На выставке Ф. С. Рокотова. Мысли. 5

http://www.proza.ru/2016/03/27/1196

В итоге хозяйка мастерской приняла мою работу. Разумеется, не без замечаний. Вероятно, так надо было, чтобы охладить мою страсть к творчеству в мастерской. Работа в ширпотребовской мастерской требовала от меня серьезного преобразования из художника в машину. Ломка духовная была основательной, но не окончательной. В какой-то момент душа отказалась превращаться в машину и я поняла, что та трудовая деятельность в качестве некоего раба не для меня.
Навсегда покинув мастерскую, принялась писать так, как считала нужным, постепенно восстанавливаясь, как художник. Очень сложно проходил весь тот процесс.

А теперь вернусь к ранее написанным мной словам о схожести картин ф.Рокотова с фотографией.
Не знаю почему, но в какой-то момент моих размышлений в голове пронеслось сравнение создания этих картин с фото сделанными в фото ателье. Такие ателье были в советские времена. В тех ателье люди позировали фотографу, а он запечатлевал их лица пленочным фотоаппаратом.
Вероятно, приблизительно так работала и мастерская Ф.Рокотова, куда поступали заказы, а позже группа художников выполняла свою работу: кто-то специализировался на бантиках, кто-то на волосах и т.д. В итоге, заказчик получал свой заказ - портрет на холсте, в указанное время. Но это всего лишь мои ассоциативные предположения.
Тем более, если учесть, что уже в середине XVIII века в России, например, имела распространение камера-обскура. Называли её «махина для снимания першпектив». Сделана она была в виде походной палатки. Благодаря ей были документально запечатлены виды Петербурга, Петергофа, Крондштата и других русских городов.
Разумеется, в те времена за счет изобретения камеры-обскура, труд рисовальщика был упрощен. И нельзя отрицать вероятности того, что в мастерской Ф.Рокотова могли использовать её возможности. Ведь, это было новшество, позволявшее не только художнику, но и окооло художникам исполнять более точные портреты на заказ, вместо нынешних фотографий.
А, если взять во внимание работу неких работников - около художников, о которых я писала выше из личных воспоминаний, то несложно предположить, что в группе мастерской Рокотова также были люди разно уровневой подготовленности. Поэтому в портретах нет целостности восприятия некоей духовной составляющей творца.

Продолжение http://www.proza.ru/2016/03/28/1216
Фото автора Л.В.Саповской "в Третьяковской галерее".


Рецензии