производственного обучения профтехучилища № 7 Валентина Шикина. А как выучить будущих моряков, не «заразив» из любовью к морю и флоту? И легче это сделать, показывая что к чему, а не только рассказывая об устройстве судна.
Сначала в судомодельной лаборатории профтехучилища изготовили модели танкера «София», сухогрузного теплохода «Ленинский комсомол», атомного ледокола «Ленин», плавучего маяка «Северный», пассажирского лайнера «Иван Франко», учебного парусника «Товарищ». Материалом служили консервные банки, деревяшки, проволока. Все в масштабе 1:100. Так и начал свои дни «флот Шикина», ныне признанного мастера, почетного работника Морского флота, награжденного медалями, дипломами, грамотами, участника многих российских и международных выставок.

Началось все во время службы в армии, в начале 1950-х в Сызрани. Художник-оформитель клуба части Николай Бармин дал Валентину потрепанную копию картины Васнецова «Три богатыря», хост порван, местами отвалился грунт. Николай, до армии учившийся в художественном училище, показал, как заштопать порванные места, приготовить грунт, научил пользоваться мастихином, муштабелем, как подобрать нужный колер, как работать кистями. К празднику 8 Марта в 1955 году в Доме офицеров открылась выставка работ гарнизона – первая выставка, в которой принял участие тогда еще копиист Валентин Шикин. Правда, потом новороссийские профессиональные художники раскритиковали его работы, но навыки и, главное, небоязнь кропотливой и сложной работы остались и помогали всю жизнь.

Помогли и уроки деда по матери – Филарета Ивановича Угольникова, у которого в доме был большой набор инструментов, и который своими руками мог сделать едва ли не все. С младых ногтей этот человек приучал к технике и сыновей, и внуков. Валентин Силантьевич поеживается, вспоминая затрещины деда за невозвращенный вовремя и на место инструмент.

Профессии – самые что ни на есть обычные – судоводитель, шахтер, строитель, столяр, мастер производственного обучения и – уже свой инструмент в руках, модели. Сначала почти игрушки для подарков детям и взрослым, которые радовались им совсем по-детски, потом учебные пособия для будущих моряков, модели судов тех типов, на которых ребятам предстояло работать. Наглядные пособия изготавливались для учебных кабинетов строительного и индустриального техникумов, института Промэкологии, позже – для Высшего морского училища, но более всего – для Новороссийской мореходной школы, в которой проработал инструктором производственного обучения без малого 20 лет. Более полутора тысяч будущих моряков прошли через его судомодельный кружок. В школе специально была введена должность инструктора-судомоделиста - одна на все учебные заведения Министерства морского флота. Было изготовлено 85 моделей – от петровских гребных галер «Водолей» до современных супертанкеров типа «Крым». Все это демонстрировалось и на ВДНХ СССР, и в Центральном военно-морском музее в Ленинграде. Макет атомного крейсера «Киров» в разрезе по мидельшпангоуту корпуса, выполненный по приглашению Морской школы ДОСААФ, служит по назначению уже тридцать лет.

Позднее значительная часть моделей составила основу экспозиции Музея танкерного флота Новороссийского морского пароходства, располагавшегося на втором этаже здания морвокзала. Впоследствии одни модели судов погибли, другие оказались в чьих-то руках – новому руководству было не до таких «мелочей».

В 1982 году по заказу «Мосфильма» для съемок ленты «Тревожное воскресенье» режиссера Рудольфа Фунтова был изготовлен макет танкера «Казбек» в одну десятую величины 14,5 м длиной. В фильме – это бельгийское судно «Гент». В основе сюжета – пожар на танкере, который, находясь на плаву, сначала горел, а потом взрывался и тонул. Вместо реального судна взрывался и тонул макет, изготовленный мастером Шикиным и его учениками. Через три года «Мосфильм» вновь обратился с просьбой изготовить модель танкера «Борис Бутома» на этот раз для кинофильма «Свой хлеб». Но съемки проходили уже не в Новороссийске, а на Невинномысском канале в Ставропольском крае.

Это для взрослых. А для детских садов Новороссийского морского пароходства было построено около 50 игровых экспонатов, таких как корабль «Орел», пограничный катер, пассажирский катер, грузовик КамАЗ, легковой автомобиль, яхта, игрушка-магазин и т.п.
К концу 1980-х даже начальство в советской стране устало ждать светлого будущего и, сделавшись чрезвычайно прагматичным, для светлого настоящего стало особое внимание уделять финансам. Преобразованному в ОАО «Новошип» Пароходству стал излишним музей судомоделей, а мореходной школе оказался ненужным мастер судомоделирования.

В феврале 1994 года новороссийский детский клуб «Флотилия юных моряков» получил новое просторное помещение, ведущим преподавателем которого, взяв на себя заботу о его обустройстве, становится Валентин Силантьевич.  Здесь за шесть лет будут изготовлены и модели первого в мире нефтевоза-парохода «Зороастр», и единственного в мире плавучего храма «Святитель Николай Угодникъ», линейных парусников «Двенадцать Апостоловъ», «Силистрiя», а также ботика Петра ;. Этот ботик, к слову, будет воссоздаваться им неоднократно, Петр I – любимейший исторический герой Валентина Силантьевича.

- Петр I во всем первый, - говорит мастер. – Первая модель корабля, которая появилась в России, из его рук. Во время пребывания Петра Алексеевича в Англии в 1698 году король Вильгельм III Оранский подарил нашему государю модель стопушечного корабля «Royal Sovereign». Сейчас это гордость Военно-морского музея Петербурга. Длина ее более метра, сложнейший деревянный декор. Возвратившись из Великого посольства, Петр собственноручно сделал модель корабля и по ней сам принимал экзамены у возвращавшихся с учебы за границей российских недорослей.
В России по Волге и побережью Каспийского моря ходил единственный в мире храм на плаву «Святитель Николай Чудотворецъ». Долго искал материалы, как это может быть? В 1856 году в Англии по заказу был построен буксирный пароход, в разобранном виде привезен в Россию, собран, назван «Пиратъ» и долгое время служил по прямому назначению – буксировщиком. В 1903 году он был куплен астраханским рыбопромышленником Вельяминовым. Во время перестройки судно было разрезано пополам, сделана вставка около двух с половиной метров. Сама церковь располагалась впереди – алтарем к носу судна. Над верхней палубой возвышался только четверик с пятью куполами на световых барабанах, рядом располагалась часовня-звонница на шесть колоколов, она же штурвальная, отдельно висел благовест. В церкви были иконостас, хоры, клирос – все как положено у православных. В средней части находились каюты экипажа, причта, каюты для монахов и паломников, лазарет, пекарня, трапезная. Освятил храм епископ Астраханский и Енотаевский Георгий (Орлов).

- А это совсем небольшой корабль, - продолжает рассказывать Валентин Силантьевич, - бывший сейнер, рыболовецкое мирное суденышко, переоборудованное в тральщик, «Скумбрия». Но на нем были установлены системы залпового огня 82-мм РС «Катюша», вначале в носовой части судна, а потом еще и в кормовой. В ночь на 4 февраля 1943 года впервые в истории для поддержки десанта с моря была произведена стрельба СЗО «Катюша» с небольшого корабля, и только потом «Катюши» стали ставить на торпедные катера.

И все же отдельная песня мастера – парусники. Как не любить их, легендарные корабли легендарных капитанов? Та же Морская академия попросила свернуть часть парусного вооружения «Святаго Павла». Выполнил с болью. Потому что видел, как загораются глазенки ребят при виде красавца.

Творчество Валентина Силантьевича не ограничивается только корабельными моделями: в числе работ есть макеты пролива Босфор и Цемесской бухты с четырьмя сменными экспозициями происходивших в ней исторических событий, макеты фильтров для цементной промышленности, занявшие 1-е место на Международной выставке в Лейпциге в 1980 году, множество сувениров и единственных в своем роде памятных подарков. Как техник - младший научный сотрудник музея он вычерчивает чертежи кораблей, сыгравших свою неповторимую роль в истории Новороссийска, издает альбом собственных рисунков «С именем "Новороссийск" на борту» (первый выпуск в 2003 году, второй – в 2012), в котором собраны все корабли самых разных типов, когда-либо носившие название «Новороссийск».

Еще работая с курсантами мореходной школы, Валентин Силантьевич начал огромную работу по истории танкерного флота России. Прежде чем приступить к работе над моделью, необходимо изучить технические характеристики судна, найти описания, размеры, чертежи. Где, кем и когда были построены то или иное судно, корабль? Каковы его особенности? Материал для книги накапливался медленно, но верно. Учебное пособие «Очерк истории танкерного флота России (последняя четверть XIX - ХХ веков)» вышел в Санкт-Петербурге. В 2004 году книга заняла конкурсное место на лучшую работу среди преподавателей вузов, один перечень литературы включает в себя двести источников! Но – даже в Морской академии имени адмирала Ф.Ф. Ушакова книга востребована мало – каждый преподаватель читает предмет по своей методе.
Свое 85-летие мастер встречает у верстака, на «верфи», устроенной на подоконнике своей комнаты. Модели-иллюстрации к истории судостроения – новая серия работ. Как выглядела волжская баржа? Что новое придумал Кулибин? Как это выглядит? И вновь – инструмент, кисточки…

Благодаря мастеру новороссийцы видят вновь, пусть не на морских волнах, свои любимые корабли. Город такой, морской. Фантазия быстро дорисует семь футов под килем. Да, корабли, как и люди, уходят. Остаются легенды.




В августе 2018 года старый мастер ушел в последнее плавание. И остался легендой.






Встреча с учащимися Новороссийского колледжа радиоэлектронного приборостроения 2016 год.
Фото автора.


Рецензии
Лариса! Спасибо Вам за ПАМЯТЬ! За прекрасно профессионально выполненную работу по столь "не женской" тематике. Думаю, эту Вашу работу Вы могли бы предложить журналу "Катера и яхты", издающемуся в Санкт-Петербурге (если не найдёте адрес в интернете, я Вам вышлю). Только статью надо будет немного сжать и добавить фото Валентина Шикина за работой, с учениками, а также его модели. Кажется, в СССР был журнал для судомоделистов,но я о нём после 1991 года не слышал.
Какие Ваши работы ещё посвящены истории флота?
Рад знакомству, заходите в гости!
С Уважением!

Владмир Пантелеев   11.01.2017 16:35     Заявить о нарушении
Владмир, благодарю. Мне просто в голову не приходило, что можно отправить в "Катера и яхты". Теперь озадачилась, т.к. очерк у меня был в серии о людях Новороссийска. Историей флота конкретно не занималась, занималась черноморским краеведением, есть книга "Непознанный Новороссийск", но все это в рамках бывшего журналиста, который все равно привык писать, и для которого всегда находится что-то интересненькое.
Теперь, верно, поступлю по Вашему совету.
Рада знакомству.

Лариса Довгая   12.01.2017 15:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.