Тяжкое бремя коррупции
Эйфория, революционный пафос от присоединения Крыма к России пошли на спад, наступили будни с рутинной работой. Ведь громкими и красивыми лозунгами, сладкоречивыми обещаниями доверчивых избирателей, лишь 46 процентов из которых 14 сентября 2014 года участвовало в выборах, остальные 54 процента, то есть большинство, проигнорировавшие выборы, фактически оказали кандидатам в депутаты и мэры крымских городов и поселков, недоверие, проголосовали «ногами». По советским законам такие выборы признали бы несостоявшимися. Если бы госдумцы и кремлевские политтехнологи не форсировали проведение выборов, ранее назначенные на сентябрь 2015 года, то кандидаты в депутаты Госсовета Крыма от партийной солянки из бывших регионалов и организации «Русское единство» вряд ли бы собрали 70 мандатов, лишь 5 уступив либерал-демократам. Деятельность, а точнее, имитация кипучей активности единороссов (регионалов), снова оказавшихся у кормушки, вызывает стойкое разочарование избирателей. Громких лозунгов, пафоса, сладкоречивых обещаний, в т.ч. по борьбе с коррупционерами, много, а дел, что кот наплакал.
Здравомыслящие граждане знают, что Крым, его депутатская и чиновничья бюрократия были прочно вмонтированы в коррупционно-мошенническую систему Украины и потребуется не один год для очистки «авгиевых конюшен». Как показали события за сравнительно короткий период деятельности депутатов и чиновников из, так называемой «обновленной» власти, в которую по партийным спискам проникли коррупционеры, казнокрады, карьеристы и лоббисты из Партии регионов, скопом принятые в партию «Единая Россия», избиратели, не поддавшиеся слепому ликованию, разглядевшие «волков в овечьих шкурах», оказались правы. Вновь сформированные составы Госсовета и Совета министров Крыма по принципу личной партийной преданности «вождям» Сергею Аксенову и Владимиру Константинову, а не по профессиональным, деловым и моральным качествам, являются малоэффективными механизмами управления экономикой, социальной и культурной сферой республики. Этот факт признал полномочный представитель Президента в Крымском округе Олега Белавенцева, отметивший, что в 2014 и в текущем году, потребности республики на 80 процентов финансируются из федерального бюджета России. И выделенные средства на инфраструктурные объекты осваиваются медленно, распыляются, в том числе по «теневым схемам».
Как и прогнозировал в прежних своих статьях, мотивируя тем, что при правящем режиме Януковича, крымские руководители, депутаты и чиновники, задействованные в «теневых схемах» обогащения, оставшись у кормила власти, уже под российской юрисдикцией, после короткого антракта продолжили преступные деяния в сфере экономики, финансов и земельных ресурсов полуострова.
Для крымских правоохранителей, в частности, Федеральной службы безопасности (ФСБ), Следственного комитета (СК), непосредственно подчиненных центральным ведомствам в Москве, работы непочатый край. И надо отдать должное, что действуют они, невзирая на должности, ранги и покровителей тех, кто оказался в поле их зрения, последовательно и решительно.
Одним из первых еще в минувшем году, вскоре после того, как Крым вошел в состав России, своих должностей в принудительно-добровольном порядке досрочно лишились подозреваемые в коррупции, воровстве и махинациях с земельными участками мэры городов и поселков. Тень пала и на спикера крымского парламента Владимира Константинова, который, заняв эту высокую должность, в апреле 2010 года за выделение земель под возведение жилья и других объектов недвижимости его строительной фирме «Консоль Лтд», покровительствовал мэрам городов и поселков, закрывал глаза на грубые нарушения законов. Большой резонанс получил скандал, связанный с его «деловые» отношениями с одиозным мэром Керчи Олегом Осадчим, который в течение шестнадцати лет грабил керчан, обирал предпринимателей. Лишь после того, как летом 2014 года Осадчего вынудили уйти в отставку, а вскоре сотрудники СК возбудили уголовное дело, арестовали матерого коррупционера, тандем был разрушен. Бывший мэр оказался в следственном изоляторе, а его покровитель продолжает рулить Госсоветом республики. С него, как с гуся вода. Более того, ему удалось под флагом партии «Единая Россия» вместо арестованного бизнес-партнера в кресло председателя Керченского городского совета усадит бывшую сотрудницу компании «Консоль лтд» Ларису Шербулу. Благодаря его протекции сохранил кресло мэра Симферополя также бывший сотрудник той же строительной компании Виктор Агеев. В результате лоббирование бизнес-интересов компании (получение земель под застройку, госзаказов и финансов) осуществляется на республиканском и местном уровнях власти. Однако «Консоль Лтд» обременена долгами не только перед обманутыми крымскими, но и украинскими вкладчиками средств в строительство жилья, которое возводилось на территории Крыма и материковой части Украины.
Подобная порочная практика является следствием того, что в России, как и на Украине, власть не отделена от бизнеса. Занимая высокие должности, госслужащие активно лоббируют свой личный или корпоративный бизнес, предоставляя ему преференции, налоговые льготы, выгодные кредиты и госзаказы, тем самым имея преимущества перед конкурентами. Получая зарплату за пребывание на госслужбе на карманные расходы, такие депутаты и чиновники за счет бизнеса приумножают свой основной капитал. Причем официально декларируют лишь сравнительно скромную зарплату госслужащего, а не несопоставимо огромные расходы на покупку объектов недвижимости, предметы роскоши.
Одним из первых в поле зрения правоохранителей, независимых от крымских бюрократов, попал первый заместитель председателя Совета министров Рустем Темиргалиев, обвиненный в хищении с подельниками 300 килограммов слитков золота при национализации крымского филиала украинского Ощадбанка (Сбербанк). Его уволили по-тихому, чтобы не подрывать имидж лидеров и организаторов референдума в Крыму. История этого скандального уголовного дела остается за семью замками. Вакантное место вице-премьера по протекции Аксенова тогда занял один из руководителей отрядов самообороны Михаил Шеремет.
Зато в текущем году следователи жесткого взялись за коррупционеров в структурах исполнительной и законодательной ветвей власти. Был задержан прятавшийся в подвале, министр промышленной политики Крыма Андрей Скрынник по подозрению в пособничестве в совершении мошенничества. Человек, не осознающий за собой вины, не стал бы скрываться от следствия. Вскоре был арестован руководитель управления Федеральной налоговой инспекции Николай Кочанов за дачу взятки сотруднику ФСБ.
Вместо того, чтобы глубоко разобраться в фактах, доказательствах вины своих подчиненных, не мешать проведению следственных действий, глава Республики Крым встал на защиту чиновников. Он заявил, что «дела возбуждены с целью создания негативного имиджа Крыма». Весьма странная забота об имидже ценою защиты коррупционеров. Хотя публично заявил, что «будет беспощаден к должностным лицам, если речь пойдет о конкретных нарушениях. Но там, где состава преступления не вижу, я буду за чиновников в этой части конкретно заступаться». Вправе ли глава республики, к тому, же имеющий юридического образования, вмешиваться, а тем более подменять собой, следственные органы? Это уголовно наказуемое деяние.
Однако С. Аксенов слова на ветер не бросил. Негативную реакцию избирателей, журналистов вызвало его распоряжение о создании специальной комиссии по обеспечению защиты прав высокопоставленных чиновников от уголовных преследований.
Вскоре это нелепое распоряжение было отменно, поскольку комиссия, состоящая из чиновников, признанная защищать бюрократов (ворон ворону глаз не выклюет), не вправе выполнять функции следственных органов. Пресловутое распоряжение Аксенова, создающее касту неприкасаемых чиновников, шло в разрез с нормами федерального законодательства, провоцировало конфликт между центром и регионом.
2.Семейственность, кумовство, лоббизм
Не добавляет авторитета, а, напротив, служит дурным примером тот факт, что С. Аксенов, в силу сложившихся обстоятельств (политический кризис на Украине, бегство Януковича в Москву, спецоперация и референдум по возвращению Крыма в Россию), оказавшись у кормила власти, как тот герой комедии А. Грибоедова «Горе от ума», не устоял перед искушением «порадеть за родного человечка» и не одного. Название этому бородатому «феномену» — семейственность. Он посодействовал назначению шестидесятипятилетнего отца-пенсионера Валерия Аксенова членом исполкома Симферопольского городского совета депутатов. Впоследствии кандидатом от партии «Единая Россия» он был избран депутатом Госсовета республики и получил должность заместителя одного из комитетов парламента.
А в партийные списки С. Аксенов пристроил сестру своей жены Евгению Добрыню, моментально получившую престижную должность председателя комитета по имущественным и земельным отношениям. Не много ли для парламента, в котором 75 депутатов, и правительства трех представителей одного семейства? К сожалению, среди тех, кто прочно и надолго прописался в кабинетах власти, эта порочная практика семейственности, кумовства и протекционизма в ущерб профессионализму кадров, в структурах власти приобретает широкий размах. 14 сентября с. г. на довыборах депутатов в Госсовет Виталий Полищук, ранее вынужденный сложить депутатские полномочия в связи с назначением министром сельского хозяйства республики, на освободившее место под знаменем партии «Единая Россия выдвинул своего сына бизнесмена Игоря, уже имевшего полномочия депутата Симферопольского районного совета и ничем себя не проявившего в этом статусе. Благодаря протекции отца, его административному и бизнес-ресурсу был избран депутатом парламента. Получился семейный тандем и конечно, если в парламенте вдруг возникнет вопрос об отставке министра сельского хозяйства сын не станет голосовать против отца. Подобных примеров политико-экономической коррупции, насаждения семейственности и кумовства немало. Отчасти с этим связаны недоверие, апатия избирателей. По данным республиканской избирательной комиссии, из 107917 тысяч избирателей на двух округах, где проводились довыборы депутатов в Госсовет, участвовали 25237 граждан или 20,35 процента, а за «победителей» проголосовало и того меньше. Несовершенство закона о выборах привело к тому, что даже при минимальном участии избирателей в голосовании, выборы признаются состоявшимися. Легитимность избранников с низким уровнем доверия весьма и весьма сомнительна.
Не избежали скандала первый заместитель и заместитель председателя Совета министров Михаил Шеремет и Николай Янаки. Дело в том, что фирма «Патриот Крыма», учредителями которой являются приближенные к М. Шеремету люди, в том числе теща, необоснованно выиграла торги по охране одной из самых прибыльных компаний «Черноморнефтегаз» на 91 миллион рублей. На пресс-конференции для журналистов С. Аксенов подтвердил факт причастности тещи своего подчиненного к вопросу выгодного трудоустройства бывших ополченцев.
Такую же снисходительность он проявил и к Николаю Янаки, который на территории санатория «Москва», что в Симеизе имеет в частной собственности дом с беседкой и особняк. Каким способом, за какие средства они приобретены чиновником, либо его родственниками при сравнительно скромной с рыночной стоимостью этих роскошных объектов? Не дожидаясь официального расследования, С. Аксенов публично заявил, что в действиях Янаки он не видит состава преступления. Свою категоричность мотивировал тем, что «Янаки давал письменные объяснения о том, что его родственники к санаторию «Москва» не имеют».
Вполне логично, что после такой «охранной грамоты», благодарный за солидарность вице-премьер предложил: поголовно объявить амнистию всем чиновникам и предпринимателям, которые до вступления Крыма в состав России, допускали нарушения. Наверняка он имен в виду и свои деяния. Отсутствие требовательности со стороны главы Республики, спикера госсовета порождает среди депутатов и чиновников рецидивы вседозволенности и безнаказанности. Психология временщиков, стремящихся взять от должности по максимуму, стимулируется тем, что С. Аксенов практикует частую смену министров. В более выгодном положении находятся депутаты, особенно члены президиума Госсовета. Им на пять лет гарантировано благоденствие, а вот министры весьма уязвимы, над ними висит дамоклов меч. В любой момент из-за просчетов в работе или неприязни со стороны главы правительства грозит увольнение. За неполный год деятельности нового Совмина произошла смена министров промышленной политики, транспорта и связи, здравоохранения, курортов и туризма, а также министра спорта. Функции главы республики сведены к работе неопытного кадровика, который только тем и занимается, что назначает и увольняет скомпрометировавших себя чиновников. Это следствие того, что нет тщательного фильтра по отбору кадров по профессиональным, моральным качествам, а не партийной и клановой принадлежностью. Поэтому неизбны скандальный отсев кадров, причем не без помощи сотрудников ФСБ и СК.
Фактически таким методом, паря над подчиненными, С. Аксенов перекладывает ответственность за негативное положение дел в министерствах на своих подчиненных, что, отнюдь, е является ноу-хау. Лишь тщательный отбор претендентов на министерские портфели и не по протекции сподвижников-свиты советников и помощников, насаждающих аппарат родственниками, кумовьями, сватами, любовницами, позволит избежать кадровой чехарды. Стихия в вопросах назначений обусловлена отсутствием резерва надежных, опытных кадров на замещение вакансий.
Шестерых своих заместителей С. Аксенов, пока щадит. Следует отметить, что в сравнении с предыдущими составами Совета министров, нынешний бюрократический аппарат чрезмерно раздут. У каждого министра по три-четыре заместителя, часто дублирующих функции. Кабинетов для более 700 сотрудников аппарата Совета министров в огромном четырехэтажном здании уже не хватает, поэтому сотрудники таких министерств, как внутренней политики, информации и связи, образования, науки и молодежи, финансов, строительства и архитектуры, сельского хозяйства, спорта, комитета по охране культурного наследия размещены в отдельных зданиях.
У спикера Госсовета три заместителя и куча советников и помощников, у замов и глав комитетов парламента тоже свита, итоги пять сотен сотрудников аппарата, ежемесячно изводящих сотни килограммов бумаги. Парадокс заключается в том, что после каждых очередных выборов, несмотря на то, что сегмент госпредприятий в экономике и социальной сфере уменьшается, количество бюрократов увеличивается в геометрической прогрессии. Объективные критерии оценки труда чиновников слишком размыты. Какими бы не были результаты их работы, в том числе негативные, высокая зарплата и премии гарантированы. Содержание огромной армии управленцев обременительно для федерального и республиканского бюджетов.
На доходные места заматеревшие политики, устраивают сыновей, дочерей, любовниц, бизнес-партнеров и т. д. Семейственность, кумовство, корпоративность, как и при Януковиче, прогрессируют. А ведь среди более полутора миллионов крымских избирателей, немало достойных, грамотных, и главное, порядочных и честных людей, способных, в отличие от алчных карьеристов, зачастую с «липовыми» дипломами, принести пользу обществу.
3.Приказано: коррупционеров — не щадить!
На эти пороки, в том числе коррупцию, казнокрадство в эшелонах крымской власти обратил внимание побывавший с рабочим визитом в Симферополе и Севастополе секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев, а вскоре под началом Президента России Владимира Путина состоялось заседание Совбеза, на котором он отметил: «В целом криминогенная ситуация на полуострове под контролем. Это прямой результат принятых за последние полтора года решений по интеграции Крыма и Севастополя в правовое пространство страны, укреплению правоохранительных органов».
Он запретил силовикам расслабляться и потребовал: очищать власть Крыма от скомпрометировавших себя чиновников. Обратил внимание силовиков на тот факт, что угроза безопасности Крыма исходит извне, поскольку не исключены попытки спровоцировать конфликты на межнациональной почве, направить протесты граждан против неэффективных действий местной власти. Было констатировано, что за последнее полугодие в Крыму по компрометирующим мотивам было уволено более 60 высокопоставленных чиновников. Это издержки кадровой политики, проводимой С. Аксеновым и В.. Константиновым, устраивающих своих некомпетентных и алчных людишек на «хлебные места». Надо полагать, что Владимир Путин, Дмитрий Медведев после встречи с крымскими силовиками, приструнили С. Аксенова, который взяв на себя функции адвоката, в какой-то степени стал копировать действия главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова. То, что дозволено Юпитеру, не дано Быку. С учетом ситуации в республике к Кадырову у хозяев Кремля особое отношение.
Итак, силовиками с благословения В. Путина объявлена война крымским коррупционерам и казнокрадам. Первые успехи бескомпромиссной борьбы с преступниками, засевшими в чиновничьих кабинетах, на счету сотрудников ФСБ и СК. А вот прокуратура республики во главе со старшим советником юстиции тридцатипятилетней Натальей Поклонской, получившей популярность благодаря внешности фотомодели (особенно от нее в восторге японцы, в том числе экс-премьер-министр Юкиа Хитояма), возбуждением громких уголовных дел похвастаться не может. Она, как впрочем, и ее протеже С. Аксенов, не в силу каких-то выдающихся способностей, а политической ситуации и конъюнктуры, оказались в нужное время в нужном месте. При будничной ситуации стремительный взлет карьеры не предвиделся. Очевидно, прокурору недостает решительности, твердости духа на высокой генеральской должности, полученной волею случая. Ведь до того, как возвратиться из восставшего Киева в Крым, Н. Поклонская исправно служила в Генеральной прокуратуре Украины под началом прокурора-коррупционера Виктора Пшонка. Не делают чести главному прокурору Крыма и ее откровенно эротические снимки, размещенные в Интернете, ради рекламы и самолюбования. Тем не менее, ей прогнозируют большие перспективы, реальные шансы быть избранной осенью 2016 года депутатом Госдумы России.
Оценивая события, процессы, тенденции, происходящие, как в России, так и в Крыму, все более убеждаешься в том, что истинными защитниками интересов трудового народа — главного создателя материальных и культурно-духовных ценностей — являются люди совести, чести и долга, патриоты Отечества, а не политические нувориши, меняющие убеждения, как перчатки.
г. Симферополь
Свидетельство о публикации №216032801880