Ветхозаветный сюжет на доске липовой
Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты мне дал,
Чтобы они были едино, как Мы."(Ин.17,11)
В этих словах Иисуса Христа воплощение Его любви к людям, Божиим созданиям, для вечной жизни которых Он испил Чашу Жертвенную.
Всего лишь доска липовая (314;220), поволока, левкас и яичная темпера, а в результате - символ Любви и Милосердия Божия, духовное Откровение - "Троица", написанная монахом Троице-Сергиевой лавры!
Преподобный Андрей Рублёв родился около 1360 года в семье ремесленника.
В юные годы помогал он отцу в его ремесле. Но не давали ему покоя мысли о красоте мира и о его Творце. Он убегал в поле и рисовал, рисовал...
И именно эти мысли и привели будущего иконописца в обитель. В Троице-Сергиевой лавре Праведный Андрей вместе с Феофаном Греком расписывал монастырские стены,
в 1405 году ездил в Москву, где трудился в Благовещенском соборе Московского Кремля, в 1408 году во Владимире писал иконостас.
А год 1411 ( или 1425-27) явился для праведного Андрея знаковым: ему доверили писать фрески для Троицкого собора обители. Именно здесь и создал он своё бессмертное творение - "Троицу"!
...В полуденный зной отдыхал 99-летний Авраам от забот праведных и
"...явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатёр (свой).
Он возвёл очи свои и взглянул, и вот три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатёр (свой) и поклонился до земли, и сказал:
"Владыко! Если я обрёл благоволение перед очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; И принесут немного воды, и омоют ноги ваши; потом пойдите (в путь свой);
так как вы идёте мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь.
И поспешил Авраам в шатёр к Саре и сказал (ей): поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. И побежал Авраам к стаду, и взял телёнка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока и телёнка приготовленного и поставил перед ними; а сам стоял подле них под деревом. И они ели."
Андрей Рублёв, как истинный творец живописи, обобщил всё знаемое и интрепретировал по-своему: у него нет на полотне ни Авраама, ни Сары, ни отрока.
На иконе только три беседующих (жестами) Ангела, озарённых Предвечным светом.
Ангелы будто парят в этом свете Любви и Гармонии.
Аскетизм помог иконописцу сосредоточить всё внимание на этих Ангелах.
С иконы веет благостью и теплом.
Праведный Андрей, будучи последователем Сергия Радонежского,"тайновидца Святой Троицы"*, использовал в иконе символы: стол -это Гроб Господень, чаша с головой Тельца - евхаристический символ жертвенности, а три Ангела - Мир, Согласие и Любовь.
"В иконе Троицы Андрей Рублёв был не самостоятельным творцом, а лишь гениальным осуществителем творческого замысла и основной композиции, данных преподобным Сергием." - так пишет о знаменитой иконе П.А.Флоренский.
Палитра красок радует взгляд, особенно впечатляют Фаворский свет и сине-голубой цвет - "рублёвский голубец", которыми любовно живописал мастер образы Единой и Неделимой Троицы.
Об этой чудотворной иконе постоянно ведётся спор - попытка определить, кто из Ангелов символизирует Бога-Отца, кто - Сына Божия, а кто - Святого Духа.
По словам Иоанна Златоуста, например, - "В куще Авраама явились вместе Ангелы и Господь их; но потом Ангелы как служители, посланы были на погубление тех городов (Содома и Гоморры), а Господь остался беседовать с праведником, как друг беседует с другом, о том, что намерен был сделать".
Господь сказал Аврааму, что от него пойдёт великий народ иудейский.
Некоторые богословы считают, что не Бог в трёх лицах изображён на иконе, а три человека, являющие собой образ Святой Троицы, поскольку Бог сотворил человека по
образу и подобию Своему.
Именно человек - венец творения. "Мы, многие, составляем одно тело во Христе",-
говорил апостол Павел. (Рим.12:5)
Написана икона была по просьбе ученика Сергия Радонежского - Никона, в трудное время борьбы с монголо-татарами. Измученные русичи начинают, наконец, сплачиваться, чтобы сбросить иго Золотой Орды, воспользовавшейся княжескими междуусобицами. И первая победа - Дмитрий Донской и поле Куликово!
Вполне возможно, что талантливый иконописец решил отобразить единение и возрождающуюся силу народа, поднявшегося на борьбу за Святую Русь, за веру, за Христа!
Праведный иконописец не подписал фигуры на иконе, поскольку это противоречило бы принципам богословия, ( хотя это, например, сделано на Зырянской иконе.)
Поэтому спор этот бесконечен. Да и вообще, гадание -это осквернение таинств веры Христовой.
Тайну эту постичь невозможно. В любом случае, эти три фигуры - Вера, Надежда, Любовь - иконостасное, личностное единение мудрости, кротости и благости. Все фигуры - суть одна единосущная и нераздельная Троица Святая.
*-так называли Сергия Радонежского апостолы святые.
Свидетельство о публикации №216032801882
Роман Рассветов 09.07.2016 17:49 Заявить о нарушении
Попкова Людмила 10.07.2016 16:01 Заявить о нарушении