Треугольник Карпмана-Берна

      
          Выдуман образчик, модель  межличностных отношений - так называемый треугольник Карпмана, образованный тремя  вершинами, отражающими функции человека:
       Спаситель.
       Агрессор.
       Жертва.
       Этот треугольник ещё называют магическим, так как стоит в него попасть, то его роли начинают диктовать участникам отношения, выборы, реакции, чувства, восприятие, последовательность ходов и так далее.
       Самое главное - участники могут свободно "плавать" в этом треугольнике по его вершинам,  ролям.
       "Жертва" легко  превращается в "Преследователя" (Агрессора) для бывшего "Спасителя", а "Спаситель" - очень быстро становится жертвой бывшей "Жертвы".
       Это, по существу, модель любой семьи. Обычно его рассматривают для нескольких участников.
        Скажу дальше и больше. Даже у отдельно взятого человека может разыгрываться такая же тройственная коллизия. Без всякой шизофрении. Человек по своей психической сути тройственен ("Тройственность мира" http://www.proza.ru/2015/11/12/1322) и даже четвертичен ("Человек арена борьбы добра со злом?" http://www.proza.ru/2016/01/30/694), если единение этих трёх рассматривать как самостоятельное одно. Я об этом уже писал неоднократно.
       Человек может выступать сам для себя агрессором, жертвой и спасителем и быть, при этом вполне уникальным и одним человеком. В разные времена и в разных обстоятельствах преобладает та или иная функция.
       И для "Святой Троицы" можно применить эту же логику. Метафорически.
       Отец, Сын и Святой Дух образуют Единого Бога. А по своим функциям каждый может играть соответствующие роли - агрессора, жертвы и спасителя. По обстоятельствам.
       И индусские Тримурти (три лика, триада) - тоже, по сути, подобный треугольник. Брахма - Создатель, Вишна - Хранитель и Шива -Разрушитель. В своём единстве они представляют Единое Целое - духовное начало - Брахмана.
       Вот, относительно недавний научный эксперимент. Учёный Дидье Дезор из лаборатории  поведенческой биологии  университета  города Нанси поместил шесть крыс  в клетку, из которой  был только один выход - в бассейн.
       Чтобы добраться до пищи, крысам нужно было переплыть этот бассейн. Очень быстро выявились роли крыс: две  крысы, которых эксплуатировали, два эксплуататора, один независимый добытчик еды - сам плавал -  и одна крыса-изгой. Её все наказывали...
       Эксплуатируемые плыли за едой... Эксплуапаторы отбирали у них добытую пищу. Остатки оставляли им.
       Независимая крыса сама обеспечивала своё пропитание. Была достаточно сильна и эксплуататоры не лезли в её жизнь.
       "Козёл отпущения" не мог сам плавть и  защищаться от эксплуататоров. Он просто собирал  рассыпавшиеся крошки от еды других...
       Такая же катина повторилась в других двадцати экспериментах с крысами.  Два эксплуататора,  два эксплуатируемых, независивая особь и жертва для бития всеми...
       Мудрый Дедье решил  кое-что проверить...
       Поместил в одну клетку  шесть "эксплуатаров" из других экспериментов.
       Они дрались всю ночь...
       Утром была воспроизведена известная схема: два эксплуататора, два  "пролетариата",  независивый объект и "козёл отпущения".
       Не всё так однозначно в реальной жизни,  как представляется  в гипотезе Карпмана-Берна!

       "Эксперимент Кэлхуна. Проблемы интерпретации."  http://proza.ru/2020/09/05/1119
      


Рецензии