Слово Зрителю

   В книге "Мифы и реальность театра "КомедиантЪ" статья Марии Руда будет опубликована отдельной главой. А пока я снова и снова перечитываю строки отзыва о спектакле и не могу поверить, неужели действительно так?.. И в прессе, и в кулуарах я читала и слышала хорошие слова в адрес именно этого спектакля. Но то, как увидела его Мария, заставляет меня вспоминать весь долгий путь к этой роли, к такому спектаклю... анализировать, сверять, вслушиваться, искать знаки судьбы в случайных встречах и неслучайных разлуках...
 
С разрешения автора на правах развёрнутой цитаты представляю вашему вниманию мнение неравнодушного зрителя.
Итак:


        "Любите ли вы театр так, как люблю его я?.."
                В. Г. Белинский
                Литературные мечтания (Элегия в прозе)

Любите ли вы метафоры так, как люблю их я?
 
      Год назад впервые в жизни побывала на спектакле театра КомедиантЪ.
      И мне сразу посчастливилось.
Посчастливилось попасть на один из самых редко исполняемых и необычных для репертуара театра - моноспектакль Алёны Чубаровой "Душа, родившаяся где-то...". Потом в моей жизни спектаклей этого театра будет ещё многое множество, и каждый - уникален, у каждого - своё неповторимое лицо.
Но первый был этот. О творчестве и судьбе Марины Цветаевой. Непростой судьбе, неоднозначной, с надрывами и сломами, с короткими просветлениями на мимолетное счастье и снова болью утрат.
Бездна. Бездна в глазах этой удивительной женщины.
Кого? Марины или Алёны? - Ответ на этот вопрос можно получить, только увидев спектакль.
 
      "Душа, родившаяся где-то..." - самый живой рассказ о Цветаевой, с которым мне лично довелось столкнуться. Про душу, что всегда не на месте. Про ту, что мечется и страдает. Ищет себя, ищет близкую себе. Ищет, но не находит.
 
      Только в этом спектакле можно увидеть столь говорящие, нет, кричащие (озябшие, дрожащие, скорбящие, плачущие, обреченные и, одновременно, поющие) плечи. Плечи Алёны-Марины.
 
      Только здесь на одной сцене звучит многоголосие теней и бликов, корабликов и шляпок, осыпающихся, словно осенняя листва, листов календарей, кружат в танце платки и держащие их, жаждущие жизни, но измученные до изнеможения женские руки...
      Только здесь можно встретить такую неизбывную, молчаливую безнадежность... Прищепок и верёвок, стоптанных ботинок и ног (в кровь), бессонных ночей и дальних дорог... В одиночество и пустоту...
Их удивительный, какой-то особый, высокий смысл.
      Все это, казалось бы, безумное перечисление становится естественным и понятным после спектакля.
Не просмотра его - проживания.
      Алёна, музыка и светотени обязательно вовлекут вас в то самое проживание…
И переживание всего вместе с Мариной.

      Более точное и животрепещущее исполнение, более уважительное и бережное обращение с материалом трудно себе представить.
На протяжении всего спектакля не отпускает ощущение правдивости, граничащей с документальностью. Веришь каждому слову, каждому жесту.
И далеко не сразу, после того, как гаснет свет, начинаешь осознавать, что это был всего лишь спектакль, художественный рассказ, а не целая жизнь.
      И даже потом, когда он загорается снова, и ты под бурю аплодисментов протягиваешь цветы Алёне… Все ещё кажется, что преподносишь их к ногам Марины.
 
Так любите ли вы метафоры так, как люблю их я?
 
 

----------------------------------------------

   В диалоге зрителя и актрисы, последней лучше отвечать словами роли. Потому добавив лишь, что после такого отзыва на сцену выходить невероятно ответственно и страшно, процитирую Цветаеву:
"Правда поэта - тропа, зарастающая по следам".

 


Рецензии
Мнение Зрителя "Душа, родившаяся где-то..." в исполнении Алёны Чубаровой

18 ноября 2016 года Извините, но мне хотелось уйти с первой же минуты. Впервые не могу не написать комментарий. Я никогда в жизни так глубоко не переживала из-за бездарности, которую увидела в театре. Оскорбили мои самые тонкие чувства. Как же можно так примитивно говорить о Цветаевой. Извините, но у Вас ничего не получилось. Все Ваши грамоты - это фальшь, все положительные отзывы - обман. Накануне,17 ноября, в театре "Ермоловой", Чулпан Хаматова ЧИТАЛА Цветаевскую «Мать и музыка». Она не бегала, не скакала. Она в строгой позе стояла на одном месте. И этого было достаточно. Она ЖИЛА Цветаевой. И зрительный зал тоже... Мы с подругой специально взяли билет на Ваш спектакль, в надежде продлить нашу связь с любимым поэтом. Мне Вас жаль, если Вы не чувствуете, что Ваш спектакль нельзя показывать ни Вашим ровесникам, которые всю жизнь любят Марину Ивановну, ни, тем более, детям, которые только начинают знакомиться с её творчеством. Извините, мне стыдно и за сценарий, и за постановку, и за исполнителя...Выходя к зрителю, нельзя считать его невеждой.

Елена Зубец, учитель

Елена Зубец   19.11.2016 15:33     Заявить о нарушении
Конечно, вы имеете право на своё мнение. Но мы работали с искусствоведами музея Марины Цветаевой в Москве в Борисоглебском переулке, при написании сценария изучили массу литературы, показывали этот спектакль в музее в Болшево, в Феодосии, в Коктебеле... Грамоты , конечно, не показатель, тут я с вами согласна. Но общение со зрителями и людьми много лет глубоко и серьёзно занимающимися Цветаевой... к чему им врать? Из вежливости могли бы просто промолчать. Но отнюдь... подходят, благодарят... Со слезами на глазах. Возможно, ваше чувствование Цветаевой не совпадет с нашим. Так бывает - с любимыми авторами складываются личные, почти интимные отношения, и вот уже вам кажется, что именно вы понимаете этого автора лучше и глубже других. Но сразу говорить о бездарности... По меньшей мере, не корректно. И не делает вам чести. Мне жаль вас, что вы так уверены в том, что ваше видение - истина в последней инстанции... Кстати, саму Цветаеву тоже нередко обвиняли, и не слишком корректно, во многом, и в избыточной экзальтированности и эмоциональности в том числе. Если вы читали не только её произведения , но и о ней, вам это должно быть известно.

Алёна Чубарова   17.10.2017 15:14   Заявить о нарушении