Неплюевское Поддубье

 В соавторстве с О.В.Набокиной   

 Место вотчинной усадьбы  И. И. Неплюева  находится на юге Ленинградской области,  в лужской деревне Поддубье. Сегодня оно навевает грустные  и ностальгические  мысли по утраченному и разрушенному прошлому. От усадьбы практически ничего не осталось. Однако, оказавшись здесь в желании отыскать её следы,  невольно попадаешь под влияние исторического прошлого этого заповедного места. Прислушиваясь к пению птиц или шуму ветра в кронах  деревьев, ощущаешь его  удивительную силу. На память приходят  слова  одного из биографов И.И.Неплюева о его жизни в Поддубье, где «провел остатки достохвальной жизни своей сей питомец Петра Великого, в богомыслии, в приведении хлебопашества в лучшее состояние, в устроении блага крестьян своих и в наставлениях сыну и внукам своим…» (1). Историческую ценность Поддубья можно выразить следующими стихотворными строками:

В наследственном старинном доме,
Напротив зеркала пруда,
Прошли в болезненной истоме
Его  последние года.
 
Он всё изведал в этой жизни,
«Птенец» Великого Петра,
Он преданно служил Отчизне,
Послом в Стамбуле, у костра
 
В просторах  Южного Урала,
Его к России привязав,
Терпя  обидную опалу
И поздних милостей снискав.

Моряк пришел к родным пенатам,
Где в беспокойном шуме крон
Порой он находил   раскаты
Штормов и  шорох  давних волн.

Изложены воспоминанья,
Отстроен в камне новый храм,
И передано завещанье 
Оставшимся при нём  друзьям.
 
Теперь взамен  церковной сени 
Его гробницу сторожит
Холм  памяти -  знак  поколеньям:
«Внимайте, здесь Неплюев спит!».

Проведенные  историко- архивные, библиографические, а также натурные изыскания по бывшей усадьбе И.И.Неплюева  позволяют заполнить некоторые страницы истории поддубского имения.
         Как известно, Неплюевы  владели  многими  родовыми  вотчинами  в  новгородских  землях,  включая  часть территории современного Лужского района.  Поддубье досталось отцу Ивана Ивановича – Ивану Никитичу Неплюеву в качестве приданого за его женой Марфой Петровной, урождённой княжной Мышецкой. Данные о своём пребывании в Поддубье  приводит  сам И.И. Неплюев в своих известных   записках.
            Иван  Иванович  Неплюев  (1693 – 1773)  родился  в  другом  неплюевском   имении –  усадище  Наволок, позже Большой Наволок, которое находилось  на восточном берегу Череменецкого озера, там, где находится деревня Наволок. Сколько времени длился наволокский период жизни И.И. Неплюева неизвестно. В  18-летнем  возрасте  он «по воле матери» женился  на  Феодосье  Федоровне  Татищевой,  племяннице  новгородского  наместника И.Ю. Татищева.  После свадьбы  молодые  поселяются   в  Поддубье. Здесь в 1712 году у них  родился  сын Адриан, затем второй сын  Иван и дочь Мария.
         В  марте 1715 года   И.И. Неплюева  отрывают  от  семьи,  призвав на  государеву  службу. В Поддубье он мог быть на похоронах матери, скончавшейся  4 мая 1715. года. В 1719 году после пребывания заграницей И.И.Неплюев  поселяется в Петербурге  вместе с женой, которую в связи со своим назначением русским резидентом в Константинополе  отправляет  жить  в Поддубье, ибо  «здесь в Петербурге ей себя содержать не можно» (2).
      Очевидно, в связи с предстоящим поселением своей супруги  в Поддубье   И.И. Неплюев строит  здесь деревянную церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи. Дату её освящения  выявил доктор исторических наук профессор А.А. Селин: «Освятися сия церковь по указу преосвященного  Феофана архиепископа…1720 5 иуния» (3). Данная церковь стояла рядом с усадебным домом. Об этом  сообщал сын И.И.Неплюева Николай в своем обращении на имя архиепископа новгородского Гавриила от 4 августа 1783 года:  Здесь сказано: «По прошению покойного родителя моего… дозволено в том селе Поддубье воздвигнуть деревянный храм Божий […] как для пользы душевной того пожелавшего, так и во облегчение окрестным того села жителям по отдалённости от погоста, почему тот под именем Рождества крестителя Господня близ самого господского дома в саду сделан».(4). На тот период деревянный  предтеченский храм, несомненно, во многом определял выразительность и ландшафтную значимость поддубской усадьбы.
             Как известно, в  начале  царствования  Елизаветы  Петровны  И.И. Неплюев   подвергся  опале,  но  вскоре  был  прощен  и  назначен  наместником  Оренбургского  края,  которым  и  управлял  в  течение  шестнадцати  лет,
       В 1765 году И.И. Неплюев совершает поездку в  пожалованные ему малороссийские деревни и тяжело заболевает. Лишь 20 сентября 1766 года  он   выехал в своё новгородское поместье для окончательного поселения в поддубской усадьбе.  Здесь  его  наездами  навещает  сын  Николай, внук Иван Николаевич,  другие родственники и знакомые.  В  Поддубье  Иван Иванович  создает  свое  жизнеописание  -   замечательный  пример  русской  мемуарной  классики 18-го  века 
        Скончался Иван Иванович в Поддубье , как свидетельствует запись в метрической книге поддубской Предтеченской церкви 11 ноября 1773 года.(5
        К сожалению, планов  Поддубья  времён И.И.Неплюева обнаружить не удалось. По-видимому, самым ранним планом села  является  «Геометрический специальный план села Поддубья с деревнями Бором, Парищем, Беризицем  и Зуевой с пустошами учинённого в 1781 году октября 10 дня». Следовательно,  он датируется временем проводившегося по всей губернии Генерального межевания (6).Подобный план Поддубья приводится в книге «Иван Неплюев. Путь гардемарина» (7), скопированный, вероятно, из коллекции  планов генерального межевания РГАДА. 
       Обнаруженные планы близки по времени, но различаются  стилем  исполнения и отдельными деталями. Например, на приведённом в книге плане крестьянские постройки присутствуют по обеим сторонам дороги из Березиц, пруд имеет треугольное, а не прямоугольное, как на плане 1781 г., очертание. Различается количество и господских построек,  в частности, на плане из книги не показана постройка, которую можно принять за главный усадебный дом 
         Усадьба  располагалась   в окружении открытой местности на дороге между деревнями  Березицы  – Бор. С севера  на юг село пересекала  речка Кашинка, исток которой первоначально находился к северо-востоку от села.  К помещичьей усадьбе с её усадебным домом и стоявшему к востоку от него скотному двору,  подводила  дорога из деревни Крени, находящейся к северу от Поддубья.. Крестьянские дома стояли  вдоль   дороги на Березицы. 
  И.И. Неплюев с марта 1715 г. по сентябрь 1766 г. бывал в Поддубье  только краткими наездами. Лишь последние семь лет своей жизни он проживал здесь безвыездно, будучи тяжело больным и почти полностью ослепшим до такой степени, что мог лишь только осязать черты лица своего внука Дмитрия, рождённого от второго брака его сына Николая. Может быть, из-за старости и нездоровья владельца  поддубская усадьба продолжала сохранять свой старый облик, мало похожий на презентабельные усадебные комплексы екатерининской эпохи. По сути это был своего рода центр управления хозяйственной жизни обширного имения, каким традиционно являлись многие помещичьи усадьбы российской провинции
        Тем более достоин удивления  размах, с каким был преобразован ландшафт неплюевского поместья, преимущественно  за счёт гидротехнических устройств: каналов, плотин, прудов.   Речку  Кашинку соединили специально прорытым каналом с протекающей по северной границе имения речкой Моглинкой, на которой специально устроили запруду, ставшую новым истоком р. Кашинки  Пруду, устроенному  напротив усадебного дома,  придали правильное четырёхугольное очертание  Его берега обложили каменной кладкой, которая частично сохранилась до нашего времени.
     Крестьянские дома выстроились  вдоль северной стороны дороги на Березицы и по склону левого берега р. Кашинки,  южнее господского двора, напротив которого на другом берегу Кашинки указано место  каменной церкви Рождества Иоанна Предтечи, построенной в 1767-1772 годах. Однокупольная, с высоким шпилем колокольни она заняла доминирующее место в окружающем ландшафте, понизив пространственно-композиционную  значимость старого деревянного храма, в новом по масштабу усадебном комплексе. Каменный храм поднялся на северном конце села, замыкая строй дворов, принадлежавших   церковному причту.
      На территории самой господской усадьбы стояли одно большое, протяжённое в плане прямоугольное  строение, выходящее западным торцом к дороге из Креней. К югу от него показана более скромная в плане постройка, обращённая к усадебному саду и далее к пруду. Она чётко показана на плане из ЦГИА СПб. По нашему мнению, именно эта небольшая постройка, поставленная по одной оси с церковью, и могла быть господским домом, тогда как вытянутое в сторону дороги большое строение могло быть либо скотным двором, либо иметь какое-нибудь иное хозяйственное назначение.
     На обоих планах отсутствует обозначение старой деревянной Предтеченской церкви, в которой продолжали служить и после постройки в Поддубье каменного храма. Как уже отмечалось выше, она стояла в саду, вблизи господского дома., по меньшей мере  до августа 1783 года.
      В прошении Н.И.Неплюева говорится, что для захоронения усопших в Поддубье существуют два места. Одно в поле на старом кладбище, где находится большая часть погребений, и где были похоронены отец и мать И.И.Неплюева. Второе кладбище устроилось вблизи каменного храма. Николай Иванович получил разрешение архиепископа перенести «деревянную праздно состоящую близ дома в саду церковь  […]  на место прежнего кладбища, где погребаются усопшие […] для отправления службы» (8). Сегодня лишь по свалке кровельного железа можно определить место, куда был перенесён старый деревянный храм.
     После смерти  Ивана Ивановича Поддубье перешло к его сыну Николаю Ивановичу Неплюеву (1731-1784), тайному советнику, сенатору. Затем хозяином имения становится его сын  тайный советник,  генерал-поручик, правитель Минского наместничества Иван Николаевич (1750-1823), наследником которого стал его сын  Иван Иванович (1800-1858), полковник Финляндского драгунского полка,  с 1839 г.  полковник Киевского гусарского полка. 
     Обнаруженные Н.А Яковлевым архивные материалы свидетельствуют, что в  конце 1820-х гг. Иван Иванович Неплюев - младший обратился с прошением на Высочайшее имя о признании усадьбы майоратной, на что было получено согласие. Причины, по которым он закрепил Поддубье за родом Неплюевых, неизвестны. Указом Сената от 29 июля 1829 г. майорат над имением был учреждён с числящимися в нём людьми «и рожденными после ревизии обоего пола детьми и приемышами, со всею принадлежащею к селениям землею, лесами, сенными покосами, всеми угодьями и отхожими пустошами … без остатка». (9)  В состав майората входили кроме Поддубья  деревни Льзи, Бор, Юбер, Крени, Зуева, Немолва, Парищи, Березицы, всего 504 души мужского пола.
     Согласно закону майорат по смерти учредителя должен был перейти к его старшему сыну и далее к его потомкам по старшинству. «Если по прямой линии не останется потомства, то имение переходит по нисходящей линии женского колена  дочерей полковника Неплюева … с тем, что владелец Майората обязывается принимать фамилию Неплюевых, испрашивая каждый раз на то Высочайшее соизволение».(10)
     В законе о майорате оговаривались действия в случае пресечения рода Неплюевых – имение объявлялось выморочным и переходило в казну и то, что оно ни при каких обстоятельствах не могло быть отчуждено от рода – никто из владельцев не мог его заложить, продать (даже за казенные долги). Владелец майората обязан был содержать 4-х инвалидов (на что вносить в казну 1 тыс. руб.) и обеспечивать пенсионом 15 дворовых служителей (ежегодно по 1,5 тыс. руб.). Особо оговаривалось то, что «владелец майората не вправе [был] возбранить погребение [других] из фамилии Неплюевых в церкви Иоанна Предтечи, где покоится прах И.И.Неплюева».(11)
    И.И.Неплюеву -младшему наследовал его сын, отставной гвардии штабс-капитан Николай Иванович (1825 – 1908). Тогда (1860 г.) в Поддубье числилось 104 души м. п., 37 ; тягл, пахотной земли 228 дес., сенокосу 499 дес. Майорат господской запашки не имел и крестьяне выплачивали оброк: с тягла 18 руб. 25 коп. серебром в год  (12) .
     Накануне крестьянской реформы в Поддубье были волнения. Чтобы вернуть недоимку, накопленную крестьянами, Неплюев отрезал у них землю, что вылилось в «буйство», отягченное претензиями крестьян к управляющему и конторщику.
     После освобождения крестьян в 1861 г. между помещиком и крестьянами были заключены Выкупной акт и Уставная грамота (в 1866 г.).
     В 1905 г. имение принадлежало титулярному советнику Николаю Николаевичу Неплюеву. Он был крупнейшим землевладельцем в Поддубской волости – 3560 дес. (четыре других собственника имели чуть больше 800 дес.). Правда, пахотной земли у этих пяти владельцев почти не было (139 дес.), в отличие от крестьянских сельских обществ Поддубской волости, у которых из 5729 дес. было 2900 десятин пашни. Можно предположить, что после 1861 г. единственным доходом, который получали хозяева Поддубья, была продажа леса.
            Установление майората в Поддубье стало, по всей видимости, причиной того, что поместье хирело в продолжении всего XIX века.  Из-за небольшого количества крестьянских наделов и скудного оброка поддубское имение было малодоходным. Господской запашки не было вообще. Основные денежные поступления многочисленные потомки И.И.Неплюева получали с плодородных земель в своих владениях в Черниговской, Киевской, Полтавской, Екатеринославской, Тверской и Московской губерниях.
    Наследники И.И.Неплюева практически не проживали в Поддубье, которое так и оставалось типичным мелкопоместным хозяйством. Согласно условиям майората продать Поддубье более рачительному хозяину Неплюевы не могли. Оно сохранялось ими как реликвия, место семейной усыпальницы.  Усадебные строения капитально не обновлялись, парк и водное хозяйство к 1917 г. пришли в запустение. 
   К сожалению,  виды усадьбы, иконография усадебного дома, т.е. его чертежи, рисунки, фотографии, а также любые документы или иные материалы о нем не обнаружены.
     Неплюевское Поддубье  полностью исчезло во второй половине ХХ века. Сейчас о поддубском поместье И.И.Неплюева напоминают лишь редкие 200-250-летние деревья, окруженный остатками ограды из валунов холм на месте каменной церкви и захоронений Неплюевых. К востоку от холма виднеются фундаменты бывшего дома священника.   Несколько старовозрастных дубов находятся возле места, где когда-то стояла  деревянная церковь.
        Территория  бывшей усадьбы Поддубье, в комплексе с местами нахождения бывших храмов, заслуживает статуса   достопримечательного места федерального значения, с разработкой на него соответствующей охранной документации. Необходимо организовать контроль над состоянием данной территории, исключающий осуществление на ней любого вида строительства, несанкционированных раскопок, порубок леса, устройства мусорных свалок. Учитывая историко-культурную значимость лужского села Поддубье, следующим шагом  может быть разработка проектных предложений по его развитию и созданию  здесь мемориальной зоны, которая может стать одним из важнейших туристических объектов Ленинградской области.

!.Воспоминание И.И.Голикова об И.И.Неплюеве// Иван Неплюев .Путь гардемарина. СПб., «Гангут», 2014. С.80.
2. Иван Неплюев .Путь гардемарина. СПб., «Гангут», 2014. С.51..
3. Половинкин И.В. Храм – усыпальница Неплюевых в Поддубье.//  Там же. С.121.
4. О  разрешении на перенос деревянной церкви с. Поддубье Лужского уезда от  господского сада  к кладбищу.  1783г.  ЦГИА СПб, Ф.19, Оп. 1. Д. 11978. Л. 3
5. ЦГИА СПб, ф. 19, оп. 111,  д. 531. Л.32.
      5. ЦГИА СПб, ф. 19, оп. 111,  д. 531. Л.32.
6.ЦГИА СПб. Ф.262. Оп. 101, Д. 382.
7.Иван Неплюев. Путь гардемарина. … Цветная вклейка
8. О  разрешении на перенос деревянной церкви с. Поддубье Лужского уезда от
  господского   сада   к кладбищу.  1783г. // Там же.Л. 2. .
9 РГИА. Ф. 577. Оп. 35. Д. 658. Л. 35
10 Там же. Л. 35 об.
11  Там же. Л. 37.
12 ЦГИА СПб. Ф. 536. Оп. 9. Д. 8870


Рецензии
Здравствуйте!

Спасибо за очень интересные публикации. Меня и директора музея поселка Приозерного очень интересует история Оредежского района, особенно той части, которая относилась ранее к Тесовской волости Новгородского уезда. Мы нигде не можем найти сведения по усадьбе Рыдно. На запрос в ГАНО получили отрицательный ответ. Мы нашли только одну ссылку по факту существования усадьбы: В Списке населенных мест Новгородской губернии. - Новгород, 1907 - 1912. "Выпуск 1 Новгородский уезд" раздел Тесовская волость в пункте 90 указано: "Усадьба Рыдно (ус.) г. Рожнова, смежна съ с.Жилое Рыдно." Пустое Рыдно и Жилое Рыдно находились рядом с деревнями Поддубье и Чаща (после 1927 г. - Язвинка). Я так понимаю, что это публикация о другом Поддубье? Не могли бы Вы направить нас в нужном направлении?
С уважением,
Светлана Жданова

Жданова Светлана Лана   04.11.2021 23:39     Заявить о нарушении