Воспоминания о драмкружке

В 54 –ой Ярославской средней школе, где я училась в 50-60 годах прошлого века, был замечательный драматический кружок. Им руководила пионервожатая  Мария Афанасьевна (фамилию ее я, к сожалению, не помню), самозабвенно любящая театр. Я помню ее лицо, отмеченное печатью врожденного артистизма и доброты. Думаю, в ней погибла настоящая актриса.

  Не с ее ли легкой руки над нашей школой взял шефство Народный артист СССР Григорий Акинфович Белов?  Помню, как он приходил в школу и рассказывал о своем любимом  Волковском театре. Я, затаив дыхание, слушала его прекрасную речь, подтверждавшую мое всегдашнее ощущение, что происходящее на сцене Волковского театра и  было настоящей русской жизнью, а то, что я видела вокруг – настоящим не было!  Особенно сильным это впечатление бывало после пьес Островского, когда из волшебства театра я попадала в темноту и холод занесенного снегом города, где не светились окна церквей, не слышно было колокольного звона,  люди были одеты в бедную однообразную одежду, а в магазинах стояли длинные очереди.

 Но в Ярославле было немало мест, где эта настоящая жизнь просвечивала сквозь странную современную «явь». Эта была Волга со своей удивительной набережной, Федоровская церковь, единственная, где разрешили службу, другие церкви, в которые невозможно было попасть, но которые были так прекрасны, несмотря на их заброшенность.  Это был блестящий актовый зал бывшего Кадетского корпуса, Туговая гора, на которой располагалась наша школа, и где, со времен нашествия Батыя, сохранилось кладбище, на котором тужили русские люди над погибшими воинами.  Но,  прежде всего, это был Волковский театр.

Как мне теперь представляется, именно поиск подлинной жизни России привел меня в драматический кружок Ярославского Дворца пионеров. Как оказалось, Дворец тоже принадлежал этой отыскиваемой мной жизни. Прекрасное здание со множеством комнат, где каждый мог найти занятие по вкусу. Особенно запомнилась Комната сказок с бабушкой Ариной, замечательной сказительницей. Вот уж где «пахло Русью»!

В драмкружке самым любимым для меня моментом было распределение ролей. Нам заранее раздавали сценарий. Читая его, я примеряла на себя все роли, и мужские и женские. Я перечитывала все по сто раз с разными  интонациями, позами, жестами. Наконец роль дана! Разочарований я не помню, настолько все было интересно.

Приближался Новый год. Нужны были кандидатуры на роль Снегурочки. Более неподходящей внешности, чем у меня, на эту роль, я думаю, не было. В драмкружке были девочки с прекрасными голубыми глазами, русыми косами, да еще и с замечательными вокальными данными, а я была черноглазая девочка с темными волосами и с румянцем во всю щеку. И вот начались отборочные спектакли. Роль мне нравилась, и играла я от души. Главным моим «талантом» была прирожденная веселость и живость. Женщина, член комиссии, которая решала, кому быть Снегурочкой на новогодних елках, рассказывала, что, когда они меня увидели, то тут же решили, что я не подхожу по внешности, но, видно, мое веселье передалось и им, и они поняли, что детишек я тоже сумею развеселить. Вот это и решило дело.

Почти две недели новогодних каникул я провела во Дворце пионеров. Уставала ужасно, но радость не оставляла меня ни на минуту. На сцене разыгрывалась волшебная сказка, и я жила в этой сказке совершенно естественно и непринужденно. Особенно здорово было, когда начинал идти снег. Эта была специальная подсветка, но для меня это был самый замечательный снег, он был теплый, светящийся и таинственный, совсем непохожий на холодный снег за окнами!  А потом мы с Дедом Морозом спускались в зал и водили с детьми хороводы вокруг красавицы-ёлки и пели песни. Как радовались детишки, когда сама Снегурочка брала их за ручку, но и я радовалась ничуть не меньше. Сказка и быль пересекались прямо во мне, и это тоже было здорово.
 
Наш драмкружок выступал в разных местах, и даже в самом Волковском театре! Но особенно запомнился мне спектакль, который мы играли в клубе старинного русского села Курба, устроенном в Воскресенской церкви. Курба с 1426 года стала вотчиной князей Курбских. Для меня важен был не столько спектакль, сколько еще одно соприкосновение с русской историей. Именно с этого момента я заинтересовалась князем А. Курбским и его взаимоотношениями с Иваном Грозным. Скажу только, что я полностью встала на сторону Грозного царя.

Сейчас, с высоты прожитых лет, я отчетливо вижу, что Ярославский дворец пионеров стал одним из звеньев той великой цепи, которая сохраняла преемственность русской культуры в непростые годы.    
 


Рецензии
"Ярославский дворец пионеров стал одним из звеньев той великой цепи, которая сохраняла преемственность русской культуры в непростые годы."

Только это был дворец пионеров, в подлинной России Вас во дворец дальше прихожей не пустили бы, если вы крестьянского или рабочего происхождения, только на Рождество может быть пригласили посмотреть на елочку и красиво одетых господских детей, и игрушечного ангелочка подарили, если бы Вы очень, очень, на коленях, попросили. И никакой роли Снегурочки Вам бы никто не доверил.
А в подлинной картине настоящей России, как Вы называете, были нищие в рванных грязных одеждах, юродивые, больные, прокажённые и дома терпимости, вместо Домов пионеров. И народ жил не в многоэтажных домах или своих домах, а все больше по подвалам сырым, как "Дети Солнца". И крестьянки исподнего белья не ведали, и босиком ходили. Так что в "подлинной" России вы могли бы себе кое-что отморозить, ноги, например.
А очередей сегодня больше ( в поликлиниках, и прочих учреждениях, в супермаркетах в час пик, и бедно, однообразно одетых в китайское дерьмо людей и того больше. А в СССР был гарантированный 8-часовой рабочий день, и любая женщина могла сшить модное платье по журналу или попросить соседку, и да, женщины ходили в платьях, а не обтягивали задницы паршивыми джинсами. В 60- е годы модно и красиво одетых женщин было уже достаточно, сегодня так одеваются только богатые. А в пятидесятые, восстановительные после разрушительной войны, годы вам грех людей попрекать одеждой, главными была учеба и строительство, учились на одни пятерки ( отсюда и космос ) но все ровно на старых фото моей мамы девушки все в красивых платьях.
В "непростые" годы вы лично в очереди за похлебкой для голодающих не стояли, как в «подлинной» России, и в ночлежках не ночевали, как герои "На дне". А бесплатно ходили в школу ( а не потому, что добрые господа вас спонсировали), в драмкружок -бесплатно, в пионерском лагере отдыхали за гроши, медицинское обслуживание получали бесплатно, высшее образование - тоже, и ваша фотография опровергает вашу ложь о "непростых годах" ненастоящей России, такое доброе счастливое лицо могло быть только у советского ребенка, с защищенным богатым, уважаемым миром, подлинно народным государством детством. Таким богатым, что сегодня его всем миром жрут, жрут, но никак сожрать не могут, хотя размер государства уменьшился в сравнении с подлинной Россией до границ 16 века. Кстати, еще одна черта "подлинности", забытая вами, в непростые годы – сохранение России в ее исторических границах, но ведь для вас это пустяк, главное, чтобы церкви доход церковникам приносили.
И пусть в «непростые годы», работали не все отобранные сегодня у народа церкви, (зато работали и строились многотысячные школы и больницы), те кто ходил в церкви были подлинно верующими, и они о своей вере не кричали, и людей не делили, и церковников не обогащали, как сегодня.
Неужели нельзя вспоминать свое счастливое детство с благодарностью к той стране, которая его вам подарила?
Ведь не "подлинная" Россия, а СССР заботился о всех детях без исключения.

Злата Раевская   30.01.2018 23:40     Заявить о нарушении
Советские 70 лет критиковать никак нельзя, а всю историю России и русского народа воспринимать как героев пьесы "На дне" и стоящими за похлебкой - это, конечно, можно. Только тогда непонятно, как же эти несчастные голодные оборванцы создали такую страну и обустроили великие пространства.

Нина Изюмова   31.01.2018 01:13   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.