Слов роса живая Любовь превыше всего

Во имя Отца и Сына и Святого Духа†

   Схиархимандрит Зосима (Сокур) http://www.pravoslavie.ru/73350.html

    Иван Алексеевич Сокур (так звали старца в миру) родился 3 сентября 1944 года в селе Косолманка Свердловской области. В 1961 году окончил среднюю школу в городе Авдеевка Донецкой области. Затем учился в Донецком сельхозтехникуме и занимался гражданской работой. С 1968 по 1975 год учился в духовных семинарии и академии в Ленинграде. Академию окончил со степенью кандидата богословия и принял монашеский постриг с именем Савватий, был рукоположен сначала в иеродиаконы, затем – в иеромонахи. После учебы несколько месяцев прослужил в Одессе, после чего в декабре 1975 года был принят в клир Ворошиловградско-Донецкой епархии. В 1980 году возведен в сан игумена, в 1990-м – в сан архимандрита. 21 августа 1992 года был пострижен в схиму с именем Зосима.
    Старец был удивительным подвижником и ревнителем Православия, прозорливцем, основателем Успенской Свято-Васильевской и Успенской Свято-Николаевской обителей в Донецкой епархии. Многие в России знали его, а на Украине его знали все и почитали, как знаменитого отца Николая Гурьянова, ездили к нему так же, как к отцу Николаю со всеми своими скорбями, получая исцеления и узнавая о своем будущем. Да и почил он через три дня после отца Николая. Дату кончины ему Господь открыл заблаговременно. В последние дни старец Зосима раздавал множество указаний (как потом стало понятно, посмертных) братьям и сестрам обителей, всем, кого встречал по пути на службу и с кем виделся в келлии.
   Философская мудрость, сила веры и знание пути для спасения души человеческой сделали его старцем уже в 40 лет. Ведь старец в Православии — это не старый, а мудрый человек, отличающийся прозорливостью и особым молитвенным даром.

    "Нечего нам ныть, что Бог жестокий, не простит, не помилует – ложь это всё. Бог долготерпелив и многомилостив, Бог всех нас ждет"

   Отец Зосима просил нас о покаянии, об исправлении нашей собственной жизни, говорил о том, что мы должны уныние и отчаяние полностью гнать от себя. «Свет Христов, радость Христова да сопутствуют нам. Нечего нам ныть, что Бог жестокий, не простит, не помилует – ложь это всё. Бог милостив, долготерпелив и многомилостив ко всем нам, Бог всех нас ждет. Ждет, простирает руки, чтобы мы пришли, дети заблудшие, в объятия Отчие. Отец Небесный прощает, милует и возвращает нам потерянное Царство Небесное».

   Имевшие великое счастье общаться со старцем Зосимой возвращались в мирскую жизнь добрее, чище, светлее. Он лечил людские души, тем самым исцеляя тела. Он безгранично любил людей. Всех. И тех, кто пытал его, заставляя стоять сутками босиком на бетонном полу, и тех, кто посылал служить из прихода в приход, подальше от магистралей и цивилизации – чтобы быстрее сломить.

    Он нес свой крест достойно, не колеблясь в вере. Он крестил детей своих палачей. Он пережил четыре клинические смерти и борьбу с болезнью. Он умирал, а потом вставал и служил. Врачи становились верующими, общаясь с ним и поражаясь его мужеству.

    Он был духовным отцом священства всей Донецкой епархии, братии и сестер двух основанных им монастырей, а также любимым батюшкой множества мирян, повсюду следовавших за ним на протяжении четверти века.

Главы из книги о схиархимандрите Зосиме
"Вы - свет мира" (Мф. 5; 14), - в этих словах дана оценка той миссии, которая возложена на пастырей Христовых: быть источником света истины, истинных, непреходящих ценностей, которые не может объять тьма века сего.
Никольское- маяк спасения

Батюшка Зосима
   И в смутное время истории нашего отечества Господь поставляет Никольского Старца быть светильником, нравственной опорой для интеллигенции, чиновников, мужей, облаченных государственной властью. К схиархимандриту Зосиме за добрым и мудрым советом, за молитвенной поддержкой отправились в паломничество врачи, учителя, профессора, генералы, народные депутаты и государственные деятели. О старце можно было сказать словами Писания: "Он был всем для всех". Каждый, кто соприкасался с Батюшкой, чувствовал некую жизненную силу, которая исходила от него, и слово его было со властью. Порой, Старец и ничего особенного не скажет, но после беседы с ним - всегда на душе легко, и весь окружающий мир видится в других красках.
 Особое место в старческом служении о.Зосимы занимало общение с людьми духовного звания, монашествующими, подвижниками благочестия нашего времени. За духовным советом к нему обращались со всех уголков Святой Руси. Беседы с этими людьми имели некоторый иной характер, чем с мирянами: молитва Иисусова, внутреннее делание, судьбы Церкви - вот темы, которые поднимались в них.
...  Схиархимандрит Зосима с особым почитанием и даже трепетом относился к Псково-Печерскому Старцу архимандриту Иоанну (Крестьянкину): "Это мой любимый Старец. Слушайте его, читайте его книги - через о. Иоанна Сам Господь говорит к Своей Церкви".

   Батюшка был ревнителем веры православной, и самое главное его поучение, которое он повторял всем без исключения - твёрдо держаться Русской Православной Церкви, ибо только в ней спасение. Он предупреждал, что в наше неблагополучное время грядут расколы, новые разделения ризы Христовой, "диавол готовит нам времена тяжкие", поэтому повторял и повторял завещание великих Старцев, своих духовных наставников - всегда, во всех случаях держаться Патриарха Московского и всея Руси. Только Русская Правосланая Церковь, по неложному обетованию Божию, пребудет до скончания века, и "врата ада не одолеют её".
 В тяжёлые времена для православия на Украине, когда раскольник Филарет предал Церковь ради политических интересов, Никольский пастырь решительно возвысил свой голос против беззаконной автокефалии, подавая пример стояния в вере. Так, когда ещё только намечался раскол, Филарет разъезжал по епархиям, склоняя к расколу пастырей. Собрав однажды благочинных для разъяснительной работы (среди них был и о. Савватий), Филарет убеждал их в необходимости автокефалии. Старец спросил у него:
- Владыко, а вы поинтересовались у народа, нужна ли ему автокефалия?
- А кто такой народ? Народ - цэ быдло!
- Ну, если для вас народ - быдло, то вы для меня не архиерей! - мужественно ответил Старец и покинул собрание.
    И когда Денисенко, подбадриваемый политиканами, поднял откровенный мятеж против Церкви, перейдя от уговоров к угрозам и действиям, не совместимым с церковным саном, Никольское стало тем маяком спасения, который указывал растерянным пастырям, растерянному народу Божию путь к истине, к истинной Церкви Христовой. И в том, что Донецкая епархия одной из первых сохранила верность Матери-Церкви, - большая заслуга и о. Зосимы, как свидетельствовали многие пастыри, в том числе и митрополит Иларион.
    В 1997-1998 годах, когда раскольник Денисенко вновь объезжал Украину, сея смуту и раздор, благодаря авторитету о.Зосимы Донецкая земля не приняла этого Иуду нашего времени. Как вспоминает инокиня Олимпиада, непосредственная участница этих событий, народ Божий не дал ему отслужить в Донецке свою беззаконную и кощунственную "службу":
    "В 1998 г. после Пасхи в праздник Жен-Мироносиц, приехал к нам в г. Донецк бывший Митрополит Филарет, нынешний раскольник Денисенко. Приехал с тем, чтобы осквернить нашу землю, навести смуту в Церкви, разорвать ризу Христову на 2 части. Должен был он служить в раскольнической церкви Петра и Павла. Зная заранее о его приезде, многие верующие люди по благословению батюшки Зосимы, во главе с правящим архиереем - нынешним митрополитом Иларионом и священством, собранным со всей епархии, совершили Крестный ход к центральной административной площади г.Донецка, где находится обладминистрация, в знак протеста против приезда Денисенко к нам в епархию.
     Правящий архиерей с батюшкой Зосимой и несколькими священниками поднялись к заместителю мэра г. Донецка (сам мэр А. Рыбак был в отъезде), где выразили протест против пребывания раскольника на нашей земле. Объяснив, каковы на самом деле настроения людей, указав на церковные каноны, они настоятельно просили не пускать Денисенко к нам в епархию. Пока происходил разговор, священство и паства, поя пасхальные песнопения, ожидали выхода владыки Илариона и батюшки Зосимы.
 Несмотря на все это, Денисенко все-таки пустили к нам, и события приняли определенное направление.
    Утром в праздник Жен-Мироносиц у раскольничьей церкви Петра и Павла собрались люди с тем, чтобы не допустить бывшего митрополита Филарета к служению литургии. Он приехал в сопровождении нескольких военных, довольно агрессивно настроенных. Пытаясь проложить дорогу для Денисенко, дюжие молодцы применяли изрядную силу в основном в тех местах, где стояли женщины и дети. Женщин использовали как щиты для тарана. Многим были нанесены физические травмы. К храму подъехала конница, было постоянное движение военных лиц.
 На протяжении многих часов люди держали кольцо, не пуская Денисенко в храм и выдерживая нападения его охраны, чувствовалась необыкновенная сплоченность людей, ревность и неравнодушие к канонам Русской Православной Церкви.
 Приезжал батюшка Зосима, укрепляя в нас дух. Кто знает, может быть, по его молитвам все разрешилось мирным путем, несмотря на присутствие вооруженных частей и возрастающий накал страстей. В 3 часа дня автомобиль с раскольником Денисенко отъехал от храма Ему было ясно дано понять, что мы не принимаем Раскола, что у нас один Патриарх - Московский и всея Руси Алексий II.
 Батюшка был настоящим ревнителем канонов Русской Православной Церкви, и свою паству научил отличать правду от лжи, учение святых Отцов от человеческой гордыни. Грех раскола не смывается даже мученической кровью, - так учат святые, так научил нас батюшка.
     Дай Бог нам быть достойными служителями Церкви Христовой, и исповедовать веру так же смело и безбоязненно, как это делал наш дорогой батюшка Зосима".  Несмотря на это торжество православия в борьбе с расколом, схиархимандрит Зосима, провидя будущее предупреждал, что грядёт "законная" автокефалия, но беззаконная - Благодати там не будет: будут крестить людей, а люди останутся некрещеными, будут прощать грехи на исповеди, а люди будут уходить не прощёнными - одно обрядоверие... И сохрани нас, Господи, хотя бы на час, на минуту оказаться в этом безблагодатном обществе. Вот чего реально надо бояться, а не этих мнимых кодов которыми пугают лжестарцы нашего времени народ Божий - это ревность не по разуму, политиканство... Ещё бес посмеётся над этими лжеревнителями: те, кто сегодня больше всего кричит против кодов - первыми примут печать антихриста".
    Схимник своим духовным зрением ясно видел будущие времена, и своим духовным чадам не благословлял читать книги о конце мира: "Всё это фантазии - не так всё будет не так... Читайте Лаврентия Черниговского - у него всё описано..." Главным признаком грядущего конца Старец считал повсеместное отсутствие веры, согласно Писанию: "...когда приду, найду ли веру на земле?"
     Именно святая непорочная православная вера, - говорил Батюшка, - то величайшее чудо, за которое мы должны постоянно благодарить Господа и дорожить им, как величайшим сокровищем.  Верующему же ничего не страшно: "Какие бы силы не восставали на Церковь, веруйте, что Церковь ничто не одолеет. Горсточка нас останется, но эта горсточка победит все силы вражия!" - эти слова часто любил повторять Старец, утешая и укрепляя в вере свою паству.
     "Торжественно вчера на утрени мы вынесли святой крест, торжественно с зажё'нными свечами встречали святой крест грядущий. Обошли со святым крестом храм святой наш и осенили на все стороны света святым крестом Господним: силою честного и животворящего креста да сохранит нас Господь в дальнейшей жизни нашей.
    Слава Богу, что Господь собрал нас всех у подножия креста Господня. Господь оружие на диавола дал нам всем крест святой.
    Крест святой всех нас сопровождает от дня святого крещения, когда батюшка крестил нас младенцами и одевал своей рукой крест святой, говоря слова: "Рече Господь: аще кто хочет по мне идти, да отвержется себя и возьмет крест свой и по мне грядет".
   И этот крест святой сопровождает нас во всей жизни нашей: и ночью, и днём, и на водах, и в путешествии, и в горе, и в радости - всегда с нами оружие наше - святой крест.
   На кресте изображён Спаситель умерший за нас всех, а с обратной стороны креста выбиты святые сакраментальные слова: "Спаси и сохрани" - от всех бед, от всех несчастий, от всех напастей, от всех завистников и ненавистников, от всех врагов видимых и невидимых - спаси и сохрани нас, Господи!
 И имея крест на себе, да не боимся мы никакой нечисти, ничего злого - Господь всё побеждает.
 И часто говорю вам слова: "С Богом ничего не страшно!"
 Храните крест святой, никогда не снимайте, всегда будьте со святым крестом: и ночью, и днём, и в дороге, на отдыхе, и на водах, и на суше. Выходя из дома, осени себя крестом. Приходя в дом - осени себя крестом. Садись кушать: почитай молитву "Отче наш", осени себя крестом и пищу перекрести, дабы пища была приятная, пользительная и в радость нашему телу. Всё осеняй святым крестом, крест - самое страшное оружие против диавола".

(Из проповеди Батюшки)

Глава из книги "Любовь превыше всего"

КРЕСТНЫЙ ПОДВИГ СХИАРХИМАНДРИТА ЗОСИМА

   "Чашу, которую я пью, и вы будете пить", - обещал Спаситель своим ученикам, а через них всем, кто найдёт в себе мужество идти по стопам Его. Страдания и скорби - удел всех избранников Божиих. Потому что эти страдания - сострадание Спасителю, тайна искупления рода человеческого и очищения от греха, непрерываемая в веках чаша Любви Христовой.
   "Вы - соль мира", - сказал Спаситель своим ученикам, т.е. сущность и смысл существования этого видимого творения. И пока существуют те, кто по своей любви к Господу и падшему человечеству пьёт Его Чашу - будет существовать и этот мир.
 Схиархимандрит Зосима от утробы матери-исповедницы и до своей праведной кончины был великим страдальцем. Именно в этих страданиях и скорбях во всей полноте раскрылось величие и небесная красота его духа, не подвладного земным законам естества. "Предстою пред распятым Господом и всегда помышляю - се завтра моя Голгофа. И если бы не радость Светлого Христова Воскресения - истаяли бы силы от этой скорби", - говорил Старец, изнемогая под тяжестью своего креста.
    А болезни у него были такие, что, как говорили врачи, хватило бы, чтобы умереть, и на десятерых. И первое, что поражало, изумляло, приводило в трепет - это то, как Старец при таких болезнях не только живой, но и служит, и сам утешает страждущих.
    Ножки у Батюшки начали болеть ещё в Александровке, но после пыток и допросов у него появились большие раны, величиной с пятак, с которых сочилась кровь. Но Батюшка ещё сам и ходил на своих ногах, и служил в храме Божьем.
    Болезнь вначале никто не лечил, и рожистое воспаление прогрессировало настолько, что к 1995-ому году у него раны на ногах доходили до костей, и почти постоянно он страдал от высокой температуры: 39°, 40°, 41° - часто доходило и до 42°. И вот, не взирая на такое тяжелейшее состояние, нечеловеческими усилиями преодолевая немощь плоти, он совершал своё старческое служение, молился и принимал людей: "Первое, что мне врезалось в память о Батюшке, - вспоминает Сергий, - это когда немощного Старца под руки привели в крестилку, он едва сидеть мог, и вот первые слова, которые я от него услышал: "Любовь превыше всего, - и опять повторил, - Любовь превыше всего..."
 "Было уже начало двенадцатого ночи, когда я попал к Батюшке - вспоминает Владимир - он вёл непринуждённую беседу, шутил, как вдруг неожиданно отключился, закрыв глаза. Я замер, боясь потревожить усталого Батюшку. Череда минуты две-три о.Зосима пришёл в себя и сказал слова, больше всего поразившие меня: "Прости, у меня высокая температура - около 42°, не выдерживаю: проваливается сознание". Получив наставление, около 12-ти я вышел от Старца. Благословляя меня на сон грядущий, он произнёс: "Ну, иди баиньки. А мне ещё своё схимническое правило вычитывать".
 Как говорила монахиня Агапита, ложился Батюшка после своего вечернего правила около 2-х, а в 4 утра - у него уже опять загоралась лампочка: он читал утреннее правило. А порой Батюшка и вообще не спал, как это было на Богоявление 2002 г.: "После ночной праздничной службы Старец благословил братию отдыхать до обеда, а сам отправился принимать гостей - вспоминает Владимир Николаевич. - Нам он благословил зайти вечерком. В 5 часов мы зашли - Старец занят. В 8 часов - принимает людей. Только после 10 мы попали к нему на благословение: "Батюшка, вы ещё не отдыхали?" - спросил я Старца. "Да разве с вами отдохнёшь? От вас я уже на том свете отдохну, - добродушно засмеялся Старец и добавил - Да, пожалуй, и там не дадите..."
     Батюшка умел дарить людям радость. Умирая, изнемогая, он говорил простые и добрые слова, своим светлым юмором подбадривал унылые наши души. "И никто не знал, сколько ему это стоило, - говорит матушка Агапита, которая была на послушании врача у о.Зосимы, - Как только выходили посетители, Старец сразу слабел: поднималась температура, часто он стонал - боли были невыносимые..."
 Эти невыносимые боли - это та цена, которую платил в духовной борьбе за спасение человека, душу, которая обращалась к нему за помощью, Батюшка вымаливал потом и кровью в буквальном понимании, как это открывал Господь некоторым его чадам:
    "У моей дочери Оксаны были осложненные роды, на третие сутки у ребёнка была замечена патология. Врачи поставили диагнозы: перинотальное гипоксически ишемическое поражение ЦНС, синдром повышенном нервно-рефлекторной возбудимости, коньюгоционная желтуха, судорожный синдром. В расстройстве поехала я к отцу Зосиме, в надежде, что по его святым молитвам всё разрешится, т.к. он мне много раз помогал.
 Когда я зашла к нему в келлию и всё рассказала ему о внуке он с уверенностью мне сказал: "Ваш внук обречён всю жизнь быть инвалидом и уйдет туда грешником. Лучше желайте, чтобы Господь прибрал сейчас - он там будет Ангелом". Я была очень подавлена, но Старец добавил: "Но у Бога можно вымолить всё, буквально всё, нужно молиться. Будем молиться со всей братией, а вы молитесь там". С этим я уехала.
     По святых молитвах Батюшки ребёнку становилось лучше и лучше. И я опять поехала в село Никольское. Когда я подошла к келье Старца, я затрепетала всей душой. Я тогда ещё не знала, что наш ребёнок уже здоров. Когда я зашла в келлию, у меня лились слёзы, и я не могла ничего сказать. Батюшка сидел в углу и терпеливо ждал, когда я смогу заговорить. Не зная, что со мной происходит, я плакала и плакала, и это были слёзы благодарности, которые послал мне Бог. Когда я почти успокоилась, Старец заговорил: "Скажу, трудно вымолили, а это всё нужно было перенести. Ваш ребёнок вполне здоров". А я ещё в слезах сказала: "Знаю, батюшка, знаю". А он ласково мне ответил: "Ну иди, бери благословение". Я подошла и спросила: "Почему, Батюшка, я волнуюсь и боюсь, когда к Вам прихожу?" "Чего меня бояться? Я - простой сельский мужик", - ответил он, но в моей голове, пробежала мысль: "Побольше бы нам таких "мужиков". А Батюшка опустил голову, и я поняла, что он прочитал мою мысль.
    Выйдя от Батюшки и ещё не придя в себя от радости, я села на лавочку возле его окна. Обдумывая всё про исходящее, я ещё не знала, какими трудами Батюшка вымолил нашего ребёнка. И Господь открыл мне. Из кельи вышла матушка, которая ухаживала за старцем, и стала у меня за спиной. К ней навстречу вышла другая, и они о чём то говорили между собой, но разговора их я не слышала. А слышала только одно: "Не знаю, что и делать - как Литургия, так тазик крови". После этого я поняла, какими трудами Старец молиться за нас" (р.Б. Анна).
    Когда архимандрит Модест вместе с братией из Старочеркасска посетил схимника в реанимации и своим чутким сердцем постиг смысл его страданий, слезы потоками лились из голубых глаз седовласого старца: он не мог без слёз созерцать этот великий подвиг любви смиренного страдальца.
    После того, как о.Зосима пережил клиническую смерть, у него наступило облегчение: к радости своих чад он сам ходил своими ножками, совершал богослужение. Благодаря своим благодетелям схиархимандрит Зосима вместе с братией монастыря совершил ряд паломнических поездок к великим святыням православного мира: на святую гору Афон, по Святой Руси (Киево-Печерская Лавра, Задонск, Дивеево, Свято-Иоанновский монастырь в Санкт-Петербурге), ко гробу Господнему на Святую Землю.
 Эти поездки были духовным утешением и подкреплением для о.Зосимы, которое даровал всемилостивый Господь перед тем, как возвести своего избранника на его личную Голгофу.


Божьего благословения читающему,
 


Рецензии