2. С бабушкой на рынке

1994 г.

     Бабушка считала всех торговок на рынке обманщицами, товар у всех поголовно был скверный и дорогой. И перед тем, как купить хоть что-нибудь она обязательно картинно морщилась, не торговалась, но искала что подешевле. И обязательно перевешивала на своих карманных весах всё покупаемое. И не дай Боже, чтобы стрелка весов не дотягивала до нужного граммажа!

 – Вы мне тут одну картофелину не доложили. – возмущённо тыкала бабушка весами продавцам в лицо. Я в это время сгорая от стыда пряталась за неё. Ну как можно ругаться на весь рынок за одну, две картошенки?! Никак не укладывалось в моём сознании.
 – А, да, вот пожалуйста. – глядя на весы продавцы быстро кидали ей в кошёлку недостающий товар и даже чуть больше. Но она была неумолима:
 – Нет, вы мне больше дали, нам лишнего не надо. Но зачем обманывать?!
Торгаши сильно нервничали, соседние с попавшимися, быстренько переводя стрелки на себя, предлагали свой товар. При этом божась, что их весы самые честные на рынке.  Но бабушка смерив их презрительным взглядом, говорила:

 – Вы что, с ума сошли?! Лук по лею?! Нет, это нам не товар. Совсем обнаглели, пошли отсюда, Рита. Сегодня понедельник, не базарный день! Придём завтра, с утра пораньше. Тогда тут крестьяне стоят, вот у них по 25 бань наберём лука на год вперёд. А это же кто? – Перекупщики, они работать не хотят, стоят тут до последнего, такие в жизни копейку не уступят. Идём, говорю! Тут же у нас целая мафия в городе завелась, они сельских крестьян на рынок просто не пускают.

 – А почему, бабушка не пускают, чем крестьяне им мешают? – делала вид я, что мне интересно, а сама рассматривала сладости на столиках, мимо которых бабушка вела меня почему-то особенно быстро.
 – Потому что крестьяне продают продукты дёшево, не накручивают огромные проценты сверху. А перекупщики, они бездельники, сами сроду ни чего не вырастили, сидят весь день на рынке и людей грабят. Мне рассказывали, что в пять утра, только сельские автобусы въезжают в город, их встречает толпа местных бездельников. Они прямо с автобуса и покупают продукты за копейки, целыми мешками. А крестьянину что? Чем самому торчать на базаре и ещё не известно продашь чего или нет, они оптом отдают сразу всё по дешёвке и домой уезжают этим же рейсом. – заключила бабушка задумчиво.

 – Ну кто-то же из крестьян всё-таки приходит? – засомневалась я.
 – Кто-то и приходит. – она вдруг перешла на шёпот, – Только я сама видела, как у одной женщины, которая дешевле продавала сливы, подошли соседние бабы и высыпали весь товар на землю. Кричали так на неё, угрожали. Говорю же тебе, они все тут договариваются об одной цене на товар и никому не дают её спускать. 

     Я как всегда бежала за ней вприпрыжку, прислушиваясь к бабушкиному настроению и заглядываясь на автоматы с мороженным. Если она была в хорошем настроении, можно было после обхода рынка и покупки всего необходимого, выпросить у неё рожок за 25 копеек. Для меня это была самая большая ценность на базаре.
 
 – Баба, а мороженое? – заглядывала я бабушке в глаза. – Смотри, как тут дёшево – всего 25 копеек за рожок. Не надо мне большой за 50! Мне и маленького хватит. – успокаивала я её, показывая свою скромность и экономичность.
 – Ладно, возьмём тебе мороженое, всё-таки у нас праздник, первые три дня ты у меня гостья. Но потом посуду сама за собой будешь мыть. И оглядываясь куда-то в сторону перекупщиков, бабушка преисполненная гордости говорила:
 – Базар сегодня никудышный! На тебе 50 копеек, иди купи себе мороженку. А я тут с сумками подожду на лавочке.

     Настроение моё заметно улучшилось и я побежала к заветному для всех детей аппарату с мороженным. Продавала его молодая девушка, очень похожая на добрую фею из сказки. Она брала вафельный рожок и открывая краник над ним, накручивала большую красивую шапку из мороженного. Затем выдавала каждому покупателю это чудо искусства. Перед автоматом всегда стояла небольшая очередь из детей, которые, словно под гипнозом, наблюдали за этим действом. Иногда у феи не получалась красивая шапка на рожке и она кидала «брак» в контейнер с испорченными рожками. Дети заворожено, смотрели на этот контейнер и каждый думал, о том, как было бы хорошо, если бы испорченные рожки раздавали всем желающим.

     Так же возле этой очереди стояли дети, кто уже съел своё мороженное или у кого не было возможности его купить. Стояли так, просто посмотреть. По-детски веря в то, что добрая фея угостит однажды и их, пусть даже и браком. Но фея работала от звонка до звонка, без ответвлений на благотворительность. И к концу рабочего дня, её неизменно вместе с волшебными рожками забирал большой грузовик. Водителем его был пожилой владелец всех автоматов с мороженным в городе.

                ( Продолжение: http://www.proza.ru/2016/04/02/1580 )


Рецензии
Помню я такое мороженное... а бабушка просто замечательная. С улыбкой и теплом.

Тома Снегова   16.06.2016 10:42     Заявить о нарушении
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.