Старожицкий М. С

Однажды Валентина Константиновна Веселова  (читала на филфаке лекции по методике педагогики  и вела практические семинары) спросила нас, кто мог бы написать очерк в настенную институтскую газету ко дню Победы. Я подняла руку.

Помню, написала в конце очерка:" Познакомившись с Михаилом Сергеевич Старожицким, подумала:   жаль, что на филфаке нет матанализа!"

Михаил Сергеевич Старожицкий вел на физмате матанализ. Студентки его обожали!

...Tолько закончил школу - и вдруг началась война.

В 1942 году он  уже в действующей армии, а в начале 1943 участвует в прорыве Ленинградской блокады. Это были тяжелейшие бои, с огромными потерями в личном составе. В роте, где служил Михаил, накануне наступления было 127 человек, а после прорыва в строю осталось всего 15!

В апреле 1943 года Михаил Старожицкий был тяжело ранен.
Помню из его рассказа: ранение, снег, кровь...

Ранен он был так (об этом я узнала ныне). Их, новобранцев, бросили в осаждённый Ленинград через Дорогу жизни на подмогу. И не удосужились снабдить маскхалатами. Налетела немецкая авиация - и их всех, как чёрных ворон на белом снегу, долбали, долбали и долбали до практически последнего солдата.

Потянулись долгие месяцы лечения в разных госпиталях. В итоге - комиссование, инвалидность. А было ему было всего 19 лет.

Нашла на сайте Победы:
Михаил Сергеевич Старожицкий, красноармеец,
Медаль за оборону Ленинграда ,  Строка в наградном списке:
стрелок, 143 с-п (стрелковый полк).

Орден Отечественной войны I степени .

Вернулся в родной Свердловск, поступил было в индустриальный институт, но учиться не смог - тяжелое ранение еще давало о себе знать. Кончилась война, к себе в Латвию позвала Михаила сестра. В Свердловске к тому времени его уже ничего не держало, и он уехал в Ригу. Поступил в химико-технологический техникум и даже окончил его, но скоро понял - не его это дело. И вот Михаил - студент Рижского педагогического института. Закончил физмат с отличием. Как отличника его сразу направили на преподавательскую работу в Даугавпилсский педагогический институт. Это был далекий уже 1952 год.

С тех пор 43 года в этом вузе готовил учителей математики преподаватель Михаил Старожицкий.

Когда читал лекции по таким сложным дисциплинам, как матанализ, теория функций, уравнения математической физики, теория вероятности, конспектами не пользовался - все по памяти. Это вызывало удивление и даже восхищение студентов.

 Из-за ранения у него было частично нарушено зрение, поэтому пользоваться конспектом на лекции было затруднительно. Вот и приходилось полагаться на свою память.
Кстати, от студентов преподаватель Старожицкий не требовал запоминания громоздких выводов формул и уравнений, главное - чтобы студент понимал суть. И шпаргалок не терпел на экзаменах.

 Он помнил курьезные и юмористические ситуации. Одному студенту-заочнику на экзамене достался билет: вывод уравнения колебания струны. Студент очень долго сидел, исписал несколько листов сложнейшими формулами, а в конце искомую формулу U=f(x,t). Едва взглянув на листы, преподаватель понял, что заочник все благополучно "передрал". Но может, человек хотя бы понимает о чем речь идет? 

  - Что такое t ? - спросил Строжицкий. - Это температура, - ответил студент. (На самом деле это было время, температурой там и не пахло).
- А что такое U ?
- U - это уравнение... - последовал "глубокомысленный" ответ.
   
  Пришлось парню забрать свою зачетную книжку и идти готовиться по-настоящему. Кстати, с зачеткой тоже раз был курьез.

Среди студентов ходила легенда, что Старожицкий - бывший фронтовой разведчик, и человека он видит как бы насквозь.

 Однажды одна студентка взяла на экзамен учебник математики в надежде списать. Запрятала учебник в папку. Вошла в аудиторию, стала тянуть билет. А Михаил Сергеевич возьми и скажи: "Ну, давайте сюда книжку". Он-то имел в виду зачетную книжку, а студентка была просто ошеломлена - как он узнал, что у нее в папке запрятан учебник? Страшно смутившись, она вынула книгу и положила на стол. Хохот в аудитории стоял гомерический. Кстати, преподаватель допустил студентку до экзамена, и она его благополучно сдала без всякой шпаргалки.

Учитель учителей!
"Это математик от Бога и замечательный человек", - так отзывались о своем учителе его бывшие студенты.

"Он был классный! Задавал вопрос и, если мы не отвечали, говорил: " Правильно, только не слышно" и сам говорил правильный ответ.

Он был моим куратором, мы его обожали.

Готовились к зачету по теории вероятности, пришли на зачет, он спрашивает: "готовы?" Говорим, что еще не совсем. Сколько еще надо времени? Говорим: часа три.

Он нам дал три часа.  Была весна, сидили в парке, никто не мог заставить себя учить, пришли через 3 часа. "Теперь готовы?" Врем, что да.

 Он велел старосте собрать зачетки и всем поставил -  зачет.

А еще он, не знаем почему, говорил 4711*, если кто-нибудь у доски долго не мог вычислить или давал ошибочный ответ."

"4711 родилось так. На лекции Старожицкий говорит:"Выберем произвольное "n". "Непонятливый студент спрашивает:"Какое именно?" -  4711 отвечает Старожицкий.
Его типичный приём:
Имеет функция ассимптоты?
Студент:Имеет
Правильно, имеет.
Какие?
Никакие"

*4711?   Возможно, «4711» — марка одеколона, выпускаемого немецкой компанией... Кельн. Словом, загадка, чудинка!..


А еще, он одет был всегда с иголочки.  Серый костюм  сидел на его высокой стройной фигуре великолепно.  Думаю, заслуга его умницы  и очень любимой нами, студентами жены, она читала курс методики физики.
Думаю, женщины завидовали, что он её муж, а глядя на неё, что ему повезло с женой!"



Выйдя на пенсию, М. Старожицкий еще долго не расставался со своим любимым предметом: занимался репетиторством со школьниками, студентами.

В последние годы Михаил Сергеевич активно участвовал  в общественной жизни : был членом правления ЛАБАК *. Любил бывать и работать на своей даче.

Умер Михаил Сергеевич Старожицкий  в марте 2016 года и похоронен на коммунальном кладбище Даугавпилса.
"Словом, уходят короли, уходят..."

Михаил Сергеевич Старожицкий (06.08.1924 - 17.03.2016 )

*ЛАБАК- Латвийская ассоциация борцов антигитлеровской коалиции.


Рецензии
Хороший преподаватель никогда не ловит учеников или студентов за хвост , и всегда поймет, понимает ли он предмет. Даже , если заметит книжку или шпаргалку

Эми Ариель   21.01.2024 11:23     Заявить о нарушении
Тактичность преподавателя. Профессор Вейнберг, например, выходил покурить, но смотрел в приоткрытую дверь, следя за происходящим в аудитории.

Валентина Томашевская   21.01.2024 11:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.