Безалкогольная эпопея

 

              Доносчиков на Руси всегда хватало. Их презирали и побаивались. И времена были
разные, и сыски - преследования тоже.
             Думаете, доносчик спокойно себя чувствовал? Ошибаетесь! Душонка у него и не раз в пятки уходила: а вдруг узнают?  Побьют да и пришибить могут под горячую руку.
             Раньше, в основном, анонимками досаждали. Поди проверь, кто написал:  ни обратного адреса,  ни фамилии. Хотя донос доносу – рознь.
             Это уже недавно Постановление вышло  - анонимки не разбирать,  в урну их и вся недолга. У нас Гласность, Перестройка и Уважение к личности. На нашей памяти это Постановление. Есть претензии – говори - выкладывай, невзирая на личности. Так - то.  Вот и в нашей истории из того недалёкого времени.
             В Районный отдел внутренних  дел - аббревиатурой ближе и знакомее - РОВД  из села Марьяновки  поступило сообщение по телефону, что сельчанин Ромадин Владимир Иванович, приторговывает водкой. Примите срочно меры. Женский голос вздохнул на другом конце провода и добавил: "Немедленно. Он сейчас на автобусе в райцентр уехал".
             Трубку положили так, и не представившись. Сигнал анонимный, можно в принципе и не реагировать, но ведь только совсем недавно Указ вышел о борьбе с алкоголизмом – так его в народе обозначили. Зелёным змием .  Указ вышел 17 мая 1985 года, а на календаре 30 мая этого же года. Анонимный звонок - не анонимный, а сигнал актуальный, своевременный, отреагировать на него надо и незамедлительно. И… наряд из трёх сотрудников был отправлен на автостанцию.
             Едет себе Ромадин Владимир Иванович, и сном духом не знает, не ведает, что ему грядущий день готовит. В кармане брюк у него талон на водку, на две бутылки, чтобы отовариться можно было.
             Тогда на всё талоны выдавали. Дефицит страшенный. Прилавки пусты. Население даже соль мешками скупало. Вот такую волну подняли. А в Марьяновке  этой  "горючки"  не оказалось. Выбрали лимит. Мгновенно. Одна надежда – в райцентре купить.
             А эти две несчастных бутылки уже запланировано за привоз  дров  да сена, чтобы расплатиться. Для справки, бутылка водки, по тем временам, была самой надёжной разменной валютой, если так можно и понятней выразиться.  Деньги не брали. Они тогда были. Пока. Скоро и их не станет, но об этом  же никто не думал и не предполагал даже, что с приходом дикого капитализма всё рухнет в одночасье.
             Так вот, ехал Ромадин Владимир Иванович в маршрутном автобусе по своим делам и со спокойной совестью.  А на конечной остановке в райцентре его под трудовые рученьки и в РОВД прямиком к следователю.
             Мужик  ещё  и не сообразил что за диво с ним приключилось, а его уже как обухом по макушке - статьёй стали запугивать, лишением свободы от трёх лет и более.
             И вот тут - то он словно очнулся и реванул свои права свободного человека отстаивать: "По какому такому праву, да я жалобу самому Горбачёву и Лигачёву напишу и собственноручно подпишусь, мужик я не только с понятием, но и грамотный. Вот так - то". И весь этот Указ процитировал, только от зубов отскакивало…  Следователь даже притих от неожиданности. А Владимир Иванович уже бумагу стал требовать, чтобы, знай наших, письмо начать писать… приговаривая: "Я вам покажу, как вы Закон на свой лад корёжите"!
          -  Так у нас неопровержимое доказательство есть, телефонный звонок из вашего сельсовета, что вы водкой приторговываете,- ехидно спокойно выдал следователь.
Владимир Иванович Ромадин на такой поклёп, как козырную карту, вытаскивает из кармана брюк уже помятый талон и добавляет: "Как же так, гражданин следователь,  за парой бутылок еду и уже приторговываю? Эт, как у не убитого кабана уши,выходит? А"?
           - Так вашу фамилию назвали,- парирует, торжествуя, следователь.
           - Ну и что? Да нас Ромадиных на селе пятнадцать душ обоего пола!
           - Но- Владимир - то Иванович, один, и это вы!
           - Ошибаетесь! Двое нас, но не родня мы. Вот он недавно свадьбу сыну справлял, безалкогольную. Спиртное по чайникам – самоварам разлили. Чашками чокались, а песни горланили на всё село. Может излишки, если остались, или кого обидел, опохмелиться не дал… Вот со злобы на него…
             И примолк, случайно выходит в доносчиках – наводчиках оказался. Но тут же оправился от испуга и вновь в атаку пошёл. "Да вы, оказывается, ещё и Постановление  об анонимках  игнорируете. Звоночек - то безадресный был. Так ведь"
            Допёк он следователя ещё и тем, что пристыдил его, как  тот только мог подумать на него, Владимира Ивановича, такое, - передовика производства и Ударника коммунистического труда...
             Короче, дал ему следователь подписать бумагу о не выезде, хоть так досадить человеку да и загладить свою очевидную промашку решил, и отпустил восвояси.
             Время к полудню. Автобус  должен  вот - вот  в Марьяновку отправиться. Успеть бы. Рысцой в магазин. Отоварился  и на автостанцию, а автобус ему только пылью дорожной обратный путь указал.
              Лето. Жара. Дорога с пригорка на пригорок в семь километров. И весь путь пешкодралом. Представляете, в каком он состоянии калитку у своего дома открыл, на крыльцо поднялся и едва за щеколду дверную, как сзади его и окликнули.
             Оглядывается  - милицейский "воронок" у забора, опять трое сотрудников, но другие, к нему спешно двигаются.
           - Ну, я Ромадин Владимир Иванович! Здравствуйте, мои хорошие, только от вас, могли и поторопиться, хоть бы подвезли.
           - Щас мы тебя подвезём и привезём, папаша! И опять его под руки, а потом и в браслеты. Наряд - то другой. Сотрудники не в курсе.
           - Ребятки, дайте хоть бутылки дома прибрать,- попросил  Владимир Иванович.
             Те водку, как вещественное доказательство мигом оформили и изъяли. А он видит, что возражать бесполезно, лишь обронил:
           - Ну что же, везите: хоть прокачусь с ветерком, только и обратно меня привезёте, и спиртное вернёте, ещё и извиняться будете.
           - Сиди и не рыпайся!- ответили ему  из – за решётки.
             Сбылись его пророческие слова:  и к самому крыльцу подвезли, и бутылки вернули, и сквозь зубы, но извинились, и отправились по нужному адресу на другую улицу села, к его тёзке полному.
             Ни капли спиртного не нашли - свадьба ведь, а доносчицу так и не вычислили. Ложным донос оказался.


Рецензии
Ох, ну и история...!!!

Всяких передряг хватало в разные годы, как и у нас в стране, так и во всём мире!

Бедный Владимир Иванович - весь день в пути-дороге!

И пешком протопал. И на машине возили - неизвестно зачем.

А там какая-то тётка со злобы, или из зависти позвонила. Бывает и такое. Увы.

С уважением и пожеланием новых рассказов!

Галина Леонова   11.06.2023 12:42     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.