О патриотизме
Патриотизм - это любовь к Отечеству и осознание своего гражданского долга перед ним. Древние греки, первыми определившие понятие патриотизма, формулировали так: патриотизм – первейшая доблесть человека, его готовность жертвовать своими интересами во имя сограждан и во имя старенькой мамы (Отечество) за прялкой, ждущей сына c победой...
Всем нам очень нравился дядя Яша, папа нашей близкой школьной подруги Томы Заробян. Один из граждан нашей Вселенной вокруг Ереванского Театрального института в окрестностях Каскада. Его обычное «привет, орлицы», обращенное к нам, трем подругам и добрая улыбка тети Ани, мамы Томы Заробян, воодушевляли.
Все мы, три подруги, так же, как и другие ереванские девочки , если не в позапрошлом, то в начале прошлого века уж точно, кого–то оставили ТАМ. На нашей утраченной Родине ...
Тома Заробян – в Артвине и Нахичеване, Эда Абрамян – в Джульфе и Тифлисе, Майя Манвелян – в Даройнке и Ване.
В том далеком 1961-ом мы, ученицы выпускного класса школы им. Чехова, были еще и соседями. Квартиры наших родителей ожерельем окружали центр нашей Вселенной у Театрального, а самих их роднила простота быта и незатейливость обстановки.
Квартира Томиного папы, Якова Никитича Заробяна удивляла своей неотгороженностью и аурой доброжелательности. Жилье как жилье. Как у всех у нас, живших на среднестатическую советскую зарплату. Как первый секретарь ЦК КП Армении (1960-66) дядя Яша Заробян пользовался привилегиями. Во-первых, правом получать информационные бюллетени ТАСС с обзором зарубежной прессы, а также бюллетени о мировых научно – технических достижениях. Яков Никитич был хорошо образован и считал своим долгом гражданина и руководителя страны быть информированным о всех делах нашей маленькой солнечной страны.
Как «первое лицо» Армянской ССР в те переломные судьбоносные годы он имел еще и право выписывать в так называемой «Книжной экспедиции» (несбыточная мечта миллионов советских граждан) любые книги по своему выбору.
В те годы, годы «хрущевской оттепели», когда на смену тирании пришел некий либерализм в образе Хрущева, в нашей Вселенной родился культ книги . Переведенные на русский язык стали доступны шедевры мировой классики второй половины 20-го века. Это произведения У. Фолкнера, Г.Р. Маркеса , Х. Кортасара, Ж. П. Сартра, М. Пруста, С. Бекета , Т. Вулфа, Ф. Кафки.
Жизнь наша, жизнь студентов 60-ых полнилась бесконечными ночными бдениями в oчередях у книжного магазина «Подписные издания» на проспекте Ленина (ныне Маштоца) напротив кинотеатра “Наири”. А сердце переполняло хмельное чуство радости от очередного добытого в бою литпамятника, к примеру «Похвала глупости» Эразма Ротердамского (популярного, кстати и в сегодняшней Армении).
Вожделенная богатая библиотека Якова Никитича давала нам, трем подругам теоретическую возможность стать «хорошо начитанными». К примеру замечательная книга Д.Гранина “Неизбежность странного мира”о чудесах и странностях физики 20-го века из дяди Яшиной библиотеки предопределила выбор профессии для многих из нашего поколения.
Мы, русскоязычные дети 50- 60-х, числом чуть меньше половины всех школьников Армении (ибо таково было устройство советского рая), принадлежали более русской и мировой, чем армянской культуре. Для нас, обученных в начальной школе азам армянской грамоты, стало потрясением самостоятельное, не предусмотренное школьно-вузовскими программами знакомство с армянской поэзией – Даниел Варужан, Егише Чаренц, Аветик Исаакян, Левон Шант, Григор Нарекаци, Наапет Кучак, музыкой – Комитас, Арам Хачатурян, Авет Тертерян, фантастической по богатству языка прозой – Ов. Туманян, В. Папазян, удивительными переводами на армянский Шекспира и Фирдуси...
Жалкие тоненькие учебники “ Истории армянского народа”, предлагавшиеся нам факультативно в классе 10-ом, стыдливо лгали, умалчивая правду о геноциде, борьбе за обретение независимой государственности и многом другом. О деяниях Армянской Апостольской церкви – института, веками вынужденно подменявшего государство и сохранившей неповторимую ткань культуры армянского этноса мы могли лишь догадываться. Ибо церковь была отделена от государства. Со всем этим иные из нас (далеко не все) знакомились в семье.
О ПАТРИОТАХ
Человек высокой культуры (и неплохой пианист) дядя Яша Заробян много внимания уделял пропаганде армянского исскуства и массовости культурных мероприятий.
Это юбилейные торжества в честь 1600-летия Месропа Маштоца, создателя армянской письменности (1962), 250-летия великого певца Сят-Новы (1963) организация музея М. Сарьяна (1962), дома – музея гениального мечтателя Е. Чаренца (1963), строительство Дома кино (1961) для пропаганды знакового кинематографа 20-го века и многое другое...
В 1964-65 гг в Армении ежегодно издавалось до 800 наименований книг, общим тиражом свыше 4-5 млн. экз.
Квартира моего отца – старого большевика Алексана Манвеляна, чудом избежавшего застенка в 37-ом по обвинению “близок с Ханджяном” в доме старых большевиков на Каскаде была копией квартиры его друга и нашего соседа академика Ашота Иоаннисяна, выпускника Мюнхенского университета.
Дядя Ашот , преподававший после университета в Эчмиадзинксой семинарии Геворкян (1914-17), затем в Лазаревском институте в Москве (1918-19), первый нарком просвещения Армении, историк и востоковед, был вообщем, также неплохо образован. Академик дядя Ашот Иоаннисян успел даже возглавить ЦК КП Армении (1922-27). И за все свои дела был заключен в тюрьму с биркой “враг народа” (1937-43), где отдыхал недолгих пять лет.
С отцом их роднил некий романтизм и необъяснимая любовь к Армении. Сейчас дядя Ашот Иоаннисян живет на почтовой марке Армении и памятной доске на стене нашего дома на улице Таманян.
Перенаселенная квартира Эдиного папы на проспекте Ленина, квартира дяди Амаяка Абрамяна, заслуженного ирригатора республики и чересчур деликатного человека, днем и ночью любовалась видом Оперы под стук трамвайных колес. Дом этот больше напоминал музей городского быта начала века. Выцветшая олеография с лебедями и сидящим за столом Львым Толстым, старинный обеденый стол и такое же старинное пианино с канделябрами, превратившись в воспоминания, живы и поныне.
В пределах нашей Вселенной по соседству с квартирой Эдиного папы жила квартира старого ученного-лингвиста, академика Грачья Ачаряна. Как рассказывали взрослые, трудолюбивый дедушка Ачарян до конца дней своих (1953) неустанно сочинял арменоведческие труды, проводя сравнительный анализ армянского языка с пятьюдесятью иными языками мира.
Что же еще оставалось делать ему, блестящему выпускнику Парижского и Страсбургского университетов после двух лет пыток и тюремной камеры (1937-39), когда ученый не выдержав, покаялся во всех инкриминируемых ему смертных грехах.
Представьте! И он был рядом. ОТТУДА – из Константинополя. И сейчас живет на почтовой марке Армении и памятной доске на стене своего дома по проспекте Маштоца, продолжая заниматься наукой.
В просторах нашей Вселенной вокруг Театрального проживала также мама Арно, дружившая с моей. Меня, обожавшую первый советский твист - твист Арника, очень удивляла эта мама, так критически относящаяся к деяниям сына, блестящего пианиста и композитора Арно Бабаджаняна, неустроенно живущего в далекой Москве.
Представьте! И они с мужем Арутюном были также родом ОТТУДА, из города Игдира (Цолакерт) Сурмалинского уезда Эриваньской губернии Российской империи.
Ах, это бабаджаняновское «без музыки тоска» ...
Сейчас Арно, навечно поселившийся на своей родине – в Ереване, живет бессмертным памятником у Оперы, на почтовой марке Армении и памятной доске возле маминого подъезда на проспекте Маштоца, в черте нашей Вселенной.
Не к Араму ли Ильичу Хачатуряну, классику 20-ого века и кумиру нашего поколения это обращение? К Араму Хачатуряну, у которого в ПЕСНЕ ВЕЧНОСТИ причудливо перепелились ЛАДЫ ВОСТОЧНОЙ МУЗЫКИ И ГАРМОНИЯ АРМЯНСКОГО НАГОРЬЯ.Эдема. Нашей утраченной родины...
Не странно ли, что и родители Арама Ильича были родом ОТТУДА – из Нахичевани. Родители Арама, также вставшего бесмертным памятником у Большого филармонического зала “Арам Хачатурян” возле ереванской Оперы. Сейчас Арам Ильич живет на почтовой марке Армении и в своем доме – музее по проспекту Маршала Баграмяна, на кривенькой улочке имени Якова Заробяна. Недалеко от памятника Ал. Таманяну и по соседству с домом-музеем Ав. Исаакяна у верхней границы нашей Вселенной.
Кто еще населял нашу Вселенную в те забытые переломные 60-ые? Годы «хрущевской оттепели». Ох уж этот неуемный Хрущев!
Вспомним. Из предвыборной речи Хозяина, И. Сталина (1937г):
«Дорогие товарищи! Я не хотел виступать. Но наш уважаемый Никита Сергеевич насилно вытолкнул меня на трибуну. И вот я здесь. И о чем говорить? Все давно уже сказано-пересказано в речах т.т. Калинина, Маленкова и других. Как говорил великий русский писател Гогол...” (фонетика речи Вождя).
Да. Это тот недавний, страшный и кровавный 1937-ой.
Действующие лица нашей истории, истории о крошечной, но бесконечно большой Вселенной у Каскада – и Гении, и Злодеи – все они были всего лишь... людьми...
Здесь, у Театрального жил удивительный мастер. Маэстро Ерванд Кочар. Художник – монументалист. Создатель многослойной пространственной живописи и один из виднейших представителей европейского авангарда начала 20-го века. Мастерская Кочара жила у южного предела нашей Вселенной в торце дома, неусыпно глядящего на Оперу- детище «зодчего от бога» Александра Таманяна, дедушки Шурика Таманяна с нашего физфака.
Те далекие 60-ые, точнее их начало, названные в народе «весной надежд», оказались переломными в судьбах многих моих соотечественников. В том числе и Кочара. Запреты, тюрьма (1941-43), атмосфера изоляции и непонимания дружески встретили вернувшегося из Парижа на родину художника. Уйдя в народ и став «одним из нас», бунтующий и «одержимый», Кочар уже в 1959-ом, создал своего тысячелетнего эпического Давида из Сасуна, ставшего символом нашей Отчизны - Армении и всего армянства. В эти же годы мастер, вернувшийся к авангардистским поискам своей молодости, создал полотно “Ужасы войны”, вставшее в ряд с такими известными пацифистскими работами, как “Герника” Пикассо.
Мыслитель и эстет, Кочар щедро делился с нами - совковой молодежью осознанным и пережитым. А мы, его почитатели, быть может впервые стоя перед полотнами мастера в том далеком 1965-ом, размышляли: так что же ЭТО? “Ужасы войны”? Кочаровский “Апофеоз войны" как таковой? Или, быть может, “Армянская резня. Репетиция Холокоста”? Ибо здесь в плавном изгибе линий, кричащих от боли и заломивших от ужаса руки, угадывался древнейший армянский знак вечности – Аревахач- Солнечный Крест, или замкнутый круг бытия, символозирующий вечный круговорот жизни и смерти.
Давайте пройдемся по городам и весям нашей скорбной Родины и всюду - на обелисках Еревана, древних кладбищенских надгробьях Норадуза, куполе святого Айриванка в Бжни, армянских хачкарах вы встретите Аревахач – Символ Вечности. Именитые гости из Москвы и Ленинграда, которых мы временами приводили в мастерскую Маэстро, часто, уходя оттуда изумленные и восторженные, объясняли нам, что обрели вторую родину. Не библейский ли Эдем, нашу утраченную родину - дарил им Мастер?
Из мастерской Кочара вы могли легко, через стенку достучаться в мастерскую папы самой красивой девочки нашей Вселенной – Гаяне Мамаджанян. А именно в мастерскую замечательного графика и экслибриста Ашота Мамаджаняна. Красавицы Гаяне (предмета нашей черной девчоночьей зависти), что осчастливила Минаса Аветисяна из Джаджура, став вполне счастливой и сама. Вскоре, взявшись за руки, молодожены ушли жить к стыку улиц Саят-Нова и Налбандян, далеко за южные пределы нашей Вселенной.
Минас, также родом ОТТУДА (сын родителей уцелевших в резне 1915-го ) оставил нам в том числе неумирающую память – холст “Дорога" (Воспоминания родителей) (1965-67).
В 70-ые запах горящих полотен Минаса Аветисяна, заслуженного художника Армении воспевающего, казалось, сам цвет жизни, и мелодика полных драматизма поэм Паруйра Севака достигли пределов Москвы, где обучалась чуть ли не половина армянской молодежи. Представьте! И родители Севака были родом ОТТУДА, из Западной Армении.
Раздумья безвременно ушедшего из жизни поэта (1971) об армянской трагедии 1915-го остались жить в его вдохновенных поэмах “Несмолкающая колокольная» (1959) и “Трехголосая литургия” (1965). К счастью рукотворные полотна, как и рукописи - не горят. Это категории вечные.
Чудес в нашей Вселенной вокруг Театрального хватало. Бывали ли вы когда либо в мастерской Джотто-Геворка Григоряна? Во дворе Театрального, у нашего детсада? В мастерской доброго дяди Джотто и его неулыбчивой жены Дианы Уклеба. Родившийся в позапрошлом веке в Тифлисе художник рос в благодати, общаясь с цветом тифлисской интелигенции. Это Ованес Туманян, Александр Ширанзаде, Егише Тадевосян, Александр Бажбеук – Меликян, Ерванд Кочар, Егише Чаренц.
Зaмечательный художник Геворк Григорян, наш ближайший сосед по кварталу, родом не совсем ОТТУДА, пережил, тем неменее, трагедию, связанную с нашей утерянной родиной. В послевоенные тифлисские годы его жизни бдительная сестра предупреждала брата: « У тебя слишком много картин о резне. Смотри, сообщу Герою Советского Союза, организатору сибирского ГУЛАГА, маршалу Лаврентию Берии, что сеешь вражду между народами».
Рассказывала Диана: «Розожгли печку и начали бросать в огонь полотна. Написанные маслом, они хорошо горели. Раскаленная печка радостно гудела». Уничтожено было около 400 полотен. Из них уцелело лишь одно - «Портрет Манушак». На ней неопределенного возраста женшина с печально склоненной головой. Это Манушак, на глазах которой вырезали всю семью и сошедшая с ума от ужаса пережитого. Онемев, она как будто что-то шепчет, бесконечно подметая улицы. Совершенно опустошенный Геворк Григорян переехал в Ереван в начале «оттепели» (1962). И уже в 1965-ом была организована первая персональная выставка художника. Джотто, как я это помню, всегда был рад гостям. Сдержанный, доброжелательный. Мы, студенты физики – лирики 60-ых любили бывать в его мастерской, восхищаясь темным колером его работ (особенно ранних). Ах, этот темно-зеленый рядом с винно-бордовым. И с нахальством молодости просились к Мастеру в ученики...
Вечная память вам, обитатели Вселенной у Каскада. Вам, ушедшим ко Млечному пути по светлым следам уже ушедших. Вам - Ашот Иоаннисян, Грачья Ачарян, Яков Заробян, Арам Хачатурян, Ерванд Кочар, Арно Бабаджанян, Амаяк Абрамян , Геворк Григорян, Александр Манвелян , Ашот Мамаджанян, Минас Аветисян...
Сегодня в канун страшной даты в нашей истории - 100-летия Геноцида армян 1915-го в Османской империи, когда наше Отечество вновь оказалось на распутье, когда происходит некая подмена ценностей и нарушена преемственность поколений, полагаю важно осознать, что для сохранения нашей, пусть небольшой, но необъятной Вселенной, во имя будущего нас и наших детей необходимо создание гражданского общества в Армении.
Армянская ССР – эта малая часть громадного тоталитарного государства, именуемого СССР - на протяжении недолгих 70 лет являлась носительницей возрожденной армянской государственности. После трагедии в нашей новейшей истории – Геноцида 1915–го, пройдя через погромы и резню, голодомор 20-х) и безумство гражданской войны, мы победили также во второй мировой (1941-45). Сколько их, героев-армян, погибших на фронтах Отечественной и приблизивших победу? Ни эти ли герои заполнили затем сталинские послевоенные лагеря, умирая на стройках коммунизма, пока отец народов Сосо Джугашвили был занят переселением этих самых народов в отдаленные места Сибири? Но Победа , как и Патриотизм, внепартийна и внеконфессиональна.
Скормив Молоху доблестных сынов своих, Отчизна, ты к году 1965-му имела :
• Матенадаран – крупнейшее в мире хранилище древних рукописей, созданное из национализированной (1920) колекции рукописей Эчмиадзинского монастыря. Открытый весной 1959-го Матенадаран имени Месропа Маштоца является не только научно-исследовательским центром Древней рукописи, но и шедевром архитектурного и строительного мастерства.
• Национальную Академию наук (1943) с большим числом научно-исследовательских институтов практически по всем отраслям фундаментаьной прикладной науки. Это прежде всего физика, математика и химия.
Высокогорную станию “Арагац”, делавшую пионерские шаги в исследовании свойств космических лучей, естественных ускорителей электронов. Результаты, полученные здесь под руководством братьев Артема и Абрама Алиханянов вошли в историю физики элементарных частиц. В начале 60-ых началась разработка проекта строительства Ереванского кольцевого электронного ускорителя (АРУС), четвертого такого типа в мире, завершенного в 65-ом. В 1967 синхротрон был запущен.
В летопись мировой науки были вписаны имена Артема и Абрама Алиханянов, Григора Гурзадяна, Виктора Амбарцумяна, Сергея Мергеляна, Ованеса Давтяна, Мхитара Джрбашяна, Арташеса Шагиняна, Андраника Иосифяна.
Высокий уровень армянской науки, как части передовой советской, позволил Армении уже к году 1960 –му иметь наукоемкое промышленное производство (интегрированное в союзное), в том числе горнодобывающую и металлургическую отрасли. Стали развиваться передовые – электроника, приборостроение, информационные технологии, космическое приборостроение. Астрофизическая аппаратура, которой были оснащены первые советские орбитальные обсерватории “Орион”, выведенные в открытый космос (1961-73), были созданы в Армении (Г. Гурзадян).
Для Армении, бедной гидроресурсами и запасами органического топлива, вновь и вновь вставал вопрос обеспечения ее экологически чистым и выгодным источником энергии. Это было решающим как для развития неэнергоемкой промышленности будущего, так и для спасения оз. Севана как потенциального источника энергии.
В 1965-ом президиум ЦК КП и правительство Армении приняли решение о строительстве атомной электростанции (АЭС). Под документом стояла подпись Якова Заробяна. Строительство АЭС было начато в 1970-м в городе Мецамор, на месте древней крепости – городища, признанного Всемирной исторической ценностью. Ибо раскопки в Мецаморе, начатые в 1965-ом, показали, что здесь находится первая известная в мире, хорошо сохранившаяся медеплавильня (4 тыс. до н. э), где человек впервые освоил секреты обработки металлов – меди, бронзы, железа. В 1980-ом армянская атомная вошла в строй. Таким образом, новая Армения, провозгласившая себя независимой (1991) и признанная таковой международным сообществом, получила в наследство от СССР диверсифицированную (самодостаточную) энергосистему. После Спитакского землетрясения 88-го, АЭС в целях безопасности (1989) была остановлена. Шаг, признанный впоследствии ошибочным. Консервация – реконсервация атомной, убытки от простаивающих из-за этого предприятий, ущерб от бесконтрольного использования севанской воды для получения электроэнергии обошлись стране слишком дорого. В эти годы снизились рыбные запасы озера, была уничтожена для отопления значительная часть лесов. Это были годы разочарований и неопределенности, сохранившейся к большому сожалению и поныне.
В контексте сказанного понятно, насколько серьезна была для Армении проблема сохранения озера Севан - единственного гарантированного здесь источника пресной воды, и самого большого высокогорного озера на Кавказе, именуемого также «Жемчужиной Армении» и «Армянским морем». Уровень воды в озере неуклонно падал, что окончательно надоело рыбам, оставшимся жить в Севане. Не говоря уже о том, что и озерный остров с горя трансформировался в полуостров. Севан надо было спасать. Этим и занялся Яков Никитич Заробян, добившийся принципиального согласия на строительство водовода «Арпа –Севан» у «волюнтариста» Н. Хрущева, посетившего Армению в 1961-ом. Светлой памяти Я. Заробян, именем которого назван тоннель Арпа-Севан, сказавший «Это постановление (Совмина СССР) надо золотыми буквами вписать в историю армянского государства».
Сегодня, в канун 100-летия геноцида армян – «судного дня» в истории моего народа, давайте взойдем на холм Цицернакаберд над звонким Зангу. К мемориалу памяти жертв Геноцида армян 1915-го. И в молчании, под пронзительно синим небом почтим память наших предков...
Ибо 60-ые, или, как их еще называли в народе, годы “возрождающейся надежды” явились для нас прежде всего годами национальной самоидентификации и культурной консолидации. Именно тогда в Армении впервые на государственном уровне было отмечено 50-летие Геноцида.
Это произошло благодаря усилиям Якова Заробяна (первого секретаря ЦК КПА, 1960-66) и «Харизматичного Христа" - святейшего Патриарха армянской церкви Католикоса всех армян Вазгена Первого (Левона Палджяна, 1955-94).
Вспомним: «Ликуй, народ армянский, ибо могила твоя пуста, как у убиенного Иисуса Христа» и «Вместо того, чтобы проклинать и ненавидеть тьму, зажги свечу» (Левон Палджян).
Именно тогда впервые (начиная с 1920-го), после долгих лет молчания и обвинения целого народа в национализме, на просторах нашей Советской Родины прозвучало слово ГЕНОЦИД (буквально genos (греч)-род , племя, сaedo (lat) – убивать.).
ГЕНОЦИД армян в Османской империи. На нашей утраченной Родине ...
Явления, беспрецедентного в истории человечества по своим масштабам и массовости убийства по этническому признаку. Явления, признанного “Конвенцией о предупреждении преступления Геноцида и наказанием за него” (Генеральная ассамблея ООН, Париж, 1948) тягчайшим преступлением против человечности.
Феномен 65-го оказался возможным благодаря совместным усилиям армянской государственности и отлученной от нее Армянской Апостольской церкви. Сумевших также консолидировать вокруг лоббирования армянского вопроса и СПЮРК – армянскую диаспору.
Вслушайтесь в слово с п ю р к - рассеянный. Армянская диаспора, существующая к тому времени практически уже во всех странах мира, была составлена из детей армянских беженцев, получивших в этих странах образование и гражданские права. Армянская диаспора, что сегодня по численности превышает население Армении почти втрое.
В 1920-ом американский писатель Уильям Сароян, наш соотечественник, родом из Битлиса, вставший бессмертным памятником на границе нашей Вселенной, недалеко от дома дяди Яши Заробяна, напротив музея Е. Кочара и недалеко от задумавшегося Ал. Таманяна на перекрестке улиц Маштоца и Московян, писал буквально следующее: «В тюрьмах Америки есть уже армяне. Это значит – мы преодолели страх».
Уильям Сароян, поселившийся в Ереване в своих пьесах – «В горах мое сердце» (театр Г. Сундукяна, реж. В. Аджемян, 1960г.) и «Избиение младенцев» (Ереванский драматический театр им. Г. Капланяна, 1985, реж. Г. Капланян ) где «Уильямом» в спектакле был пятилетний мой сын, заболевший «звездной» болезнью.
Уильям Сароян, живущий в части своего сердца, захороненного у подножья Арарата недалеко от города Битлиса и озера Ван (родина и моих предков также).
Личностью, волею судьбы призванного осуществить выстраданное право народа на признание его боли, оказался коммунист Яков Заробян.
Гражданин и патриот, сформулировавший свое жизненное кредо в том далеком апреле-65 так: «необходимо удовлетворить одну из самых глубоких потребностей моего народа - рассказать миру о нашей боли". Он, сын беженцев из города Артвин Батумской области Кутаисской губернии Российской империи.
И началось строительство Мемориала (арх. А. Тарханян , С. Калашян, скульпт. В. Хачатрян, 1965). Места, где мы с вами вот уже полвека отдаем дань памяти безвинного убиенным на фоне Величественного и Вечного - горы Арарат.
День 24 апреля 1965-го. Воодушевлено скандируя: “армянскому вопросу – справедливое решение” мы, тогдашние, молодые и счатливые, шли в рядах демострантов по проспекту Ленина вниз – вниз – к площади имени Вождя под пронзательно синим апрельским небом… За границы нашей Вселенной у Театрального института возле ереванского Каскада.
Послесловие
Кто сказал , что Земля сожжена. Нет она затаилась до срока...
Владимир Высоцкий
Канд. физ-мат. наук
Майя Манвелян
15 марта, 2015
________
* Н. Заробян «Яков Заробян и его эпоха», 2008.
Свидетельство о публикации №216032901157