Покидаемая армения
В городке Гавар (Нор Баязет), второй родине моих предков, в 19-ом веке бежавших из Даройнка (гор. Баязет на территории Западной Армении, что и поныне печально любуюется библейским Араратом, на границе современной Турции и Ирана), в этом аскетичном городке, живущем в охре Гегамских гор, ежедневно случались и случаются чудеса.
Так, мой пра–пра-прадед Агабек и поныне живет в Гаваре, в далеком и позабытом 1917-ом, очень скучая по мне. По утрам, сидя в кафе у городской церкви в обществе своей Тоски и распивая чашечку крепчайшего кофе, дед размышляет о судьбах мира, особенностях развития армянского социума и тонкостях защиты демократических прав и свобод личности в независимой Армении.
Я, видя пригорюнившегося деда, развлекаю его чтением передовиц свежеиспеченных газет, пропуская красочные детали из жизни и деяний достопочтенных государственных мужей, чтобы излишне не травмировать его. Но чаще обращаюсь к стихам и музыке, отвлекая его от ТОСКИ. Ведь ПОЭЗИЯ и МУЗЫКА – родные дочери ГАРМОНИИ – утоляют боль и печаль.
Но бедный мой пра-прадед, навечно застрявший в кровавом 17-ом и, на мой взгляд, излишне озабоченный судьбами мира в преддверии 3-ей Мировой, был безутешен. Не досчитавшись в очередной раз сотни-другой бежавших из страны ее сыновей и внуков, Агабек скорбно отвечал мне: «Верни мне МУЗЫКУ! Без музыки – ТОСКА!»
Не отвлекало его даже то, что Всемирная Русская Революция, все ширясь и раздаваясь в боках, ало-красная от натуги, хорошо отдохнув на Кавказских Минеральных водах, уже повернулась лицом к проблемам сирийских беженцев, одновременно наставляя и просвещая диких горцев Закавказья, в частности, добрых гаварян. Осовеченной Армении был подарен Лозунг дня: «Культуру массам! А нам, нам – ничего не надо!»
Вот как вышло, что узнав про любовь этих самых гаварян (особенно деда Агабека) к ПОЭЗИИ и МУЗЫКЕ, постреволюционный Эриваньский Дом композито¬ров решил отправить в гаварскую глубинку пару певчих дроздов - Сергея и Нину Кайтмазовых (супружескую пару молодых сумашедших физиков-теоретиков из Бюраканской физической обсерватории), известного скрипача проф. Г. Легкера и будущую приму армянского балета малышку Эльвиру Мнацаканян. Наших соседей, живущих в черте старого Еревана, на улице Свердлова 42, в году 1950-ом. Для организации в Гаварском Филар¬моническом театре имени праотца Гегама «Фестиваля-1920 скрипичной и этно-джаз музыки».
Профессор Г.Легкер, беженец из блокадного Ленинграда и ученик Д. Шостаковича, вознамерился заняться здесь пропагандой скрипичных произведений Арама Хачату¬ряна, этого армянского гения! Ведь в них, как в ПЕСНЕ ВЕЧНОСТИ, причудливо переплелись ЛАДЫ ВОСТОЧНОЙ МУЗЫКИ и ГАРМОНИЯ АРМЯНСКОГО НАГОРЬЯ... И Ганс Наумович открыл фестиваль блестя-щим исполнением «Ноктюр¬на» Арама Ильича!
Фестивальным торжествам не смогла помешать ни банда вооруженных до зубов терорристов ИГИЛ-овцев, ко¬то¬рых пра-прадед избил палкой, ни контрабандный Греческкий хор из Пелопоннесс, прячущийся в оркестровой яме.
Дрозды завели переложенные на музыку армянские загадки и поговорки в стиле этно-джаз-фолк. Просил же бедный пра-прадед: «Верните музыку, не то в нашем ГАВАРЕ после Первой мировой и на подступах к Третьей помрешь от тоски!».
Фестиваль удался на славу! Правда народу в зале – почти никого: две беззубые старушки да глухой старикан, из тех, что убежавшие потомки с собой не взяли. Со сцены лилось глубокое контральто Нины, рассказывающее о ее Диарбекир-Ванско-Салмастско-Лорийско-Даруйнско–Зангезурских корнях и густой бас Сережи, припомнившего свои Ширакско-Гюмрийские, еврейско (он был чуточку еврей) –Вагаршапатско-Апаранско-Мусалерско-Алашкерт-ские корни. Зал ликовал! Всеоб¬щему ликованию не мешала даже Всемирная Русская революция, развалившаяся в партере в обнимку с ГерманЖлской и Младотурецкой революциями!!
Сидящий в амфитеатре мой прадед повеселел. Умиротворенному старику жизнь виделась ПРЕКРАСНОЙ и УДИВИТЕЛЬНОЙ. «Уж вечер наступил» - философствовал дед, следуя Ницше – «да и ребятки помирились! Русский, китаец, американец – все один хрен! Лишь бы к 27-му снова не передрались. Все им неймется! Я за МИР во всем мире».
Вдруг собравшиеся в небе чер¬ные тучи – посланницы беды, набежавшие на городок из обездоленной Сирии, взорвались дождем и пеплом, оседая на Филармо¬нический театр... С неба градом сыпались Обама, Асад, Путин, курды, казаки, переодетые в исламистов, и американские негры, распевающие спиричуэлс. А прятавшийся в кустах возле театра Эрдоган со своей армией пытался их пристрелить, не желая перемирия. Вот шельма! «Мечитесь, мечитесь» - саркастически подытожили вечер гюмреци с галерки.
Фестиваль «Гавара1920» завершен. Стоя перед аплодирующим залом и низко кланяясь, мы с соседями контральто - басом прощаемся с Просвещенным городком.
Навсегда оставив в охре гор и пронзительной синеве неба безутешного моего пра-пра-прадеда, родом ОТТУДА
Свидетельство о публикации №216032901255