1. Бабушка и я. Перестройка

1994 г. 30 мая.

     Наступало долгожданное лето и распрощавшись с учёбой, я собирала наспех одежду, несколько пар босоножек, и в сопровождении мамы отправлялась на южный автовокзал. Там меня неизменно ждал рейсовый автобус до родного города. Всего каких-то три часа спустя, изнемогая от долгого сидения в автобусе, я вместе с двумя сумками: в одной мамины подарки для бабушки, во второй мои вещи, оказалась в сердце самого счастливого города.
      Всё тут было родным и щемящее знакомым, казалось даже воздух был теплее и слаще, чем в столице. Я жадно осмотрелась вокруг: не изменилось ли что за время моего отсутствия? И свежим взглядом уловила, что вот там новый киоск и вот здесь старый фонарь заменили новым, красочным и высоким. Но весь город, мой любимый город остался на месте, он будто так же, как и я ждал всё это время, когда же я наконец приеду и мы начнём жить. Пересекая большую центральную площадь и сворачивая на свою улицу, я остановилась у одного из двух фонтанов и загадав желание, чтобы лето это длилось как можно дольше, а лучше и совсем не заканчивалось, бросила монетку, которая медленно утонув в нём смотрела на меня улыбаясь со дна.

Подходя к бабушкиному дому, я надеялась встретить во дворе Владу или хотя бы Лёшу с Юлькой, ну или на крайний случай маленького Сашку. И мои ожидания восполнились с излишком, Влада с Сашкой явно скучали стоя у подъезда.

 – Рита! – первой заметила меня Влада. – Рита, приехала! – крикнула она и бросилась ко мне с расспросами:
 – Ты надолго приехала? И когда выйдешь во двор играть? – Сашка тоже очень обрадовался:
 – Как хорошо что ты приехала, а то нам скучно, Лёша с Юлей уехали на море на неделю вот, сидим тут вдвоём.
Я заверила друзей, что приехала всерьёз и надолго и взлетела на второй этаж, предвкушая встречу с бабушкой, которая меня давно заждалась. Всю зиму она звонила нам в Кишинёв и расспрашивала, не надоела ли я случайно маме с отчимом и не собираюсь ли вернуться в Кагул?
Дёрнув ручку старенькой, коричневой двери, я с удивлением обнаружила, что она не заперта. И уже в маленькой прихожей, чуть не сбила бабушку, которая что-то разыскивала на кушетке.

Она встретила меня с радостью и восторгом:

 – Рита! Приехала! А мама по телефону сказала, что ты через четыре часа будешь, я как раз собиралась идти тебя встречать. Как же ты одна дом нашла?
 – Бабушка, а что тут искать, я всё хорошо помню! – нетерпеливо ответила я, выгружая из сумки вещи и подарки. Потом осторожно достала со дна сумки завёрнутые в целлофан деньги и отдала ей.

      Мы внимательно пересчитали два раза, выделенные мамой на моё содержание деньги. Оказалось их совсем мало, но бабушка не унывала, отсутствие средств и скромные условия жизни, никогда её не пугали. Посчитав то, что дали мне и свои остатки скомканных пенсионных купюр, она на минуту задумалась: на три месяца явно было не растянуть не при какой экономии.
 – Ничего, Рита. У нас есть крупы, есть мука, картошку сейчас пойдём купим и булок. Завтра сходим за молоком добротным. Ничего, переживём, авось и протянем.
 – Мама ругалась давая даже это, сказала это нам на всё лето. – не утешила бабушку я.
 – Да, ну ты что! Этого нам за глаза хватит! – вдруг перешла на восторг бабушка. – У тебя ещё очень шикарное питание и одежда, вот когда я была маленькая…

     И она начала одну из своих историй про 200 грамм хлеба на ребёнка и 400 грамм на взрослого в голодное военное время. Она всегда была очень скромным человеком, никогда не жаловалось, как бы тяжело ей не приходилось. В самые сложные времена, она поднимала себе настроение воспоминаниями о войне и голоде.
 – Тогда тяжело было, мы еле выжили. А сейчас можно жить! Что ты, сейчас всё есть, всё можно приобрести. Только денег нет. Ну ничего, мы с тобой отлично проживём, нам этого сполна хватит, ещё и останется. Пошли скорее, а то не успеем к обеду купить продукты.

     И мы набрав сумок и кошёлок, отправились на рынок.

        ( Продолжение: http://www.proza.ru/2016/03/28/961 )


Рецензии
Хорошо написано, Марго! Доверительно, с теплом и ностальгическими нотками.
Как интересно память преображает для нас даже самый задрипанный городок в родные пенаты, когда речь идёт о родных местах...

Neivanov   04.04.2024 20:32     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 23 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.