Разворот сознания

    В истории христианства было одно интересное явление: инквизиция. Это организация, работавшая по принципу «Цель оправдывает средства». Официальной целью было искоренение любой ереси ради сохранения чистого ортодоксального учения. А само же учение изначально заключалось примерно в следующем: «А имущество своё раздай бедным…», «Ударили по одной щеке, подставь другую» и, «Не судите, да не судимы будете», и т.п.. За это учение его основатель был казнён, попав в руки врагов по доносу предателя. И средствами же защиты его учения стали: система физического преследования инакомыслящих, построенная на пытках и уничтожении, вынесении приговоров, игнорирующих презумпцию невиновности, и активное использование доносительства. А основной движущей силой этого механизма было стабильное обогащение тех, кто прибегал к этим методам. Т.е., всё то, против которых так активно выступал тот, во имя кого они действовали.
    Возникает вопрос: а как же применяемые средства могли быть настолько противоположны тому принципу, защищать который они были призваны, и при том так активно поддерживаться всеми? Как можно такое делать и свято верить, что всё делаешь правильно? Как можно называть чёрное белым, а белое чёрным, и не видеть несоответствия? А вот, оказывается, можно, главное только методы подходящие подобрать.
    Например, когда сжигали еретиков, присутствие всех жителей города было обязательным. Сгоняли, как могли: и заманивали, где только заманить можно, и требовали, где можно требовать, и запугивали, что кто не придёт, у того проблемы будут. В общем, все обязательно должны присутствовать и смотреть. Давайте подучаем: с какими целями это могло делаться? Чтобы видели во всех деталях, что ждёт тех, кто подастся в ересь? Это само собой, но было и ещё кое-что.
    Вообще, если принудительно заставлять смотреть на такие зрелища, то первый раз обычный человек, наверное, проблюётся, а потом постепенно начнёт привыкать. А глядишь, со временем кому-то и нравится начнёт (такое бывает в человеческой психологии). Только это не будет называется на их языке «Мне просто нравится смотреть, как люди мучаются»; это будет называться как-то вроде «Еретикам никакой пощады!». И т.о., политика системы получит некоторую поддержку среди толпы. Но основной момент лояльности заключался в другом.
    Применялось постановление, что особо ретивые могут притащить свою вязанку хвороста в костёр осуждённого. Но если не хочешь, конечно, можешь не тащить – дело сугубо добровольное. Но только вот в чём проблема: политика системы заключалась в том, что лучше кучу невиновных людей на костёр отправить, чем пропустить мимо расправы одного «виновного». А содействие в выявлении «виновных» поощрялось: из конфискуемого имущества осуждённого часть отдавалась доносчику. И в силу такого порядка могло произойти следующее: если ты не носишь вязанки в костёр осуждённого, то к тебе присмотрятся особо бдительные поборники ереси. И вдруг кому-то в голову стукнет, что ты еретик, который только скрывается под личиной праведного католика? А там кто его знает, что у него в голове: может, искреннее убеждение, что действует правильно, а может, и корыстное желание получить часть твоего имущества (ну, или и то и другое чудесным образом совмещается). Только суть в том, что никто не будет разбираться, виноват ты или нет. Есть установка – как можно больше приговоров, и ей будут следовать. Будут пытать, пока не оговоришь себя, а потом предадут аутодафе. Так что твоя невиновность от костра тебя не спасёт.
    Если тебя без вины осудят, то, в твоём случае, это, конечно, будет ошибкой со стороны системы, но ведь система не практикует борьбу с такими ошибками. Получается, что соображения разумности действий с правдой как-то не совсем рука об руку идут. Да только как об этом сказать-то? Выйти вперёд и заявить, то святая инквизиция не права? Так за это сразу на костёр и попадёшь, вне очереди среди остальных. Вот и получается, лучше молчать. И подкладывать (хотя бы иногда) свои вязанки хвороста на костры осуждённых – так как-то спокойнее.
    Но вот однажды вдруг так случается, что на костёр отправляют не кого-то, а того, с кем ты до этого достаточно близко дружил. Ты точно знаешь, что никакой он не еретик, и это однозначная ошибка. Потому, что общался с ним больше всех, и как никто другой знаешь, что ничего запрещённого у него и в мыслях не было. Но вот только присматриваются в этот раз к тебе по-особенному: раз он твой друг, значит, и ты под подозрением. Если ты праведный ортодокс, и с ним столько знался, то, что же ты его не выявил? И раз ты от него не открещиваешься, и не несёшь в его костёр свою вязанку, значит, скорее всего, ты с ним заодно. А друг твой вот он –  сломленный пытками (или не до конца сломленный), и почти раздавленный оплевавшим его обществом, предпочётшим своё раболепие его человеческим правам и достоинствам. И если в нём и осталось какое-то достоинство, которое он пытается сохранить, то ему так нужна сейчас поддержка среди тех, кто покажет им всем, что верность и дружба стоят выше скотства и стадности идущей на поводу у мракобесов толпы. Хотя бы в глазах, хотя бы в одном поступке, (или в отсутствии того поступка, которого требует от тебя система). Но что же делать? Ему-то уже нечего терять, а твой вопрос стоит очень остро: жить тебе дальше спокойно, или ожидать, что каждый день будет последним днём свободного существования, и ночью за тобой придут истребители ереси. Так что иди и тащи свою вязанку в его костёр – намекают обстоятельства. А в глаза бывшему другу лучше не смотреть – ему уже не понять, что «так надо», так же как тебе уже не хочется думать, как ему это важно. А раз ты поставил свои шкурные интересы выше дружбы, то, как не крути, дружбу ты предал. И один раз смалодушничав, ты уже покатишься по наклонному пути, на котором будет остановиться всё труднее, пока не перейдёшь черту необратимости. А там уже, попав в прокатанную колею, будешь сам подгонять оправдания под её правила.
    Такими методами превращают человека в слепое орудие служения системе ренегатства и изворотливости, а потом это орудие потом ещё лезет со своей программой превращения других в такие же орудия, и ещё возмущается несогласию. Но только поди попробуй такому что-то своевременно объяснить – такие не умеют слушать, они умеют только кричать своё, и слышать только себя.
    Когда человек не понимает, что определённые вещи делаются целенаправленно, то его сознание не будет сопротивляться формированию того мировоззрения, которое запрограммировано этими условиями. Так же, как загоняемая охотником добыча бежит в нужном ему направлении, покуда думает, что сама выбирает, куда бежать. И в условиях существующего режима всё продумано, всё опробовано на практике и отлажено. Каждая мелочь, каждое положение работает на то, чтобы поэтапно подталкивать тебя на путь, в конце которого ты превратишься в то, что нужно хозяевам системы. А когда ты это сделаешь, тебе захочется постепенно перестраивать своё понимание вещей, чтобы видеть всё так, как тебе будет видеть легче. И однажды кто-то, возможно, твоя внутренняя совесть, а возможно, какой-то человек, начинают рубить тебе правду-матку о том, в каком болоте ты увязаешь. Возникнет возражение: «Но ведь я же никому ничего плохого не хотел. А тебя послушаешь, так я, получается, в чём-то виноват оказываюсь. Нет, извини, я не хочу тебя понимать!» Против него восстаёт дезориентированное чувство справедливости. «Подайте мне такую мораль, где я бы мог считаться виноватым только после того, как покусам захочу что-то сделать плохое!». И такую мораль тебе подадут. Святая церковь предложит свою альтернативу. Делай, как она учит, и в относительной безопасности. Прими её сторону, проникнись её учением, и она тебе даст свои гарантии, что тебе не в чем себя винить, в противопоставление её врагам, которых она неустанно искореняет. Прими её логику, и она даст тебе обезболивающее для твоей совести, всё ещё рисующей перед тобой глаза твоего друга, в которые ты так и не посмотрел. И у тебя появится мотивация ей поверить.
    Параллельно работает фактор стадности. Тебя окружают люди, которые давно уже приняли такую мораль. Они с тобой общаются, они тебя убеждают, они повторяют тебе день за днём, что только так и есть правильно. И где-то в глубине сознания работает соображение: «Ну не может же быть, чтобы все они ошибались!». Ты ещё пытаешься найти поддержу своему сопротивляющемуся инакомыслию в ком-то, а никого для этого рядом не находится. Кто будет тебя поддерживать из инакомыслящих, если всех их истребили? А если не истребили кого-то, то он затаился и молчит, потому, что боится доверять людям в обществе, наполненном гнилью и предательством. Вот и получается, что фактор конформизма помогает принять требуемую от тебя идеологию. И всё это только ещё в том случае, если тебе за себя самому всё решать приходится во взрослом возрасте. А если за тебя всё решают родители, которые с тебя детства заставляют тебя всасывать принятую мораль вместе с материнским молоком, то всё проходит ещё гораздо проще.
    Помимо всего прочего у системы ещё есть чутьё. У профессионального следователя чутьё на ложные показания, у таможенника чутьё на контрабандистов, у вора чутьё на то, что плохо лежит, а у системы истребления инакомыслия чутьё на инакомыслящих. И со своим правилом «лучше сто невиновных загрести, чем пропустить одного виновного» она не промахнётся. Так что крамольные мысли надо прятать как можно глубже, а ещё надёжнее отгонять от себя подальше. А альтернативные убеждения только того и ждут, чтобы защищающий твою совесть гарнизон покинул крепость. Поэтому, где работает система «Иди и смотри, и вязанку прихвати», там число инакомыслящих неуклонно сокращается.
    Когда принимаешь навязываемые системой убеждения, то тучи над головой рассеиваются, и показывается солнце, а гром продолжает греметь только над еретиками. А с ними решение вопроса уже известно: «Так им и надо, никто не заставляет, сами виноваты!» – это уже проходили. Теперь ты играешь по правилам системы. И ситуация у тебя под относительным контролем: ты делаешь то, что тебе кажется правильным, и за это никто тебя трогать не будет. А если ты ещё сам будешь помогать системе преследовать ваших врагов, то за это тебя ещё будут и поощрять. И когда ты дал ходу процессу самоперевоспитания, значит, основа уже заложена. И далее, на неадекватную базу, как снежный ком, будут налепливаться всё новые и новые слои придуманных оправданий, которые вынуждено придётся городить. Ведь нельзя же заложить в основу слепое содействие несправедливости, а потом на базе этого построить какие-то правильные справедливые принципы, и при всём этом уложиться так, чтобы всё сошлось. И, работая на систему, ты будешь заставлять других делать то же самое. А если кто-то будет ещё колебаться, ты их будешь уверять: «Правильно, только так и нужно, и по-другому никак не получается – я точно знаю, мне виднее, и ничего слушать не хочу!».

    Когда орудие системы находится в стадии «Я точно знаю, мне виднее, и ничего слушать не хочу!», его сознание уже не может пойти в направлении: «Меня заставили предать хорошего человека, значит, сволочи те, кто за такой системой стоят, и значит, сволочной сам режим, который уничтожает всех нормальных людей, и даёт жить только убийцам и палачам!». Оно теперь работает в другом: «Если позволять вести такие разговоры, то подымается смута, которая может привести к свержению власти Святой Церкви. А этого нельзя допускать, потому, что только благодаря ей все еретики получают по заслугам, а все ортодоксально верующие имеют защиту от влияния ереси на их неокрепшие умы. А если этот порядок будет нарушен, то случится великое зло!». И с этой позиции он участвует в травле системой инакомыслящих. А ему говоришь: «Ты не имеешь права участвовать в системе, попирающей мои права на самоопределение с моими убеждениями и правом на свободу совести. Ты не имеешь права поддерживать строительство иерархии, которая угрожает мне и моим близким. Ты не имеешь права содействовать диктату вашего общества, которое решает за моих потомков, в каком режиме им существовать и кем быть». А он в ответ: «Тебя надо за это сжечь, но перед этим пытать!».
    Возникает вопрос: а что вообще в голове должно быть у человека, чтобы не находить иной реакции на такие предъявления, чем такой ответ? А повёрнуто у него всё примерно так: «…оппонент мне хочет сказать, что существующий порядок неправильный. Из этого следует, что неправы те, кто за ним стоят. Значит, не права Святая церковь. Всё, дальше в этом направлении анализировать не хочу! Тогда надо анализировать в другом. Оппонент говорит вещи, которые ведут к неправильным выводам. Направление самое опасное – такие вещи с проста не бывают, значит, за этим стоит враг, т.е., дьявол. А если оппонент служит дьяволу, значит, он его орудие. Если оппонентом руководит сам дьявол, значит, действия будут очень хитрыми. Значит, надо ни в коем случае не пытаться вникать в то, что он пытается сказать, какими бы логичными не казались его доводы. Надо проявить решительность, как меня учили, действовать делать так, как она в этих случаях велели».
    Возникает другой вопрос: а почему в первом направлении-то до конца анализировать не захотел? «Что значит почему? Потому, что НЕЛЬЗЯ!». И это «нельзя» работает как стена, которая преграждает путь разума к истине. И перед этой стеной его рассудок делает разворот и направляет ход мыслей в обратную сторону. Это и есть разворот сознания на 180°, когда человека можно заставить искренне верить, что чёрное это белое, а белое – чёрное, и не хотеть ничего слушать.
    Разворот сознания – окончательная стадия трансформации ума и знаний в антиум и антизнания. И это не случай необъяснимого массового идиотизма общества; это демонстрация силы. Силы работающих технологий, целенаправленно созданных, и успешно применяемых для получения соответствующего результата. При развороте сознания логика работает на выворот: если сказал учитель «…а имущество раздай бедным», значит, его последователи должны вымогать из населения столько, сколько вообще получится выдоить. Если он сказал «…подставь другую щёку», значит, надо проявлять агрессию первым, причём не только в отношении тех, кто готовится напасть, но и тех, кто нападать не замышляет. А если сказал: «Не судите – да не судимы будете», так, это ясное дело – надо судить всех обвиняемых по принципу «лучше покарать сто невиновных, чем пропустить одного виновного». Прямая логика – куда же прямее может быть? «А по-другому не получается – только так и можно защитить учение. Вы посмотрите: вокруг полно еретиков, которые сомневаются в святости Церкви – им дай волю, так они вообще царство дьявола на земле построят. И потому правильно святая инквизиция делает, что такие методы применяет!» Да, действительно, если перестать людей запугивать, они перестанут бояться. Способные соображать начнут учить думать остальных. А там глядишь, и до бунта дойдёт. И если это всё своевременно не пресечь, то посыплется вся идеология по цепочке, от центра и до периферии, как карточный домик. И тогда случится то, что ты считаешь самым великим злом. Всё правильно умозаключил, кроме одного: сама твоя система изначально и есть первопричина всего зла. Только вот здесь его уже не переубедить – там дальше стена.


Рецензии
В своё время я основательно проштудировал историю инквизиции. В частности Г. Ч. Ли. "История инквизиции в средние века. Конечно "Молот ведьм" Шпрингера и Инститориса и многое другое , включая переведённую на русский язык книгу иезуита (сейчас не вспомню, - в книжных завалах лежит-ремонт, пришлось стеллажи убирать)...Ну и про тамплиеров всё что мог, перепахал. В результате появилась повесть ЗАБЛУДИВШИЕСЯ ВО ВРЕМЕНИ

http://proza.ru/avtor/urigor&book=16#16

Возникает тема казни и в повести ДАР НОСТРАДАМУСА, и инквизиции -в романе ПОЦЕЛУЙ ПЕРСЕФОНЫ

Но хочу вернуться к этой теме. Инквизиция-мощная метаметафора.Ее сюжеты архетипичны.

Юрий Николаевич Горбачев 2   10.11.2022 19:08     Заявить о нарушении
Вы, кажись, вместо ссылки на повесть ссылку на общую страницу дали. Можно на повесть?

Роман Дудин   10.11.2022 19:49   Заявить о нарушении
Всё верно-немного прокрутите вниз. Она разбита на главы. Там должна появиться открытая рубрика.Будет посредине страницы.

Заблудившиеся во времени
8. Писма Жака де Майе Дольчине - фэнтези, 22.11.2010 15:50
7. Костёр - мистика, 25.10.2010 19:21
6. Аметист и фолиант - мистика, 25.10.2010 19:12
5 Сын ведьмы - мистика, 25.10.2010 19:03
4. Франсуа висельник - фэнтези, 25.10.2010 18:50
3. Прекрасная Дольчина - мистика, 25.10.2010 17:16
2. Неистребимый гроссмейстер - мистика, 25.10.2010 17:04
1. Заблудившиеся во времени - мистика, 25.10.2010 17:00

Юрий Николаевич Горбачев 2   10.11.2022 20:34   Заявить о нарушении
Ясно. Буду потихоньку читать(если пойдёт).

Роман Дудин   10.11.2022 21:18   Заявить о нарушении
Пойдёт. Это очень лапидарно написанная повестушка.Просто доверьтесь профессиональному автору , акуле пера и специалисту по оживляжу. Публикации мои уж измусолило столько человек по всему свету! И не простушки с наивняками.Снобы . И литературные гурманы...А то что нас по ЦТ не кажут -так время такое. Но можете посмотреть в качестве визитки моё интервью на Новосибирском ТВ. Это поможет войти в мои фантазии, ход мысли раскрасить дополнительными красками. Смелее, Роман! Вы имеете дело с романистом))))Тут никой туфты. Качественный продукт.
http://www.youtube.com/watch?v=ldGokk0Hubo

Юрий Николаевич Горбачев 2   11.11.2022 21:10   Заявить о нарушении
Ладно. ТОлько сначала про Колинза дачитаю.

Роман Дудин   12.11.2022 06:53   Заявить о нарушении
Не, ну это так не найти. Пришлось через поисковик только...

Роман Дудин   13.11.2022 09:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.