Пятнадцатый вопрос. Что такое счастье?

Наутро после нашего ночного изнурительного мозгового штурма на тему нравственности и безнравственности Сергей говорит:
– Знаешь, папа, мне кажется, что мы уже переборщили слегка.
– Это в чем же мы переборщили? – удивленно спрашиваю я. – Вроде пока даже и не завтракали еще.
– Великий и могучий русский язык! – вздыхает Сергей. – Мы переборщили с нашими доказательствами и обоснованиями. Перегрузим мы так читателя, он махнет рукой и бросит читать третью часть "Детского Мира".
– Так мы же договорились, что нас читатель уже подрос! Вполне достоин строгих рассуждений и доказательств.
– Подрос-то он подрос, да только в первых двух частях главы были маленькие, между ними можно было передохнуть, а пока теперь продираешься через наши определения, аксиомы и выводы, притомишься!
– Ты предлагаешь наши рассуждения упростить?
– Не упростить, а сделать более компактными в пределах одного вопроса. Вот какой у нас вопрос на очереди?
– Пятнадцатый, про счастье.
– Вот! У тебя целая диссертация на трехстах страницах написана "Игра как инструмент счастья" – мы ее всю в этой главе и выложим?
– Это две совсем разные по жанру и по задачам книги! Нам надо лишь найти на базе нашей аксиоматики доказательный ответ на вопрос "Что такое счастье?". А условия, инструменты для его достижения и разного рода обоснования оставим для диссертации.
– Хорошо! Выберем короткий путь. Примем за аксиому, что для любой личности счастье в жизни достижимо.
– Как сказал Владимир Короленко, "Человек рожден для счастья, как птица для полета?"
– Именно!
– А для многих это не только не аксиома, но вообще заблуждение. Например, Артур Шопенгауэр пишет: "Есть только одна врожденная у всех ошибка – это убеждение, будто мы рождены для счастья". Многие современные авторы эту точку зрения разделяют, например Владимир и Валерия Дубковские.
– Во-первых, никакого противоречия с Шопенгауэром у нашей аксиомы нет. Одно дело: счастье доступно каждой личности, а совсем другое: личность для этого счастья рождена.
– Для чего же, по нашей аксиоматике, личность рождена?
– Как для чего? Еще в третьем вопросе мы нашли ответ: чтобы на протяжении всей жизни улучшать свою душу и наполнять ее материализованными понятиями изобилия в практических делах и вещах. А счастье – это только одно из качеств моей души, которые вначале не проявлены, а в результате моих действий станут проявленными!
– Да, с тобой трудно не согласиться! Зато, когда счастье станет проявленным качеством, а тем более достигнутым, все остальные качества проявлять можно будет гораздо быстрее! В счастливом-то состоянии!
– И быстрее, и приятнее! Поэтому наша аксиома остается в силе.
– А во-вторых?
– А во-вторых, прежде чем спорить о свойствах счастья, надо вначале определить, что это такое.
– Хорошо, начинаем творить!
– Мы снова можем воспользоваться мудростью древнего Востока: сначала используем эту мудрость как строительные леса, а потом, когда постройка будет готова, их уберем!
– Что ты имеешь в виду, Сергей?
– Я имею в виду философию Ян Шэн. Триаду питание (материя), поведение (энергия) и психология (информация, или в наших терминах, поле чистого изобилия). Что дает человеку гармоничное сбалансированное питание?
– Здоровье и долголетие его тела. Приспособленность к внешней среде.
– Что дает человеку гармоничное сбалансированное поведение?
– Успех, достаток, благополучие. Приспособленность к социуму.
– А что дает человеку гармоничная сбалансированная психология его личности?
– Вот как раз счастье-то и дает!
– Наверное, по аналогии лучше продолжить: приспособленность к полю чистого изобилия. Контакт с ним. Налаженный поток.
– Так, черты будущей постройки начинают обрисовываться!
– Что стоит внизу постройки, а что вверху? Можно быть здоровым, но бедным?
– Да, особенно в молодом возрасте.
– А можно быть благополучным, успешным, но больным?
– Пожалуй, очень трудно...
– Значит, подобно пирамиде Маслоу, здоровье лежит в основании нашей постройки, а над ней находится благополучие.
– А счастье?
– Пойдем по аналогии. Больной или нуждающийся человек может быть счастлив?
– Может, но только кратковременно. Пока всерьез не прижмет.
– А значит, настоящее постоянное счастье покоится на фундаменте из здоровья и благополучия личности.
– Молодец, Сергей! Убедительно.
– Можно теперь принять еще одну аксиому: личности для постоянного счастья необходимы три гармонии: гармония здоровья, гармония благополучия и гармония души.
– А что такое гармония души?
– Начать надо с того, что такое вообще гармония?
– Хорошо, начнем с определения гармонии. Что с чем приводится в гармонию?
– Начало Инь с началом Ян (Влага и Огонь).
– А что это за начала? Разберемся?
– Мы уже вспоминали, когда говорили о ТКМ, что все явления окружающего мира, включая человека и природу, интерпретируются ТКМ как взаимодействие между двумя началами: Инь и Ян, которые представляют собой противоположные аспекты единой действительности.
– Как ты считаешь, эти термины пришли из философии или из медицины?
– Тут история такая. В период царствования императора Цинь Шихуанди (259—210 до н. э.) все книги по философии были по его приказу уничтожены, кроме трактатов с медицинской направленностью. Сохранился  единственный философский трактат "И Цзин" ("Книга перемен").
– Классно, когда интернет есть под рукой!
– Ну да. А все более древние источники – только медицинские. Так вот, в трактате «Ней-цзин», который китайская историография относит ко времени правления императора Хуан-Ди (около  2 700 лет до н.э.), впервые упоминается о началах Инь и Ян. Ценность трактата не только в том, что он излагает медицинские знания, дает способы лечения и профилактики болезней, но и в том, что он содержит большое количество информации по астрономии, биоритмике, философии, другим наукам Древнего Китая, в которых человек рассматривается неотъемлемой частью Вселенной.  И вот в нем по поводу Инь и Ян говорится: "Чистая субстанция Ян претворяется в небе; мутная субстанция Инь претворяется в земле… Небо – это субстанция Ян, а земля – это субстанция Инь. Солнце – это субстанция Ян, а Луна – это субстанция Инь… Субстанция Инь – это покой, а субстанция Ян – это подвижность. Субстанция Ян рождает, а субстанция Инь взращивает. Субстанция Ян трансформирует дыхание – Ци, а субстанция Инь формирует телесную форму". И вот еще очень интересно: "Являясь основной (фундаментальной) моделью всего сущего, концепция Инь-Ян раскрывает два положения, объясняющих природу Дао. Во-первых, всё постоянно меняется. И, во-вторых, противоположности взаимодополняют друг друга (не может быть чёрного без белого, и наоборот). Целью человеческого существования, таким образом, является баланс и гармония противоположностей. Не может быть никакой «окончательной победы», ибо нет ничего окончательного, нет конца как такового".
– Вот видишь, Сергей, а ты хотел сделать ответ на следующий вопрос компактным...
– Так если мы толком не разберемся в терминах и понятиях, то получим не эмпирический ответ, а декларацию!
– Ну хорошо, а что, такая концепция дуализма и гармонии двух начал только в древнем Китае  зародилась и существовала?
– Вовсе нет! Вот что есть на эту тему в интернете:
"Ор и кли (свет и сосуд) в каббале – две стороны одного действия, корень которого – взаимодействие Творца и творения.
Пуруша и Пракрити – фундаментальные понятия индуизма. Мужское и женское начала.
Альгиз и Ир – в Младшем Футарке (общее наименование германских и скандинавских рунических алфавитов) руны, символизирующие защиту и смерть, мужское и женское, верхние и нижние миры.
Анима и анимус – термины, введённые в психологию Юнгом. Мужское и женское начала".
– Хорошо, будем пользоваться в нашей аксиоматике китайской терминологией, но не ограничивать ее рамками какого-то исторически сложившегося конкретного мировоззрения.
– Итак, мы во всех аспектах проявления личности: физическом, энергетическом, социальном, информационном будем определять условия гармонии двух начал: Инь и Ян. Для простоты назовем их началом Влаги и началом Огня.
– Начнем с того, что эти начала могут быть в статическом равновесии, а могут быть в динамическом.
–  Вот как раз статическое равновесие – это цель мира нищеты, к которой подталкивает личность Рынок. Для него, Рынка, просто-напросто недопустимо, чтобы личность постоянно была в гармонии – тогда он утратит над ней свой контроль.
– Хорошо, примем это за аксиому, хотя в работе "Игра как инструмент счастья" доказательству этого факта посвящен целый раздел.
– Но отсюда сразу следует, папа, что динамическое равновесие – это цель личности в мире изобилия, потому что динамическое равновесие возможно только во взаимных потоках Влаги и Огня.
– Выходит, что настоящая гармония – это гармония изобилия, гармония потоков.
– А теперь посмотрим, что у нас получилось. Итак, потоки Влаги и Огня личность стремится привести в гармонию во всех своих проявлениях. Физическом (гармония органов, систем и клеток тела) – это здоровье, социальном (гармония желаний и возможностей их удовлетворить) – это достаток и благополучие, и информационном (гармония эго и духа, гармония сознания и подсознания, духовная гармония, наконец).
– И вот какая у нас получилась формула Ян Шэн: питание – это приведение в гармонию самого человека, поведение – это приведение в гармонию человека среди людей, психология – это приведение в гармонию души человека и поля чистого изобилия.
– А для тех, кого смущает еще пока термин душа, можно сказать просто: Ян Шэн психологии – это приведение в гармонию человека и поля чистого изобилия. Но на самом деле гармония между человеком и полем чистого изобилия будет достигнута уже тогда, когда его эго перестанет прерывать поток духа. А значит, для достижения цели Ян Шэн психологии человеку достаточно привести в гармонию эго и дух!
– И что самое приятное: все три гармонии: тела, отношений с людьми, и духа человека находятся в его власти и могут быть достигнуты человеком без участия третьей силы!
– И мы, чтобы не тратить сил на очевидные доказательства, примем это за аксиому!
– Ну что же, мы на славу потрудились!
– А теперь нам осталось убрать "строительные леса". Итак, философия Ян Шэн помогла нам установить, что, по крайней мере в мире изобилия, состояние постоянного счастья достигается личностью, только тогда, когда она постоянно находится в духовном потоке, соединяющем ее с полем чистого изобилия.
– А почему это так?
– А потому что ее психологические компоненты: дух и эго будут находиться в гармонии!
– Но кроме этого для счастья нужно...
– Кроме этого для счастья нужно еще, чтобы была достигнута гармония двух начал: Влаги и Огня в теле этой личности, и гармония желаний и возможностей в социуме, в котором эта личность живет.
– А теперь из этих аксиом осталось вывести определение счастья.
– Пожалуйста! Счастье – это постоянное гармоничное состояние личности в трех ее проявлениях: материи, энергии  и информации.
– Красивое определение! С уточнением, что под информацией мы в нашей аксиоматике понимаем поле чистого изобилия.
– Само собой разумеется, папа! Но слов так получается меньше.
– И сразу из определения счастья напрашивается вывод: в состоянии счастья достигается постоянная гармония между эго и духом, сознанием и подсознанием и личностью и полем чистого изобилия!
– Но теперь нам, наверное, пора записать наш ответ в Ответную тетрадь!
И мы записали:


Пятнадцатый вопрос:

ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕ?

Ответ:

СЧАСТЬЕ – ЭТО ПОСТОЯННОЕ ГАРМОНИЧНОЕ СОСТОЯНИЕ ЛИЧНОСТИ В ТРЕХ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯХ: МАТЕРИИ, ЭНЕРГИИ  И ИНФОРМАЦИИ.

А как личности обеспечить постоянную гармонию во всех трех проявлениях?

ВСЕ ТРИ ГАРМОНИИ: ТЕЛА, ОТНОШЕНИЙ С ЛЮДЬМИ, И ДУХА ЛИЧНОСТИ НАХОДЯТСЯ ВО ВЛАСТИ ЭТОЙ ЛИЧНОСТИ И МОГУТ БЫТЬ ДОСТИГНУТЫ ЕЮ ОТКРЫТИЕМ ПОТОКОВ БЕЗ УЧАСТИЯ КАКОЙ-ЛИБО ТРЕТЬЕЙ СИЛЫ.

            ;
Новая игра. Что такое счастье?
Счастье – это постоянное гармоничное состояние личности в трех ее проявлениях: материи, энергии и информации.


У Сергея характер дотошный, и он хочет навести полную ясность.
– А как соотносится наше новое определение счастья и те определения, которые мы нашли четырнадцать и семь лет назад?
– Ты же эти определения помнишь, Сергей.
– Помню. В семилетнем возрасте я отвечал так: "Счастье – это игра, потому что я всегда в потоке, когда играю". Когда мне было четырнадцать, мы нашли такой ответ: "Счастье – это когда мое сознание играет только в новые игры, чтобы развивались творчество, интуиция и воображение". И вот теперь мы синтезировали новое определение: "Счастье – это постоянное гармоничное состояние личности в трех ее проявлениях: материи, энергии  и информации".
– Ты видишь между ними противоречие?
– Не противоречие, а скорее неполноту. Гармония личности во всех ее проявлениях, безусловно, предполагает, что все эти три проявления проявляются в противоположных потоках двух начал: Влаги и Огня. И детское определение сегодняшнему не противоречит. Раз я всегда в потоке, значит мне гармония всех начал обеспечена. Но вот игра?! Мы о ней ни слова не говорили пока.
– Неудивительно. Игра – это один из инструментов потока. Правда, инструмент самый надежный и наиболее апробированный. И мы об этом инструменте обязательно поговорим, когда будем отвечать на двадцать второй вопрос "Почему я люблю играть?".
– Хорошо, уговорил.
– А пока как раз-таки сыграем в новую игру. На тему счастья.
– С удовольствием!
– Итак, вспомним, о чем мы говорили семь лет назад, отвечая на тридцатый вопрос: "Что такое любовь?".
– Насколько я помню, как раз о мужском и женском начале в человеке, об Инь и Ян.
– Совершенно верно! И у нас получилась такая формула: женское начало Инь создает и обустраивает внутренний мир, а мужское Ян – завоевывает и создает внешний, превращая его в часть своего внутреннего мира. Развитие с точки зрения женского начала означает: улучшить то, что у меня уже есть, чем я уже являюсь, и ограничить получение нового, чтобы не усложнять основную задачу улучшения того, что уже есть в круге влияния.
– Я помню! А с точки зрения мужского начала развитие означает: приобрести то, чего у меня еще нет, и безжалостно относиться к старому, не дорожа им.
– Таким образом, начало Ян стремится к захвату нового, к экспансии, а Инь – к ограничению нового и совершенствованию старого. И вот задача: как можно визуально представить гармонию этих двух начал для процесса развития личности?
– Для начала нарисуем круг влияния личности. Его граница – Огонь стремится к расширению, это Ян. А внутри Инь стремится заполнить весь круг Влагой. Это первый рисунок, начало процесса развития.
– Так... красиво получается.
– Потом Ян расширяется, и Инь от него отстает. не успевает обустроить Занятую территорию, то есть Знания и Умения еще не переходят в Навыки. И это вторая картинка.
– Ну что же, выглядит убедительно.
– А после этого Инь начинает волей-неволей заполнять круг влияния навыками...
– И до каких пор заполняет?
– Пока все полученные мужским началом новые Знания и Умения не перейдут в устойчивые Навыки. То есть до границ круга влияния.
– А что же можно назвать уравновешенностью потоков Инь и Ян и что можно назвать гармонией развития личности?
– Очень просто! Такое их взаимное движение, когда Влага всегда успевает за Огнем, и в круге влияния не остается зазоров за счет осознанных Знаний и приобретенных Привычек, которые еще не перешли в Навыки!
Итак, гармоничное развитие личности тогда и только тогда происходит, когда эта личность не откладывает на потом Игру по только что осознанным Знаниям и приобретенным Умениям (возможно, с участием третьей силы), а сразу приступает к Игре!
Что мы с Сергеем только что с огромным удовольствием проделали!


Определения, аксиомы и выводы:

1. Счастье – это постоянное гармоничное состояние личности в трех ее проявлениях: материи, энергии  и информации (поле чистого изобилия).
2. Счастье – это только одно из качеств души человека, которые вначале не проявлены, а в результате его действий станут проявленными.
3. Для любой личности счастье в жизни достижимо.
4. Личность рождена, чтобы на протяжении всей жизни улучшать свою душу и наполнять ее материализованными понятиями изобилия в практических делах и вещах.
5. Личности для постоянного счастья необходимы три гармонии: гармония здоровья, гармония благополучия и гармония души.
6. Являясь основной (фундаментальной) моделью всего сущего, концепция Инь-Ян раскрывает два положения, объясняющих природу Дао. Во-первых, всё постоянно меняется. И, во-вторых, противоположности взаимодополняют друг друга.
7. Статическое равновесие начал Инь и Ян – это цель мира нищеты, к которой подталкивает личность Рынок.
8. Настоящая гармония – это гармония изобилия, гармония потоков.
9. Все три гармонии: тела, отношений с людьми, и духа человека находятся в его власти и могут быть достигнуты человеком без участия третьей силы.
10. В мире изобилия, состояние постоянного счастья достигается личностью, только тогда, когда она постоянно находится в духовном потоке, соединяющем ее с полем чистого изобилия, потому что ее психологические компоненты: дух и эго находятся тогда в гармонии.
11. Для счастья нужно еще, чтобы была достигнута гармония двух начал: Влаги и Огня в теле этой личности, и гармония желаний и возможностей в социуме, в котором эта личность живет.
12. Настоящее постоянное счастье покоится на фундаменте из здоровья и благополучия личности.
13. Для Рынка недопустимо, чтобы личность постоянно была в гармонии – тогда он утратит над ней свой контроль.
14. Потоки Влаги и Огня личность стремится привести в гармонию во всех своих проявлениях: физическом (гармония органов, систем и клеток тела) – это здоровье, социальном (гармония желаний и возможностей их удовлетворить) – это достаток и благополучие, и информационном (гармония эго и духа, гармония сознания и подсознания) – это счастье.
15. Формула Ян Шэн: питание – это приведение в гармонию самого человека, поведение – это приведение в гармонию человека среди людей, психология – это приведение в гармонию души человека и поля чистого изобилия.
16. Для достижения цели Ян Шэн психологии личности достаточно привести в гармонию эго и дух.
17. В состоянии счастья достигается постоянная гармония между эго и духом, сознанием и подсознанием и личностью и полем чистого изобилия.
18. Развитие с точки зрения женского начала означает: улучшить то, что у меня уже есть, чем я уже являюсь, и ограничить получение нового, чтобы не усложнять основную задачу улучшения того, что уже есть в круге влияния
19. Развитие с точки зрения мужского начала означает: приобрести то, чего в круге влияния еще нет, и безжалостно относиться к старому, не дорожа им.
20. Гармоничное развитие личности происходит тогда и только тогда, когда эта личность не откладывает на потом Игру по только что осознанным Знаниям и приобретенным (возможно, с участием третьей силы) Умениям, а сразу приступает к Игре.


Тезисы "Финансового Олимпа":
1 тезис. Игра = роль Вашей жизни
40 тезис. FOHOW.Тело (материя) – Ян Шэн питания – Продукция компании = Здоровье
Энергия (поток) – Ян Шэн поведения– Маркетинг-план = Достаток
Дух (информация) – Ян Шэн  психологии – «Финансовый Олимп» = Счастье


Рецензии