Видимость и сущность

Видимость и сущность
Айсберг и на вид бывает большим и движения его по океанским просторам плавные и величавые. Но откуда эта величавость движения айсберга происходит? Она в том, что он только на одну восьмую возвышается над поверхностью воды.
Также поэтично-романтически сравнение нашего восприятия мира выразил поэт и нобелевский лауреат:
«Ты – большая капля росы под листом лотоса, а я – маленькая капля на его верхней стороне», - сказала Росинка озеру».
Мелкое болото с черной водой производит впечатление глубины; и наоборот, - глубокое болото поросшее травой с кочками, может скрывать истинную свою бездонность.
Вот и человек существо скрытное. Как каждый человек живет двумя жизнями: одной – явной, другой – скрытной, индивидуальной. Так существуют и два рода воспитания: одно – по установленным правилам, другое – непосредственное, подсознательное, и оно-то почти всегда имеет гораздо большее значение.
Высокая репутация – это всегда первейшая необходимость для жуликов. Но если как следует покопаться, то можно обнаружить в основе даже самых похвальных поступков низкие побуждения. Как, даже в самом чистом воздухе химик найдет следы непригодного для дыхания газа. Всё дело – в пропорциях.
Человеку свойственно мечтать и строить для себя  замки, в сознании своем. Ему довольно иногда созданного им самим призрака, чтобы решить дело (о себе родимом) в любую сторону: вот он я, - такой и всё тут, а затем – легче умереть, но (ни за что на свете) не признаться в ошибке (оценки себя).
Шум (вокруг события) ничего не доказывает. Есть пример: курица, снесши яйцо, часто клохчет так, как будто она снесла небольшую планету с миллиардами жителей!
И каждый человек, подобно луне, имеет свою неосвещенную темную сторону, которую он никому не показывают, - так в любом деле есть свои нюансы, свои скрытые маленькие хитрости, без знания которых мы только делаем видимость дела и\или совсем плохо делаем его.
Много есть людей с красивой внешностью, которым, однако, нечем похвалиться внутри.
Большинство из нас – это не мы (как мы предстаем перед людьми). Наши мысли – это чьи-то чужие суждения; наша жизнь – это мимикрия (приспособление к окружающей обстановке); даже наши страсти (любовь, ревность, злость) – это цитаты, (которые мы видели и которым научились по книгам и фильмам).
Почти каждый человек, если поверить ему на слово, придерживается совершенно не тех убеждений, какими руководствуется на самом деле в жизни.
И всё человечество, в массе своей, никогда не будет стремиться увидеть вещи такими, какие они есть… (все всегда мечтают).
В наших делах видно, сказывается, - что мы есть такое в действительности; а в словах – мы только то, - чем должны были бы быть.
Не всегда высоко то, что занимает высокое положение, и не всегда низко то, что занимает положение низкое. Се ля ви.
Человеку – единственному из всех животных на свете, дана способность смеяться и рыдать, - потому что из всех живых существ, только человеку дано видеть разницу между тем, что есть и тем, что могло бы быть.
_________________________
Все множество афоризмов в одну тему. И это множество каждый может отнести на свой счет.

Видимость и сущность часть 2

Человек загадочен. У каждого человека три характера: 1) тот, который ему приписывают; 2) тот который он сам себе приписывает; 3) и, наконец, тот, который есть у него в действительности.
Также у времени будущего, о котором мечтаем, есть несколько имен. Для человека слабого имя будущего – невозможность: «ой! Этого мне не достичь, это для меня невозможно…». Для человека малодушного (боящегося всего и вся) имя будущего – неизвестность: «ой! а вдруг будет не так…». Но для человека глубокомысленного и доблестного имя будущего – идеал: и он делает шаги к идеалу всегда, каждый день, каждый час и минуту, хоть маленький, но шаг, продвигающий к мечте.
Ничего нет внутри у тех людей, которые постоянно выставляют всё наружу: живут открытой жизнью – «душа нараспашку». Такие выглядят простаками-дураками. Поэтому большинство людей редко выставляет напоказ свои недостатки – большинство старается прикрыть их привлекательной оболочкой (создают псевдоним).
В искусстве сказано: «Шекспир не главное, а примечания к нему».
Некоторые люди часто думают надвое (и так и так, учитывая и плохой исход), и это кажется нам двоедушием. Человек всегда идет к прямой цели, но идет оглядываясь по сторонам, и потому походка его и кажется уклончивой и колеблющейся. Ведь лбом стену не прошибешь (обход нужно искать), это только глупые птицы прямо летят и ударяются в большие стекла окон современных небоскребов.
Если под характером человека разумеется решительность действий в одном направлении, то характер будет не что иное, как недостаток размышления, не умеющего указать воле другие направления. Если тень человека идет впереди его, это же не значит еще, что человек идет за своей тенью. Характер и должен быть разносторонним.
Многословие вредно и бесполезно. Но есть два рода болтунов: 1) одни говорят много для того, чтобы ничего не сказать (скрывая); 2) другие тоже слишком много говорят, но потому, - что не знают что сказать (демагоги). Одни говорят, чтобы скрыть то, что думают на самом деле, другие забалтывают многословием, - чтобы скрыть, что они ничего не думают, что у них нет никаких мыслей.
Как важно всем нам учиться. В учебе надо повторять уроки, чтобы хорошо помнить и знать; а в воспитании морали и нравственности надо, наоборот, сразу хорошо помнить ошибки, чтобы их не повторять впредь.
Сюда включается цитата актуальная для нас сегодняшних. Ключевский В. О:
«В России нет средних талантов, простых мастеров, а есть одинокие гении и миллионы никуда не годных людей. Гении ничего не могут сделать, потому что не имеют подмастерьев (помощников, единомышленников), а с миллионами ничего нельзя сделать, потому что у них нет наставников-мастеров (и нет желания учиться чему-либо). Первые (оказываются) бесполезны, потому что их мало; вторые бесполезны, потому их много (лентяев и неумех)».
Вопрос к религии, надежды на неё возлагают многие.
Почему от священнослужителя требуют благочестия? – Ведь врачу не вменяется в обязанность, леча других, самому быть здоровым.
В природе ничто не возникает мгновенно и ничто не появляется на свет в совершенно готовом виде. Вопрос о душе. Она развивалась также, как развивались тела организмов и животных. Вопрос – «Может ли существовать Душа без тела?», - заключает в себе целое нелепое рассуждение, основанное на разделении, на том, что душа и тело – две разные вещи. Но что мы скажем человеку, который бы спросил: «Может ли чёрная кошка выйти из темной комнаты, а чёрный цвет её остаться в ней (в комнате)?», - кошка не будет белой, выйдя на белый свет. Вот так и ответ на вопрос о душе, - оба вопроса одинаковые. Как цвет кошки принадлежит телу её, так и душа человека принадлежит телу его.
Все религии основывали свою нравственность на покорности, - то есть на ограничении свободы, на добровольном рабстве. Вот нельзя есть мясо особого вида, и вообще мясо (в посты), но человек захочет и поест, и он не потерпит урона своему организму: он не умрет и не заболеет даже. Но религия категорична – нельзя и всё тут! Не принуждаем, говорят, но отвергаем тебя, - если не покоришься, ты не наш, ты не Божий, и всё в том же духе. Добровольно будь рабом послушным.
Правильный ли это путь, если суммировать все афоризмы? Каждый решает сам.

Видимость и сущность часть 3

О люди! Жалкий род, достойный слез и смеха!
Жрецы минутного, поклонники успеха.
Как часто мимо вас проходит человек,
Над кем ругается слепой и буйный век,
Но чей высокий лик в грядущем поколенье
Поэта приведет в восторг и умиленье!
А. С. Пушкин.
Как будет выглядеть «москвич в Гарольдовом плаще» - нелепо, тот же Пушкин говорил. Всё равно, как «ворона в павлиньих перьях» - по Крылову. Потому что всякое подражание ведет к нелепостям.
Истинные таланты (а народ талантлив, бесспорно) на критику не злятся. Красоту таланта не повредить критикой. Поддельные бумажные цветы боятся дождя, размокают и разваливаются, так и талант определить легко, под дождем критики он не потеряется, а если его не было, то маленький критический отзыв загубит графомана на корню.
Маленькая течь может потопить и большой корабль.
Жизнь противоречива. Красивые птицы поют хуже других: цветастый попугай и райские птички с раскрашенными перышками лишь орут несусветно и в ноты никак не попадают, а серый соловей поёт так, что завидуют музыканты.
И другое противоречие жизни замечено людьми: постоянно оказывается так, что так называемые «дурные люди» от более основательного изучения жизни выигрывают, а «хорошие» теряют оттого, что места достаются «плохим».
«Если бы на свете существовали только репа и картофель, то, пожалуй, кто-нибудь сказал бы: как жалко, что растения стоят вниз головой» - говорил один из знаменитых писателей. Именно так и среди людей: люди не всегда бывают тем, чем кажутся, также как и дела их, бывает, приводят не к добру.
Много разумных людей сделали атомную бомбу: или они были неграмотными? – нет, они были все академики и ученые(!), или они были злые люди – нет, у них были семьи и дети и они были даже верующими и ходили в Церковь.
Люди, сознающие, что они блуждали по запретным тропам, не могут быть слишком строги. Да и не должны. Важны ведь не преграды, которые воздвигает любовь (та же любовь к человечеству); важно уметь прощать человеческую слабость тем людям, - которые оставили позади все эти преграды, и нужно разумно судить о всех последствиях вытекающих отсюда. А сделали атомные станции для производства энергии, и многие страны живут и пользуются электричеством, которое производят атомные станции, миллионы людей долгие годы пользуются атомной энергией и будут пользоваться.
Красота души придает прелесть даже невзрачному телу. И наоборот, безобразие души кладет на самое великолепное сложение и на прекрасные телеса какой-то особый отпечаток, который возбуждает в нас необъяснимое отвращение. Это можно понять по фильмам, где отрицательный герой с накаченным спортивным телом бывает красив, - но зрителю он неприятен, потому что поступки его плохие.
Люди полагают, что всё, что делается с разумным видом, с деловитостью, - то всё должно быть хорошо и разумно. Но люди бежали бы друг от друга, если бы видели один другого в полнейшей откровенности. Всё, что зовется благопристойностью, не более как красивая оболочка, прикрытие.
Но и живость ума не слишком красит человека, если ей (живости) не соответствует верность суждений. Не те часы хороши, которые быстро ходят, а те, что ходят правильно и показывают точное время.
Итак, во всем: «Пользуйтесь но не злоупотребляйте», зная, что ни воздержание, ни излишество, - не дают на выходе счастья.
Постоянная важность часто является лишь маской посредственности. Слова подобны листьям дерева: но дерево производящее очень много листьев - приносит очень мало плодов. Как та смоковница раскидистая и пышная, которую проклял Спаситель не найдя на ней плода, и она засохла от проклятия.
«По плодам их, судите их» - как сказано в Писании. Действия людей – это лучшие переводчики их мыслей.
К слову о религии: «Не тот является еретиком, кто согласно своему пониманию следует по словам Писания, но тот, кто следует указаниям Церковников вопреки своей совести и пониманию, основанному на Писании.
Кто представляет себя самого (в голове своей) больше, чем он есть на самом деле, - тот вероятно, испытывает такое желание, которое удовлетворить не в состоянии. Он считает себя кем-то. И тем хуже для него, когда он лишится своего человеческого достоинства, как только люди узнают, чего он стоит на самом деле, - узнают, что он не тот, кем представлялся.
Кто имеет рассудок, у того всегда находится достаточно слов, чтобы предстать перед другими достаточно вразумительно.

Видимость и сущность часть 4

Современный человек считает, что для того, чтобы стать инженером или токарем, квалифицированным рабочим нужно обязательно серьезно учиться, - и это действительно так. Но чтобы жить, просто жить – считается настолько банально, что не требуется никаких усилий, чтобы этому научиться. Потому что каждый «живет» по-своему, - и жизнь считается делом простым, в котором каждый является «знатоком».
А жизнь совсем не проста, как кажется. И во всем надо – смотреть внутрь. Многие вещи далеко не таковы, какими вначале кажутся; и непонимание наше, своевременно не проникшее сквозь оболочку (вещи, события ли), обернется разочарованием, когда дойдет до сути и нам придется столкнуться вплотную с той вещью (с событием ли).
Есть особенность жизни. Делать дело – и показывать дело – это разные вещи. Всё (у нас) оценивается не за суть, а за вид (народное: встречают по одежке). Чего не видно, того как бы и нет: иметь достоинство (талант, мастерство) и уметь показать его – это двойное достижение. Даже сам разум не встретит восхищения, если вид у него будет неразумный, - как представить, от этого много зависит.
Все люди о себе самих высокого мнения – и тем больше они мнят (возвышают) о себе, чем меньше всего стоят. Глупые готовы кичиться и самой малой своей добродетелью, известно (сам не похвалишь себя – кто же похвалит, от народа не дождешься).
Красивый плащ на золотой подкладке
Все прикрывает недостатки…
_______________________
Слугу не терпят, если он
Кой в чем искусней господина.
_____________________________
Коль столько блеска проявил
В искусстве врать и лицемерить,
Тому не будут уже верить,
Хотя б он правду говорил.   (Лопе де Вега).
Любая вещь имеет два лица. Снаружи как будто смерть, мертвое, а заглянешь внутрь – увидишь жизнь, и наоборот, под жизнью скрывается смерть (красивые ягоды о плоды бывают ядовитыми). Под красотой (в жизни) – скрывается безобразие, под изобилием внешним – жалкая бедность духовная. Под ученостью – невежество (видели священников учившихся в высших заведениях, но считающих Землю плоской, вокруг которой вращаются светила). Под мощью – скрывается убожество… под пользой – вред.
Однако, ничто притворное не может быть продолжительным. О том еще Соломон умнейший написал: нет ничего тайного, что бы ни открылось и не стало бы явным.
Нужно очень немного труда, чтобы отличаться утонченностью внешней и нужно очень много работать, чтобы отличаться утонченностью ума.
Легко и часто можно встретить людей, обладающих умом (умных), нежели людей способных употребить его (ум) в деле. Надо бы ценить ум в других и находить ему полезное применение.
А то нередко «дар богов» бывает «божьей карой».
Иногда только стечение обстоятельств (случай) открывает нашу сущность окружающим, и, главное, нам самим. Мысами не знаем о своих способностях, так как пренебрежительно относимся к себе.
Всякий раз мы смотрим на вещи не только с другой стороны, но и другими глазами – поэтому и считаем, что они переменились.
Какое множество людей не совпадают с видом:
Лжеправедники есть, как есть лжехрабрецы.
Бахвальством не грешат отважные бойцы,
А праведники те, что подают пример нам,
Не занимаются кривляньем лицемерным. (Мольер).
Но люди склоны быть доверчивыми. И ничему так твердо не верят, как тому, о чем они меньше всего знают. А поэтому, никто не выступает с такой самоуверенностью как сочинители всяких басен – например, алхимики, астрологи и экстрасенсы. Никто не знает мир потусторонний, и пояснить о нем никто не может ничего, вот и простор для сочиненья «сказок».
Искусство только восполняет недостатки природы.
А неразумие людей таково, что они часто не замечают яда внутри того, что хорошо с виду. Каждый видит и нас такими, какими мы кажемся, мало кто чувствует каковы мы есть.
Упрёкам и укорам стариков,
О люди, с уважением внемлИте:
Ведь эти люди ведают о зле
И о добре всех будущих событий. (Ас-Самарканди, который написал о Смбаде-мореходе).
Мы думаем, мир стал к нам злее и умножилась злоба людская, но таким мир был всегда и даже хуже возможно, если поэт и тысячу лет назад писал такие стихи, а он жил в 1120 году:
В этом мире неверном не будь дураком:
Полагаться не вздумай на тех, кто кругом,
Трезвым оком взгляни на ближайшего друга –
Друг, возможно, окажется злейшим врагом. (Омар Хайам).
Поэтому надо прислушаться к мудрости афоризмов:
«Не довольствуйся поверхностным взглядом». От тебя не должны ускользнуть ни своеобразие каждой вещи, ни её достоинство.
Есть такие краткие изречения, пословицы и поговорки, афоризмы, которые всем приятны и употребляются. Они не переходили бы из века в век, если бы всем людям не казались истинными. Афоризмы верны, точны и нужны для нашего развития. Читаем и внимаем и поймем для себя.
Конец.


Рецензии
Большое спасибо, Сергей! Особенно понравилась первая часть!
Беру Вас в избранные.

С уважением и теплом, Людмила.

Жеглова Людмила Петровна   20.11.2017 06:43     Заявить о нарушении
Благодарим за отзыв. Удачи и вам в творчестве.

Сергий Чернец   20.11.2017 14:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.