Николай Костомаров

                "... не восхищаться, не любоваться историею   
                прошедшей жизни - наше дело, а уразуметь её»
                Н. Костомаров
               
   Николай Иванович Костомаров - русско-украинский  историк,  этнограф, фольклорист,  археограф и поэт  XIX в.  Его творчество оказало большое влияние на современников и представляет огромную ценность в наше время.  По решению ЮНЕСКО в 1967 г. просвещённое человечество отметило 150-летие со дня его рождения.
    Исторические труды учёного публиковались в России многократно, они появлялись в журналах «Москвитянин», «Отечественные записки», «Современник», «Вестник Европы» и др. и были читаемы просвещённой публикой.  Его исторические монографии и исследования стали энциклопедией с древних времён до XIX века, и сегодня они являются одним из лучших курсов истории России.  Учёные современники иногда упрекали Костомарова за вольное, как им казалось, отношение к источникам. Он отвечал на эту критику тем, что действительно «сочиняет» историю, не ограничиваясь переписыванием документов. Этот литературный дар сделал его научные труды увлекательным чтением для широкого читателя.  Живой, прекрасный русский язык дореволюционной России сегодня воспринимается читателем с наслаждением, труды его читаются легко и увлечённо.
 

  Николай Иванович Костомаров родился в 1817 г. в Воронежской губернии, в слободе Юрасовке Острогожского уезда.  Отец его был помещик, капитан в отставке, который, по словам сына, «ни во что не ставил дворянское достоинство»; мать была из крестьян. Влюбившись в неё, когда она была ещё девочкой,  отец отправил её в пансион для приобретения образования.
   Николай Иванович родился до венчания родителей, и это привело к тому, что он не стал дворянином, а числился по документам крепостным своего трагически погибшего отца, убитого собственными лакеями.
   Мать Костомарова смогла выкупить сына у родственников покойного мужа. Она отдала ребёнка в пансион. Будучи тринадцатилетним, он уже мечтал об университете. В своей автобиографии он писал: - «… я понимал, что не научусь в этом пансионе тому, что для меня будет нужно для поступления в университет, о котором я тогда уже думал, как о первой необходимости для того, чтобы быть образованным человеком».    Он переходит сразу в 3-й класс гимназии, успешно овладевает латинским, греческим, французским, математикой и  шестнадцатилетним становится студентом историко-филологического факультета Харьковского университета, учась в котором, овладевает ещё и итальянским языком. Однако сам он говорил: «История сделалась для меня любимым до страсти предметом; я  читал много всякого рода исторических книг, вдумывался в науку и пришёл к такому вопросу: отчего это во всех историях толкуют о выдающихся государственных деятелях, иногда о законах и учреждениях, но как будто пренебрегают жизнью народной массы? Бедный мужик, земледелец-труженик, как будто не существует для истории; отчего история не говорит нам ничего о его быте, о его духовной жизни, о его чувствованиях, способе его радостей и печалей?»
    Живя тогда на Украине, он начал с изучения малоросской ветви русского народа. Он погрузился в чтение литературных памятников: былин и сказов, народных песен.
Переехав в Москву, он овладел немецким, польским, чешским, словацким, болгарским языками, и это открыло ему путь к сравнению славянских народов. Тогда же начал он свои «этнографические экскурсии» по Украине. Многие его знакомые и близкие друзья  не воспринимали серьёзно его стремления писать на «малорусском языке». «Такое отношение к народу и его речи, - писал он, - мне казалось унижением человеческого достоинства». Обобщив материалы, собранные в своих экспедициях, он  ответил оппонентам романтическими стихами и прозой, издав сочинения на украинском языке.
  Его диссертация не была принята. Министр просвещения С.С. Уваров приказал уничтожить «подрывные» материалы.
  Но Костомаров всё-таки защитил в Харьковском университете первую на Украине историко-этнографическую диссертацию. Это был 1843-й год.  Просвещённое общество отнеслось к материалам его диссертации скептически. В. Белинский писал в «Отечественных записках: «… народная поэзия есть такой предмет, которым может заниматься только тот, кто не в состоянии или не хочет заняться чем-нибудь дельнее».
   Костомаров потерял место в университете и стал преподавать в  гимназии Ровно, правда, причиной этому было более его участие в дуэли из-за девушки.
  Он продолжал собирать исторические материалы. Переехав в Киев, Костомаров становится одним из организаторов тайного общества - «братства св. Кирилла и Мефодия». Идеей общества было единение славянских народов, и это  уже выходило за рамки науки и поэзии. «Мы стали воображать, - пишет он, - все славянские народы соединёнными между собою в федерации, подобно древним греческим республикам, или Соединённым Штатам Северной Америки… всеобщее уничтожение крепостного права и рабства, <…>  полнейшая свобода вероисповедания и национальностей и отвержение иезуитского правила об освящении средств целями…»   Николай Иванович даже начал распространять эти идеи с кафедры русской истории  Киевского университета, и цикл его лекций «Славянская мифология» был опубликован в 1847 г. Накануне своего венчания с А.Л. Крагельской он был арестован и препровождён в Петербург. Год он провёл в Петропавловской крепости, его сочинения были запрещены к опубликованию, полицейский надзор стал пожизненным.
   После освобождения из крепости он был сослан в Саратов, где нашёл образованное общество и был даже допущен к историческим материалам по истории раскола*. В печати появились его анонимно изданные народные песни. В Саратове написал он те работы, которые после ссылки поставили его в ряд выдающихся учёных России. Исторические монографии его публиковались и переиздавались. В 1859г.  он стал профессором Петербургского университета.  Он был чрезвычайно популярен среди студентов, многие ходили на его лекции и с  других факультетов.
  Костомаров, будучи действительным членом Русского географического общества, чётко сформулировал взаимосвязь истории, географии и этнографии. Это научное направление позже было развито В.О. Ключевским. «Строгую, неумолимую истину» Костомаров облекал в прекрасную, яркую литературную форму, что привлекало к его трудам многих читателей, не занимающихся  историей  профессионально. В печати Николай Иванович отстаивал идею «Открытых университетов» для всех, включая женщин, и свободу преподавания. После закрытия Петербургского университета в 1861 г. он вместе с Д.И. Менделеевым, А.Н. Бекетовым читал публичные лекции в пользу неимущих студентов.
   После открытия университета, он пытался предотвратить студенческие волнения, и был не понят. Он вышел в отставку. Киевский и Харьковский университеты  единогласно избрали его профессором; но Министерство народного просвещения не допустило его к преподаванию, продолжая платить ему профессорское жалование. Он жил в  петербургской квартире со своей матерью, которая не покидала его до конца своих дней.
У него собиралось избранное интеллектуальное общество.
  Во время поездки в Киев, Костомаров посетил дом, в котором был арестован, и встретил там свою невесту. Они поженились на склоне дней своих через 27 лет после трагического расставания.
  Н.И. Костомаров скончался  весной 1885 г. 


   Когда-то, 400 лет тому назад князь Курбский, имея в виду Ивана Грозного, писал: «О, окаянные и вселукавые пагубники Отечества, и телесоядцы, и кровопийцы сродников своих и единоязычных! Поколь маете бесстыдствовать и оправдывать такого человекорастерзателя?!»  Н. Костомаров, словно отвечая ему через века, говорил:  «Мы всё же надеемся, что близко то время, когда встретить у историка похвалу насильственным мерам, хотя бы предпринимаемым или допускаемым с целью объединения и укрепления государства, будет так же дико, как было бы теперь дико услышать с кафедры одобрение инквизиционных пыток и сожжений…»


*РАСКОЛ - движение, возникшее в середине 17 в., в результате которого произошло отделение от Русской православной церкви части верующих.


Рецензии
Замечательная статья!

Григорий Аванесов   13.10.2021 17:22     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.