О непротивлении злу

Споры на тему непротивления злу насилием существовали всегда, что говорит о сложности этого вопроса. Когда кто-то из мыслителей, например Л.Н.Толстой, начинал буквально понимать и проповедовать евангельские изречения Иисуса, тут же находились противники, в том числе, среди представителей церкви, и начинали приводить свои доводы против непротивления. В связи с этим вопросом, мне хотелось бы внести одно маленькое уточнение.

Многие спорщики, особо не задумываясь, смешивают такие понятия, как зло и насилие. Мне же кажется, применение насилия и причинение зла другому человеку – не одно и то же.

Злым поступком, на мой взгляд, правильно считать сознательный вред, причиняемый другому человеку, нанесенная ему обида или его несправедливое наказание. Если, к примеру, мы применяем насилие к хулигану, защищая себя или ближнего, наш поступок нельзя считать злым поступком. Сам хулиган, в глубине души, понимает, что он неправ и защиту от его агрессии не воспринимает, как причиняемое ему зло. Но если мы, воспылав ненавистью, войдем в раж, покалечим нападавшего, без всякой необходимости, отобьем ему почки, проломим голову, то в таком поступке уже будет содержаться зло.

Другими словами, злым поступок делает только злая воля, злое намерение, направленные на конкретную личность. Вынужденное применение насилия, совершаемое без ненависти, злобы, осознанного желания причинить вред, не является злым поступком. Проще говоря, насилие применять можно, а творить зло нельзя. При таком понимании вопроса, споры между противниками и сторонниками непротивления теряют смысл, так как они основаны на отождествлении насилия и зла.


Рецензии
Вы очень правы, Евгений! Наверное, в критической ситуации надо четко разделять адекватный, соразмерный отпор злоумышленнику и его последующее наказание. Первое необходимо, чтобы остановить зло, второе - урок, "чтобы неповадно было". Так вот мстить, наказывать надо осмотрительно, с учетом всех возможных обстоятельств.
Легко сказать: "Вор должен сидеть в тюрьме!". А если этот вор - бездомный сирота, стрельнувший кусок хлеба?
С уважением,

Томас Твин   12.01.2017 17:01     Заявить о нарушении
Томас, часто общаюсь с означенным вами контингентом. Для бездомного сироты и т.п. сидеть в тюрьме, особенно зимой, в радость.
Существуют различные способы попасть в тюрьму, на бесплатные хлеба. Но полицмейстеры зная это дело, многих от тюрьмы отсекают.
Для многих бездомных сирот попасть в тюрьму, очень сложная, а порой и невыполнима задача.

Сергей Горохов 2   16.01.2017 19:53   Заявить о нарушении
Спасибо за разъяснение, но, честно говоря, не думал, что кто-то воспримет мой пример так буквально.
Ну а если Вы схватили и сгоряча вздернули убийцу, а он оказался мстителем за свою семью (как Калоев)? А если преступника кто-то подстрекал или обманом навел на жертву (как Яго)? А если девушка убила, защищая свою честь?
Да и пример с беспризорником показывает, что он преступает закон вынуждено (ради еды или ночлега) Поэтому такое зло надо отличать от преступлений людей пресыщенных и пресекать не наказанием, а соцпомощью.
Примеров может быть сколько угодно, но иллюстрируют они одну мысль - не надо спешить с оценкой, тем более - с наказанием. Сначала надо разобраться во всех обстоятельствах (если ситуация позволяет разбираться)
С уважением,


Томас Твин   16.01.2017 21:14   Заявить о нарушении
На сто процентов с вами согласен. В каждом конкретном случае надо разбираться отдельно. Ну а то что ребёнок украл балку, только для того чтобы не опухнуть с голоду. То в общем/то винить его в том, что он как и остальные люди просто хочет кушать, на мой взгляд цинично. Виноват в этом не ребёнок, а взрослые дяди тёти, которые допустили такую ситуацию, что ребёнок пахнет с голоду.
Более того, часто и взрослые идут на многие преступления, не из за того что они в душе преступники. А потому что выбора, другого варианта у них просто нет.
Таковы реалии нашего современного общественного устроения.

Сергей Горохов 2   17.01.2017 14:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.