Продавец Времени Глава 28

Часть 10. Финальная партия
День девяносто первый. «Свобода в тишине»

Замершее озеро, скованное льдом, и безмолвный лес дремали под снегом в ожидании весны. На чистом голубом небе ярко светило солнце.
Александр поймал себя на мысли, что перестал вести счет дням и совсем редко смотрел на часы. За несколько последних месяцев его жизнь резко изменилась, закрутилась, завертелась, набрала скорость и смысл и вдруг совершенно остановилась и неторопливо поползла вдоль берега замерзшего озера.
Они сидели у лесного домика на большом бревне и молча смотрели на озеро. За неделю, проведенную на природе, они стали похожи на настоящих охотников. Лица покрылись густой щетиной, одежда пропахла керосином и дымом. Эти несколько дней, проведенных в лесном домике, изменили их жизнь до неузнаваемости. Нет телефона, интернета, даже теплого туалета нет! Весь мир словно исчез, испарился, и остались озеро, бескрайний заснеженный лес и звезды в бесконечном небе.
– А мне здесь нравится, – задумчиво сказал Александр.
– А я иногда думаю, что это самое лучшее место на земле, – тихо произнес Алексей. – Здесь я нахожу абсолютный покой и настоящую тишину.
– На земле много удивительных и красивых мест, но люди почему-то, всегда мечтая жить там, живут в больших грязных городах, – продолжил рассуждения Александр.
– А может, все потому, что там, где поселяются люди, со временем образуются большие грязные города?
– Наверное, ты прав, – задумчиво согласился Александр. – Чистый воздух – это, наверное, единственное, что еще можно получить бесплатно.
– Еще можно погулять по лесу, искупаться в реке, почувствовать себя ненадолго свободным! – добавил Алексей. – Все живое на земле ощущает целостность с природой, а человек только чувствует это, подсознательно тянется к лесу и к морю из каменных стен, которыми сам себя окружил. Но эта тяга неосознанная, и осмысленно он считает себя вершиной природы, великим правителем Земли, хотя является только частью этого мира. В лесу, в деревне человек становится ближе к природе, чувствует землю, видит живые растения, ощущает настоящие запахи и дышит чистым воздухом, и потому становится свободнее, как душой, так и телом.
– А разве в другом месте человек несвободен?!
– Конечно, нет, и ты несвободен. Все люди в этом мире несвободны. Еще при рождении каждому дают имя, фамилию, свидетельство о рождении, потом паспорт.
– Но разве это ограничивает свободу? – удивился Александр.
– Безусловно, люди просто не понимают этого, они привыкли к этому и считают нормальным. А какая тут свобода, когда за тебя выбирают, какое имя у тебя будет, какая религия и какая будущая жизнь. Человек уже не может ничего поменять, может только жить с этим, считая себя свободным.
– Но можно изменить имя и даже паспорт поменять, – возразил Александр.
– Можно, но ты опять впадаешь в иллюзию. Паспорт сам по себе ограничивает человека, пока он есть, человек – гражданин государства, член общества, у него имеются права и свободы, а стоит потерять документы, и эти свободы сразу ограничиваются.
– Согласен, без паспорта человеку трудно жить в обществе. Но паспорт необходим. Людей слишком много, и без документов в современном обществе жить невозможно.
– Нужен, конечно. И имя тоже необходимо человеку, без имени вообще трудно жить. Но мы же говорим о свободе, а не о достоинствах и удобствах современного общества.
– Но тогда человек постоянно ограничен в этой свободе?! – предположил Александр.
– Верно! Еще только родился, а уже зависим от родителей: туда не ходи, это не делай. Чуть подрос, получил паспорт, стал независим от родителей и вроде как стал свободным, а нет! – продолжил рассуждать Алексей. – Человек взрослеет, и постепенно его свободы ограничиваются еще больше. Сначала он становится рабом семьи, потом рабом общества, потом рабом государства. Всем вокруг человек что-то должен или обязан. Ему говорят, что он ячейка общества, гражданин государства, а на самом деле он раб, и совсем не свободный человек. Он не может делать то, что хочет, он должен жить по правилам общества и соблюдать законы государства. Да, он может гулять, ходить, но только там, где все ходят. Может сделать выбор, но только из тех вариантов, что ему предлагают. А как только он устраивается на работу, наступает настоящее рабство! Его ограничивают законы, правила, мнения и даже территории. Ты не можешь жить как хочешь, делать что хочешь, идти куда хочешь – везде ограничения!
– Но ведь можно свободно путешествовать! – осторожно возразил Александр. – Свободно выбрать место для жизни и даже страну.
– Да, можно. Страна у нас большая, но не забывай, у нее тоже есть границы, а ты гражданин этого государства, и тут снова ограничения, – возразил Алексей. – А еще частная собственность, где тебя тоже никто не ждет. И даже по дорогам человек должен ходить по правилам, соблюдать законы общества и государства и потому быть зависимым постоянно.
– Действительно, без паспорта и денег человек становится изгоем общества, – задумался Александр. – Но разве это плохо, быть членом общества и полноценным гражданином государства?
– Это совсем не плохо и даже хорошо. Особенно когда каждый член общества уважает других людей, соседние государства и окружающий мир. Быть зависимым от общества даже выгодно для каждого индивида, более того жизненно важно для человека, – согласился Алексей и продолжил свои рассуждения: – Но мы говорим о свободе, и получается, что человек в обществе имеет условную свободу. Это ведь еще не все ограничения в жизни! Если хочешь каждый день есть и пить, необходимо работать, но это делает человека рабом еще больше, ведь он работает не только на себя, но и на общество, и очень часто на других людей, что еще больше подчеркивает рабское место человека в современном обществе.
– Да, общество несовершенно, и часто отдельные люди манипулируют другими людьми ради собственной выгоды, – согласился Александр. – Но такое положение зависит от каждого человека, от его жизненной позиции и определения себя как личности в этом обществе. Каждый человек сам волен достигнуть определенного статуса в обществе, на основании своих возможностей и стремлений.
– Правильно, волен, но возможности у каждого человека разные, кто-то умен и силен, а кто-то глуп и слаб. Все люди всегда зависимы, даже имея свободу выбора, и зависимы не только от общества, но и от окружающего мира и от самих себя, – продолжал рассуждения Алексей. – Человеку чтобы жить и укрываться от дождя и снега, нужен дом. Когда он его построит, ему там хорошо, уютно, но он становится зависимым от дома. Куда бы человек ни пошел, его тянет обратно, в тепло, к мягкому дивану и милым вещам, от которых он тоже становится зависимым. А еще человеку нужна любовь и забота. Как же жить одному в этом мире в уютном доме? Так появляется семья, затем дети, а это уже не просто зависимость от многоликого общества, это уже зависимость от самого важного и близкого. И только живя в этой постоянной зависимости, человек становится по-настоящему счастлив.
– Получается, человек от рождения до смерти живет в зависимости и свобода не нужна людям и даже вредна? – задумчиво спросил Александр.
– Не скажу, что вредна, свобода бывает разная, не надо тоже входить в крайность. Рабство по собственному согласию и желанию, взаимовыгодная зависимость людей друг от друга – это одно, а ограничение выбора жизненного пути и выбора своего мнения – это совсем другое, – заметил Алексей. – Манипулирование людьми как стадом безвольных животных – это уже не зависимость, это угнетение. И чем больше несправедливости в обществе, тем больше это угнетение.
– Тогда почему люди стремятся нарушать государственные законы и общественные правила? Почему порой стремятся к свободе, пытаются взлететь, как птица, высоко в небо и парить свободно и независимо? Отчего возникает это стремление?
– Общество многогранно, мир большой и не идеальный, законы не всегда отражают мнения и желания каждого, а люди часто впадают в заблуждение и поиски своего маленького или очень большого счастья. Поэтому и появляются эти постоянные желания путешествий, поисков, полетов в бескрайнем небе. Но даже птица не парит вечно, она всегда возвращается домой.
– Получается, что полная свобода не нужна человеку, совсем? – с сомнением спросил Александр. – Достаточно свободы выбора, и человек будет счастлив?
– А зачем человеку полная свобода? Что он с ней будет делать? Полная свобода никому неинтересна! – уверенно ответил Алексей. – Это как ехать по бескрайней степи на осле: никого нет, впереди вдалеке степь, позади тоже степь, кругом степь, небо, солнце и полная свобода! Независимость от всех и всего! От людей, правительств, общества, любви, от всего мира! И кому нужна такая свобода? Никому!
– Да, наверное, – задумался Александр. – И даже в этом случае человек будет зависим от осла.
– Точно! И ее просто не бывает, этой полной свободы. Это мечта, придуманная человеком, которую он постоянно ищет, но не может найти! – продолжил рассуждения Алексей. – Человек всегда стремится к свободе, лишь потому, что всегда вынужден ограничивать ее, а когда он ее находит, то понимает, что она ему не нужна. Свобода – это как воздушный шар, поднимающийся в небо. Вначале легкость и какое-то чувство бесконечности, а потом шар поднимается все выше, порывы ветра уносят его далеко, и вся свобода, быстрая и стремительная, заканчивается падением или неизвестностью.
– Возможно, все это действительно так, – задумчиво согласился Александр. – Но получается, человек может быть счастлив, только когда несвободен?
– Не совсем так. Для счастья этого точно недостаточно, – пояснил Алексей. – Иногда у человека есть и дом, и семья, и дети, и любимая работа, и статус в обществе, и все мечты исполнены, а счастья нет. В этом случае нужна абсолютная свобода!
– Абсолютная свобода? – удивился Александр.
– Да, абсолютная свобода! – уверенно ответил Алексей. – Но человеку не нужна она сама по себе, ему необходимо ее почувствовать. Ненадолго ощутить, понять, что она существует.
– Зачем? И что вообще ты называешь абсолютной свободой?
– Это сложно, но попытаюсь объяснить, – Алексей ненадолго задумался и продолжил: – Человек может почувствовать эту абсолютную свободу только наедине с самим с собой. Залезть на самую высокую гору, где небо сливается с землей, а звезды кажутся ярче, там, где абсолютная тишина и вокруг нет никого, кроме тебя. Или спрыгнуть с парашютом и парить несколько минут в небе над всем миром, увидеть бескрайнюю землю, леса и реки. Или оказаться в лодке посреди моря, где кругом только синяя гладь и небо! Почувствовать себя среди бескрайнего мира! Откинуть все свои мысли, сомнения, переживания, мечты, забыть на миг про любовь, семью, дом. Отбросить в сторону на короткое мгновение все эмоции и мысли, вздохнуть полной грудью, почувствовать необъятность мира и понять весь смысл своей жизни. А потом вернуться назад, домой, к жене и детям, и наслаждаться обычной жизнью.
– И ты думаешь, любой человек понимает весь смысл жизни в такой момент?
– Не скажу за каждого, но я думаю, когда человек чувствует абсолютную свободу, он, несомненно, хотя бы на миг понимает весь смысл своего существования.
– И в чем же этот смысл заключается?
– Как в чем? В жизни! Только на краю мира, на грани жизни и смерти, можно почувствовать абсолютную свободу. Снова ощутить вкус к жизни и, может быть, понять, что в этой самой жизни и заключен весь смысл человеческого существования. Ведь только смерть и есть абсолютная свобода для человека!
Алексей замолчал, Александр задумался. Они сидели молча несколько минут, глядя на замерзшее озеро и покрытый снегом лес на другом берегу.
– Я думаю, ты прав, хотя я никогда не задумывался об абсолютной свободе, – задумчиво произнес Александр.
– Ты просто не ощущал ее осмысленно, тебе обязательно необходимо попробовать ощутить это чувство и поймать его. Это обычно очень короткий миг, когда ты отрешен от всего, – Алексей продолжал смотреть куда-то вдаль. – Тебе, я думаю, так же как и мне, нужна свобода, простор, поле для сражений и путешествий. Сидеть на одном месте просто невозможно, маленький уютный домик не для нас, мы там умрем от тоски.
– Но дом тоже нужен, чтобы возвращаться туда иногда, отдохнуть и подумать, – заметил Александр. – А прыгнуть с парашютом – это хорошая мысль. Я давно хотел, но как-то… повода не было.
– Я тебе такой повод легко организую, только скажи, – весело предложил Алексей.
Александр ничего не ответил, он задумчиво продолжал смотреть куда-то вдаль. Они сидели так молча еще некоторое время, наблюдая за неменяющимся пейзажем вокруг.
– А вот ты веришь в Бога? – вдруг спросил Александр.
– В Бога? Так чтобы всей душой, без всяких сомнений?
– Да?!
– Не верю! – уверенно ответил Алексей, потом добавил: – Я видел абсолютное зло и смерть, и великое добро тоже видел, а Бога не видел! Но, наверное, он есть.
– Не веришь в Бога, но думаешь, что он есть? – удивился Александр и взглянул на Алексея.
– Да. Вот если есть Душа у человека – значит, есть и Бог, а если нет у тебя Души – это еще не значит, что ее нет у других людей. Если люди так много говорят о Боге и о Душе, значит они существуют, ведь о любви тоже много говорят, а по-настоящему ее встречают редко. Но раз большинству людей не везет в любви и многие не чувствуют свою душу, это совершенно не значит, что всего этого нет.
– Интересная логика, – усмехнулся Александр. – Это от Виктора ты понабрался таких мудрых мыслей?
– Я и сам неглупый, но когда появляется возможность почерпнуть знаний у мудреца, глупо упускать такой шанс.  Если честно, я много об этом не думаю, считаю, глупо думать о том, чего не сможешь понять и проверить в этой жизни. Я живу сейчас, и пока у меня есть эта жизнь – я ее использую. Но верю в то, что у человека есть Душа. И еще верю в то, что Душа живет на Земле несколько раз.
– То есть ты веришь в бессмертие Души? – заинтересовался Александр. – А в Бога не веришь?
– С Богом у меня возникают сомнения, я же его не видел, а вся это набожная чушь, она тоже неоднозначная и наводит на некоторые подозрения, – задумчиво ответил Алексей. – Но в целом я бы хотел, чтобы он был. Хотя бы потому, что моя жизнь и весь существующий мир тогда становятся более осмысленными.
– А веришь, что после смерти ты с ним встретишься и попадешь в рай или ад?
– Если честно, я об этом не думаю, об этом вообще принято думать и говорить ближе к смерти. Я так думаю, что после смерти будет совершенно другая жизнь, и вся моя память сотрется, и останется только моя душа, и будет она парить в совершенно ином мире, где нет ни времени, ни пространства, а только абсолютная свобода. И так она будет парить, пока не вернется обратно на землю, чтобы жить новой жизнью. И может быть, этот процесс уже повторялся много раз, и моя душа уже встречалась с Богом, только я ничего об этом не помню и не могу помнить, потому как у Души нет памяти, а только чувства.
– А ты определяешь свою жизнь поступками, делая добро и зло, чтобы после смерти попасть в ад или рай? – внимательно слушая Алексея, продолжал задавать вопросы Александр.
– Нет! И ты, я думаю, тоже не делаешь такой выбор. Свои поступки я определяю исходя из своих стремлений и убеждений в настоящей жизни, а не ради каких-то заслуг темной или светлой стороны своей души, – задумчиво продолжал рассуждать Алексей. – Я как личность закончу свою жизнь смертью, и что там будет с моей душой потом, это, конечно, тоже важно, но это будет совершенно другая жизнь или состояние существования. И если честно, вопрос рая и ада как-то меня мало волнует, и я вообще ставлю под сомнение возможность их существования. А вот прожить еще одну жизнь – это интересно.
Алексей замолчал, о чем-то задумался, но потом продолжил:
– Беззаботное детство, юность, первая влюбленность, а может, совершенно другая судьба, иной мир. Или другая эпоха, где космические корабли бороздят просторы Вселенной. Жаль, что в этом случае все мои знания, мысли и воспоминания обнулятся.
– А если ты в следующей жизни будешь деревом или безвольным ослом, на котором будут мешки возить? – Александр коварно улыбнулся.
– Ну, если честно, я так далеко никогда не думал, – Алексей тоже улыбнулся. – Но думаю так, после смерти Душа не попадает на суд Божий, где сидят какие-нибудь бюрократы и решают: в ад тебе или в рай. Наверное, такое занудство бывает только у людей на земле. И Бог там не сидит у входа в рай и не читает всем нотаций. А Душа просто парит, ну, в так называемом свободном полете, и если она абсолютно темная, ее утянет в ад, если совсем светлая, то в рай. Так праведники, достигшие понимание мира, отправляются в рай, а грешники, совершившие сознательно преступления, в ад! А души не определившиеся возвращаются на землю и живут в травинках, в деревья, в птицах, животных и людях! И от состояния Души и ее эмоциональных порывов и будет зависеть, какой новой жизнью и в каком теле она будет жить заново на земле.
– И так будет повторяться снова и снова, пока Душа окончательно не определится, куда она хочет: в рай или ад, – закончил мысль Александр и тут же спросил: – И какой жизни, по твоему мнению, достойна твоя душа?
– Сложно сказать. Думаю, это покажет моя жизнь, она ведь еще не окончена, – задумчиво ответил Алексей и продолжил рассуждения: – Но я стремлюсь быть хорошим человеком. В крайнем случае, я буду хищной кошкой или горным орлом, что не так интересно, как человеком, но моей душе подойдет. А вот если человек прожил свою жизнь бессмысленно и безвольно, будет он в новой жизни дубом или березой! Будет тихо и мирно жить в лесу среди других деревьев, пока не спилят его или не засохнет от старости.
– И самое странное, будет он от такой жизни по-своему счастлив, – согласился Александр. – А я, по-твоему, кем могу стать в другой жизни?
– Будешь так много философствовать и рассуждать, станешь филином! Будешь сидеть в лесу, на дереве, думать и охать да мышей по ночам ловить, – рассмеялся Алексей.
– Филином бы не хотелось, – обиделся Александр и замолчал. Он некоторое время молча смотрел на озеро и потом задумчиво, но с каким-то недовольством сказал:
– Здесь, конечно, хорошо, тихо, спокойно, но скучно. Какая-то здесь свобода не такая.
Алексей ничего не ответил, продолжая смотреть куда-то вдаль. Они молча сидели еще некоторое время.
– Когда мы должны вернуться назад? – вдруг спросил Александр.
– Это тебе решать, – безразлично ответил Алексей.
– Как это? – Александр удивленно взглянул на Алексея.
– Так это, – Алексей повернулся лицом к Александру. – Виктор сказал, что тебя необходимо отвести в уединенное, тихое место, где можно побыть наедине с самим собой и окружающим миром, достичь душевной гармонии и познать себя.
– И?
– И как только ты этого достигнешь, можно возвращаться назад, – Алексей загадочно улыбнулся.
– А как ты определишь, что я всего этого достиг?
– Достаточно просто, при достижении нужного результата ты либо захочешь здесь остаться навсегда, – ответил Алексей, – либо тебе станет тоскливо и скучно и очень захочется вернуться в прежнюю яркую и насыщенную жизнь.
– То есть ты просто ждал, когда я захочу назад? – возмущенно воскликнул Александр.
– Уму, – изображая тоску на лице, ответил Алексей. – Ты прав, здесь хорошо, но там нас ждут великие дела! Едем?!
– Едем, – недоуменно выдохнул Александр.
Алексей быстро вскочил с места, явно приободрившись новым приказом, как солдат перед боем, и поспешно направился собирать вещи.
– А если бы я захотел здесь остаться навсегда? – крикнул ему вслед Александр, не вставая с места.
– Было бы очень печально, – не поворачивая головы, крикнул в ответ Алексей.
Александр сгреб в ладонь немного снега, протер им лицо и тут же вскочил и побежал следом за Алексеем.
Они быстро собрались, допили травяной чай, переложили остатки сухого пайка в шкаф и, вскочив на снегоходы, колонной направились обратно в мир Времени!


Рецензии