Повесть Всё о жизни глава 1

Глава 1
  Живет одинокая женщина, ей уже много лет. Живет одна в маленьком домике. Она родилась после  большой войны с фашизмом. Она жила в Великой Стране – Советский Союз. В те времена у нее прошло детство, юность, влюбленность, замужество, дети. И вот нет той страны, сейчас все по-другому. А она живет. Каждый день, справившись со своими нехитрыми делами, она возвращается в прошлое. Это непросто жизнь Екатерины Ивановны - это история тех времен. Времени расцвета социализма. Время - когда люди шли по Ленинскому пути, верили во все лучшее. У всех была общая цель. Для нее это не просто память. Это все лучшее, что дала ей жизнь.  Каждый день, прожитый Екатериной Ивановной похож один на другой. Но она ждет каждый новый день, чтобы возвращаться  в прошлое.
                ДЕНЬ ПЕРВЫЙ.
   Месяц май, день недели среда. Ранее утро, наша героиня проснулась, улыбнулась, встала, открыла окно. Как светит солнце, как хорошо весной. Да и умереть неплохо весной - на могиле вырастут цветы (подумала она). Она пьет кофе, не любит она каши. Утром только кофе и больше ничего. Плохая привычка, да, очень плохая. Но это ведь моя жизнь. Она улыбнулась и задумалась. Сегодня надо навести порядок с фотографиями, письмами. Она берет все альбомы, пакет с письмами и открытками, садится в кресло, одевает очки. Вот ее первая фотография, ей здесь пять лет. Да, тогда она жила в Казахстане. Она задумалась, но ведь здесь я прожила большую часть своей жизни. Здесь я узнала много истин, здесь я была счастлива. Но почему я счастлива? В моей душе наступил мир и гармония. Наверное, такое приходит в последние дни жизни. Она прервала свои размышления, и память вернула ее в далекое детство. Детство ее прошло в далеком поселке в Казахстане. Она помнит чисто выбеленные домики, огороженные штакетником, а перед окнами цветы. Фруктовые деревья здесь не растут, а только тополя, березы, клены, акации, сирень. Как весной пахнет сирень!  Она жила в обычной, простой семье. Звали ее тогда Катя. У нее были три старшие сестры. Они жили в землянке, в конце поселка. Вся семья только и мечтала, что наконец-то достроят дом и  будут жить рядом со школой. Здесь они остались одни - все уже переехали. Они жили на окраине, за их огородом начинались поля, недалеко был элеватор, в нем хранили зерно. А где они строили дом – было много домов, а еще три магазина  и  совсем рядом школа. Но Катя любила и здесь жить. Она была еще маленькая и в школу не ходила, а в магазин ее брали редко. Зато здесь она любила гулять, собирать цветы. Они жили здесь одни, и детей поблизости не было. Взрослые говорили, что когда они достроят дом, она пойдет в школу и у нее будет много друзей, таких же, как она. Она, конечно, хотела жить в новом доме, но и боялась, боялась школы и всего неизвестного. От старших сестер она научилась читать. И читала их старые учебники. Однажды она решила сходить в центр поселка и посмотреть, как строится их дом. Она помыла ноги, просушила их на солнце, чтобы пыль не прилипла, одела чистое платице, пригладила водой волосы и пошла. Она хорошо помнила, что надо идти по тропинке между огородами. А потом куда свернуть забыла и пошла наугад. Катя вышла не к магазинам, а прямо к школе, которую немножко боялась. Летом в школе не было учеников, какая-то учительница увидела ее и спросила «девочка, ты пришла записываться в школу?» Катюша, недолго думая ответила - да. Учительница улыбнулась ей, взяла ее за руку и повела показать школу. Пойдем, я покажу тебе твой первый класс. В школе был длинный коридор и много дверей. На стенах висели портреты. Учительница остановилась перед портретом Ленина и спросила «ты знаешь, кто это?» Она несколько секунд что-то  прошептала про себя, а потом сказала - Владимир Ульянов-Ленин. Учительница удивилась, ты умеешь читать? Катя смущенно ответила, что умеет читать только плакаты. Учительница завела ее в кабинет директор и сказала, что хочет взять ее в свой первый класс. Директор сказала, тогда надо поговорить с ее родителями. Но Катюшу не отдали осенью в школу, потому что ей было только пять лет. После лета пришла осень, пошли дожди. На улицу можно было выходить только в резиновых сапожках. Но у Катюши их не было. И она наблюдала, что происходит на улице - только из окна. Она влезала на скамейку, становилась на коленки и смотрела в окно. Утки, гуси ходили по лужам. Собака выглядывала из своей будки, а петух-крикун выскакивал под дождь и снова забегал в сарай. Природа готовилась к зимней спячке. Так тянулись дни. Но осенью у Катюшки произошло радостное событие. Перед праздником 7 ноября ее папа куда-то ездил. Вернулся через несколько дней. На улице уже лежал снег, все замерзло, и Катя выходила теперь в валенках. Она выходила в обед, когда светило солнце. Ей надо же было всех проведать. Прежде всего, свою собаку, которая всегда виляла хвостом. Корову, которая тоже выходила в обед на улицу, кур, петуха и всех остальных. Ко всем у нее был свой разговор. Одних она поучала, другим что-то рассказывала, и все они были рады ей. Но вернемся к папе, папа приехал  домой с большой сумкой. Поставил ее посреди комнаты, открыл и стал доставать тетради, карандаши, материал маме. Много разных вещей. Но глазки Катюши искали что-то особенное и наконец-то они увидели, что хотели увидеть. Щечки ее вспыхнули, покраснели, тельце ее затрепетало, что это? В руках у папы была кукла. Большая, настоящая кукла в розовом платье, с бантиками в косичках. А на спинке под платьем была веревочка, когда за нее дергаешь – кукла издавала звук. Папа без слов протянул куклу Кате. Мама, вздохнув, сказала – дорогая кукла. Да ничего ответил папа и улыбнулся. О таком чуде Катюша мечтала только во сне. Ей не нужны блестящие резиновые сапожки, нет, она посидит весной дома, ей нужна эта кукла и больше ничего. Она прижимала куклу к себе, смеялась, радовалась, просто она была по-настоящему счастлива.
   Женщина улыбалась, вспоминая тот вечер.
   Прошло снова лето, ничего особенного в нем не было, жизнь текла размеренным руслом.  Надо было переезжать в дом и оставить землянку, но огород оставался за ними . Землянку надо было разобрать и очистить двор. Председатель сельсовета очень любил аккуратность. Катюша села во дворе на бревнышко и тоской  смотрела вокруг. Ей было очень жаль, ее детское сердечко сжималось от какой-то грусти, но плакать она не могла. Она смотрела на гнездышко ласточек, их детки выросли и теперь летали с родителями. На следующую весну  они прилетят сюда, а их домика нети землянки нет. Смогут ли они найти дом, где будет жить Катюшка. Тогда они поселятся в другом месте. Ласточки прилетали в поселок в конце апреля, пара острокрылых, красивеньких птичек. Веселые, щебечущие они прилетали и носились вокруг старого гнездышка. Работа у них кипела. Они таскали в клювиках глину и скоро гнездышко, немного попортившееся за зиму, было сделано заново. Потом ласточки таскали в гнездо пух, перышки. Прошло время и одна ласточка, стала оставаться в гнезде. Прошло еще дней двадцать и из гнезда стали высовываться крошечные головки. А заботливые птички носились по воздуху и ловили мух, комаров, мошек. Как быстро сновали они взад и вперед, как неутомимые добывали пищу своим деткам. А потом и детки стали вылетать из гнезда и летать с родителями. Катя сидела и вспоминала, как она просыпалась утром. Она всегда хотела встать раньше всех. Но оказывается, что раньше всех встает солнышко и будит потом всех.  Вот выплыло на небо красное солнышко и стало рассыпать свои лучи. Первый луч попал на птичек - встрепенулись они, выпорхнули из гнездышка и запели. Второй луч попал на зверей, и они проснулись, засуетились и занялись своими делами. Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел Кукуреку! За петухом проснулись и люди. Земля вся и проснулась. А если в солнечное утро, летом пойдешь на луг, то увидишь в траве алмазы. Алмазы эти блестят на солнце, переливаются. А когда подойдешь поближе и разглядишь  что же это такое, то увидишь, что это просто капли росы. Все это было частичкой жизни девочки Кати, с этим она жила и боялась потерять навсегда. Одиночество не пугало ее, наоборот она боялась своих сверстников, боялась не понравиться им, боялась, что они просто не примут ее в свой круг. Убегая, от детских обид она бежала за огороды, падала лицом в траву и плакала. Уже с ранних, очень ранних лет она испытывала одиночество, но не боялась его .Она ложилась на спину и смотрела в облака. Как часто она будет смотреть на облака  и в школьные годы и в юности- именно тогда  когда никто не помогал ей в трудную минуту.  А вот облака они могут помочь- они уносят все плохое, трудное. Стоит только смотреть на них и ни о чем не думать. В детстве обиды маленькие, а с возрастом они большие, помочь могут только облака. Вот и переехала Катюша в новый дом. Стены в нем были белые, полы деревянные, покрашенные в коричневый цвет. Во дворе вырыли колодец. И стояла недостроенная летняя кухня. Утром Катя проснулась и вышла во двор. И увидела, что соседский мальчишка заглядывает к ним. Она показала ему язык. А он бросил в нее камень. Ее верный друг собака залаяла и стала  метаться на цепи. Мальчик увидел ее и убежал. Настроение у Кати было испорчено. Она походила по двору, заглянула в колодец и пошла в дом. Завтра надо было идти в школу, Катюша горько вздохнула. Через минуту она решила пойти посмотреть магазины. Она улыбнулась и потихоньку выскользнула за калитку. Недалеко взрослые мальчики играли в футбол. Они даже не посмотрели на нее. Через два дома девочки постарше стояли у калитки и разговаривали. Они с интересом посмотрели на нее, но катя не испугалась, она смело пошла дальше. Знакомиться она ни с кем не хотела, да и не умела, она привыкла обходиться без сверстников.  Первый школьный день не понравился Кате. На школьном дворе собралось столько много детей - маленьких, больших. Все что-то говорили, смеялись, толкались. Но вот вышла директор школы  все быстро выстроились и примолкли. Первоклашек построила учительница, девочку с мальчиком. Надо было взяться за руки и идти перед всеми. Все дети уже знали друг друга, только  Катюшу никто не знал и не хотел с ней идти за руку. Учительница поставила с ней мальчика, он тоже был чужой здесь. Учительница не понравилась Катюше, она только разговаривала с двумя  мальчиками, а других детей не замечала. Один был, толстый звали его Миша, а другого звали  Сережа, он был сын учителя. Оба мальчика умели читать и считать до десяти. Но Катя не сказала, что она умеет считать до двадцати и прочла уже весь букварь два раза. Когда учительница что-то спрашивала, надо было поднять руку, встать и ответить. Но сколько Катюша не поднимала руку, учительница не спрашивала ее. Тогда она опустила голову и не стала слушать учительницу. За это ее поставили в угол. Катя отвернулась к стенке и заплакала. Потом прозвенел звонок, и учительница отпустила всех домой. Катя взяла портфель и ушла, не сказав учительнице до-свидание.  А остальные дети окружили учительницу и кричали до-свидание Нина Павловна. Следующие дни в школе проходили еще хуже. Учительница спрашивала ее очень редко, никогда не хвалила, а за малейшую провинность старалась наказать. Если за партой у нее не были сложены руки, то учительница била ее по рукам указкой. А если Катюша опускала голову и не слушала ее- то била указкой по голове. Мальчик, с которым сидела Катя, был тихий, спокойный, звали его Ваня. Его мама работала в школе - она давала звонки на уроки. А еще его мама пекла дома пирожки с повидлом и приносила их в школу продавать. Ваня на большой перемене ходил к ней и приносил два пирожка,  и они потихоньку с Катей их съедали. Другие мальчики просили у него пирожок, но он всегда отдавал один пирожок Кате. Так у них завязалась дружба. На уроке Катюша успевала писать в своей тетрадке и в его.  А однажды когда, было уже холодно, Ваня не пришел в школу. Катя подошла на перемене к его маме и спросила. Мама сказала, что он промочил ноги и у него температура.  Она посадила Катю к себе на колени и угостила пирожком. Все девочки из ее класса смотрели на Катю с завистью. После этого мама Ваня всегда следила за Катей, чтобы она не выбегала на улицу без пальто. Часто просто обнимала ее и целовала в головку. На Новый Год Ваня признался Катюше в любви. Это был очень хороший Новый Год. Учительница раздала учить на елку  многим детям стихи, сценки. Только Кате и Ване ничего не  поручила выучить. Тогда они решили вдвоем станцевать вальс. В спортзале после уроков старшеклассники учили этот танец. Ваня и Катя пошли посмотреть на них, и вожатая стала учить их тоже. Это был первый танец, который Катюша научилась танцевать. На елку все девочки пришли в белых платьях-снежинках, а мальчики в черных брюках и белых рубашках. Родители сидели у стен на стульях, посредине крутилась елка, а вокруг водили хоровод первоклашки. Вожатая, которая учила их танцевать, была переодета в Снегурочку. Она настояла, чтобы они станцевали. Дядя Леня играл на баяне. Все притихли и стали смотреть, как они танцуют. Правда, во время танца они иногда наступали друг другу на ноги, но зато это было прекрасно. Музыка уносила их куда-то в облака, а они кружились и кружились,  не замечая никого вокруг. Когда музыка закончилась она, опять увидела завистливые взгляды  девочек из их класса. Она так и не подружилась с ними, ей хватало дружбы одного мальчика, с которым посадила ее учительница. Потом были зимние каникулы. Катя сидела дома, читала книжки, играла с фантиками. После каникул она снова пошла в школу. Потом наступила весна, и закончился первый класс. Наступило лето.
   Прошло несколько лет, Катя училась в пятом классе. Теперь по каждому предмету был другой учитель. Катюша не чуждалась своих одноклассников, она подружилась с девочками. Самым авторитетным в классе у них был Сергей. Многие девочки тайно были влюблены в него. Но Сереже нравилась Катя. Наступила зима. На уроке физкультуры все катались на лыжах. Учитель сказал, что озеро замерзло, и будем учиться кататься на коньках. Катюша не умела ездить на коньках. На лыжах просто - не упадешь. Одеваешь, лыжи и передвигай ногами, да маши руками, одно удовольствие. Особенно когда катишься с горки. Каток устраивали взрослые и старшеклассники на озере. Расчищали трактором снег, довольно большое пространство. Размечали поле для игры в хоккей, и еще оставалось место кататься на коньках. Устанавливали столбы, вешали лампочки и вечером взрослые ребята, иногда старшеклассники играли там в хоккей. На первом занятии учитель научил, как одевать коньки, объяснил, как стоять. Потом попросил, чтобы мальчики по двое водили девочек по льду. Сережа учил Катюшу, водил ее по льду. Но у нее не получалось – ноги разъезжались, не слушались, она все время хотела падать. Но Сергей крепко держал ее. Через несколько уроков у нее уже стало немножко получаться. Однажды на уроке она получила записку от Сергея. В ней он писал, что сегодня он возьмет у учителя две пары коньков и вечером он придет к ее дому и свиснет и они пойдут на каток. Честно сказать Катюше не хотелось идти кататься на каток, вернее учиться кататься. Но в глубине души ей хотелось на уроке физкультуры всех удивить.  Поэтому она и согласилась. В тот вечер на катке школьники играли в хоккей. На столбах горели лампочки. Когда смотришь на свет, то снежинки, падающие с неба, становятся такие красивые и все летят и летят. Катя и Сергей сели на сугроб, сняли валенки, одели коньки и стали кататься. Они катались до одиннадцати вечера. Когда они сели, чтобы снять, коньки Катя поняла, как у нее болят ноги. А валенки были холодные, холодные. Она с трудом дошла до дома, ноги плохо слушались ее. Но зато после этого вечера она с уверенностью могла кататься на коньках.
   Женщина очнулась от воспоминаний и снова погрузилась в них. Она вспомнила смерть матери. Она заканчивала тогда шестой класс, когда  ее мама заболела. ЕЕ увезли в больницу, потом привезли, но лучше ей не становилось. Мама была строга с Катюшей и не очень любила ее. Но это не мешало Кате любить свою маму. Потом маму повезли куда-то далеко в больницу, и поехала с ней сестра. Однажды утром рано Катя проснулась от какого-то шума, даже не шума, а суеты. В комнатах было тихо, окна открыты. Она вышла из спальни и пошла в зал. Там на табуретках стоял гроб, а в гробу лежала ее мама. (Это было 26 июня 1969г.) Катя подошла ближе, дотронулась до ее волос, она хотела их поправить и вздрогнула от холода. Этот холод и есть смерть. Она вышла на улицу, там светило солнце, но ей показалось, что день пасмурный. Она стояла и ничего не могла сказать. Смерть - вот она какая…
Так кончилось детство Катюши.


Рецензии