59. Бутырская тюрьма ОГПУ, затем ссылка, 1931

НА СНИМКЕ: На вкдейке чёрно-белая фотография (8Х12 см).

На фотографии Дмитрий Гриневич в пальто с портфелем в правой руке на фоне плакатов с общим названием «Общественно-полезная работа школы».

Ниже фотографии запись чернильной авторучкой: «1931 год. г.Владимир. Я у выставки Наробраза».

В тюрьме

… Вечер день передач. Я получаю листок с перечнем написанным рукой Анны. Расписываюсь (больше ничего писать нельзя) и получаю десятую наволочку с передачей. И каждый раз увидев в коридоре желтую наволочку, мне говорили: «Гриневич, вам мешок!..»

… Ночь. В камере горит свет. Груда тел на нарах (каждый занимает только 40 см.) на полу груды вещей, на стенах мешочки, кулечки на решетке окна. Тишину режет звон ключа. Этого достаточно, чтобы все проснулись. Одни поднимают головы, другие напряженно ждут. В дверях фигура женщины в форме, голос «на «Ге!». И все чьи фамилии начинаются на букву Г должны себя назвать. Называю и я.
«Григорьев» говорит голос, «без вещей, по городу». Это означает, что Григорьева повезут на Лубянку для допроса. Человек одевается, уходит…

… Одеваюсь на прогулку. В коридоре строимся, идем во двор. Ходим быстро по кругу. Двор четырехугольный! С одной стороны - стена тюрьмы с решетчатыми окнами, с двух других - стена с башней и с четвертой - какое-то здание. Прогулка закончена…

… Обед. Шесть человек с ложками сидят вокруг шайки и едят суп. Каждая шестерка образует своеобразную столовую. Я не могу кушать со всеми, наливаю себе суп в кружку. На второе каша…

… Староста объявляет «борьбу с внутренним врагом».
Все обитатели должны все с себя снять, тщательно искать и убивать вшей…

… Вечер. Все сидят, идет лекция. Инженер К говорит о какой-то части из области своей специальности. Читаются стихи, рассказы. Это самодеятельность…

… Коридор. У окна табурет. Идет стрижка и бритьё…

…Вечер. Окончен ужин. Идут сборы ко сну. Открывается дверь. Два человека в форме. «Такие-то и такие-то и такие-то с вещами...». Один за другим прощаемся с тем, с кем сдружились, уходят унося с собой или оставляя вещи, вызванные. Их массовый уход, особенно уход человека, с к. я сблизился, особенно угнетают.

Дверь захлопывается, я не выдерживаю и зарываю лицо в подушку. В камере начинается массовая истерика…

… Январь. Я уже лежу почти у окна, проделав путь от параши до окна на полу и от дверей до окна на нарах. Утро. Я собираю вещи. Меня вызвали с вещами. Я вливаюсь во дворе в большую партию людей. Нас везут в б.церковь во дворе. Она переоборудована в пересыльную тюрьму. Я на третьем этаже. Небольшая комната со сплошными двухэтажными нарами. Здесь немного просторнее, т.к. на полу никого нет…

… Ночь. Все спят. У окна стоит человек. Он молится. Это епископ, привезенный из СЛОНа (Соловецкий лагерь особого назначения…)

… Вечер. В открытой двери стоят несколько человек военных. Вызванный не выходит. Он кричит и держится за балку нар. В камеру входят двое. Человек кидается к епископу; его быстро выносят…

… Маленькая комната. За столом у окна сижу я против военного. Вечер. Лампа под зеленым абажуром. Разговор резкий, длительный. Эта «беседа» камнем лежит на моей душе по сей день!..

[Содержание разговора осталось неизвестным. Остаётся только догадываться, почему эта длительная беседа "камнем лежит на душе ... по сей день"... -МК]

Освобождение

… Третье февраля 1931 года. Раннее утро. Я вызван с вещами и вновь в большом зале в к. я был впервые. Осматривают мои вещи, выдают мои документы, мой кошелек с 2 рублями и ключом, вручают справку, и я на улице у ворот. Сижу на каменной тумбе, около меня мои вещи…

… Не помню точно какой трамвай довёз меня до Выставочного переулка, не то 11, не то 18. Пришел домой в комнату. Всё так, как я оставил. Положил вещи и пошёл к Анне. Меня встретили как будто я никуда не уходил! Помылся в бане и поехал на Ордынку к маме и Зине.

… Лубянская площадь, угол Мясницкой. Мы с Аней у окошка. Предъявили бумажку-удостоверение, выданные мне в тюрьме. Мне предложено покинуть Москву. Мы с Аней выбрали г.Владимир.

… Приёмная прокуратуры. По пропуску я в кабинете некоего Кондратьева. Прошу дать неделю на сборы. Разрешение дано. Он что-то произнёс о «милосердии», к[оторое] было проявлено ко мне…

… Аня уехала во Владимир искать комнату.
Вокзал. Я и Зина на перроне. Прощаемся. Поезд увёз меня в неведомый город…

Ссылка

… Владимир. Ул. Герцена, дом Логиновой. Квартира в одноэтажном доме. 3 комнаты: столовая, спальня и маленькая комната в одно окно на улицу – моя.
Хозяйка Ефросинья (отчество не помню), муж Иван (отчество тоже не помню). Сын в Москве.

… Лето. Приехала Аня. Я работаю в школе.

… Пробыл я во Владимире до марта 34 года.


Рецензии