C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Приполярная сказка

Давно это было...Шёл 1942 год. Время было тревожное, военное. Многие  молодцы из северного края ушли защищать  родную землю от силы чёрной, от захватчиков лютых.  В  селе Косьювом  жила красивая, луноликая  девушка с  редким  именем Инта, что в переводе значит «много воды».  Была она чистой как родниковая вода, а уж говорила, словно  ручей журчал. Родители девушки рано умерли, не оставив ей большого наследства. Потому Инта  с раннего детства привыкла трудиться, и не боялась никакой работы. Вставала она с зарёй, прибиралась в горнице, да отправлялась в лес за грибами и ягодами.  И  только она входила в лес, как  рядом появлялся её друг – благородный северный олень с красивыми ветвистыми рогами, с большими умными глазами. Олень умел говорить.
- Доброе утро, красавица Инта. Рад  видеть тебя. С чем пожаловала?
У девушки на этот случай всегда был припасён кусочек хлебушка для друга.
- Доброе утро, мой преданный друг. Пришла собрать ягод и грибов. Зима обещает быть долгой и  холодной. Хочу связать варежки и носки, да вместе с ягодами отправить молодцам – защитникам. Они там  за нас бьются, кровушкой землю орошают.
- Хорошее дело ты задумала, - ответил мудрый олень.
И решил олень девушке помочь.
- Садись-ка ко  мне на спину, я отвезу тебя в такие места, где грибов и ягод видимо–невидимо.
И повёз олень Инту над  лесами необъятными, над полями перекатными, над бездонными  озёрами.  Девушка смотрела на всё с высоты и была очарована красотой родного северного края.
- Сторонушка родимая, какая ты красивая, - не могла удержаться от возгласа девушка.
Опустился олень на сказочной опушке, где грибы были размером с лукошко и ягоды размером  с  яблоко. Инта и рот открыла от удивления.
- Сколько на свете живу, такого ещё не видела, как я всё это унесу.
- Не печалься, девица,  я и тут тебе помогу, да до дома довезу.
Девушка быстро справилась с работой, набрала грибов и ягод  столько, что хватило бы на несколько зим.
- А куда же я всё это положу, - промолвила Инта, посмотрев  на две большие горки грибов и ягод.
- Это совсем не проблема, было бы что класть, - ответил олень и взмахнул ветвистыми рогами.
Откуда не возьмись, появились большие сани.  Девушка загрузила в них лесные дары, а сама забралась на спину лесному оленю.
И помчались они над полями и лесами, и широкими долами. Олень летел,   обгоняя ветер, рогами цепляясь за облака. Вот  и Косьювом показался вдали, и родной дом девушки.
- Спасибо тебе, красавец олень, что помог,  выручил. Ох, и постараюсь же я всё сохранить, высушить: отправлю солдатам, да и тебя зимой угощу.
- Возьми–ка ты, Инта, гребень, да почеши меня.
Девушка перечить не стала. Взяла гребёнку  и стала расчесывать друга.  Шерсть с гребня свивалась в нить и сама сматывалась в клубки.
- Да здесь можно целую шубу связать, а не только носки и варежки, - удивлялась Инта.
А олень взмахнул рогами и исчез.
До ночи трудилась девушка, перебирая  грибы и ягоды, а с наступлением сумерек зажгла лучину и принялась за вязание. Работа быстро спорилась и девушка чувствовала, что какая-то неведомая сила помогает ей.
- Неужели это олень старается мне помочь? Вот уж, действительно, это мой  настоящий друг, надо будет его отблагодарить.
Быстро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Инта навязала варежек, насушила грибов и ягод, и стала собирать гостинцы  для солдат.  Получилось так много.
- Как же я это увезу  на станцию.
Не  успела она подумать, как откуда не возьмись, появился олень.
- Здравствуй, красна девица. Какая же ты труженица. Хвалю! Я явился помочь тебе.
Снова появились сани. Инта погрузила  продукты и  вязание, села на спину оленю, и они в мгновение ока оказались на станции.
Поезд гудел и пыхтел. Стала Инта загружать в вагон посылки. Все удивились, как такая хрупкая девушка могла всё это приготовить.
Сани исчезли сами собой. Инта  с оленем отправились в обратный путь.
Девушка отблагодарила оленя, накормила его хлебом. Поделилась оставшимися грибами и ягодами, и про себя не забыла.
Наступила зима. Было  очень холодно.
- Того и гляди, скоро  запасы дров закончатся, - переживала девушка.
Взяла Инта  топор, да и пошла  в лес. А сугробы намело…А тут ещё и снег пошёл, подул сильный ветер. Разыгралась метель. Вокруг ничего не видать, только сплошная белая стена. Девушка  боролась с бурей, как могла, но силы покидали её.
- Господи, не оставь сироту своим покровительством, - взмолилась девушка.
Рассекая снежную стену, и усмиряя ветер, появился олень.
- Друг мой, откуда ты взялся, думала, что уже пришла моя погибель. Спасибо тебе.
- Как мог я оставить на верную смерть замечательную девушку, у которой такое доброе сердце и золотые руки. Я явился спасти тебя от холода.
И понёс олень Инту к речке, стал копытами бить, снег разгребать. Инта увидела большие чёрные камни.
- Возьми эти камни, девица,  и погрузи их в сани.
Так Инта и сделала. Привёз её олень в село.
- А что же мне с этими камнями делать? – Спросила девушка.
- Ты их молотком побей, измельчи, да и как только дрова хорошо в печи разгорятся, то ты эти камни и засыпь сверху. Увидишь, что будет, только кочергой не забывай  в печи помешивать .
Разожгла девушка печь. Засыпала  измельчённые камешки. Боялась,  что огонь погаснет, а он разгорелся пуще прежнего.
- Что за чудо, никогда не видела такого волшебства. Ай, да олень. Вот удружил, постарался.
В доме стало необычайно тепло. Мороза можно было не бояться. Стала девушка рассказывать сельчанам про горючий камень, да нахваливать и место указала, где его нашла.
Первые смельчаки, которые поверили девушке и отправились за горючим камнем, были   с лихвой вознаграждены: в их дома пришло тепло. Так в селе Косьювом  стали использовать  необычный камень и назвали его «уголь».  Все были благодарны Инте, а она решила спросить оленя:
- О, мудрый и благородный олень, почему ты так добр ко мне? Чем я это заслужила, и как могу отблагодарить тебя за спасение?
- Ничего  мне не надо. Ты знала меня давно в другом обличьи, когда я был простым парнем. Звали меня Григорием. Ты меня тогда от верной смерти спасла, сама того не подозревая. Я заблудился в лесу, долго блуждал, обессилил, пока не столкнулся с  тобой. Ты поделилась со мной хлебом и вывела из лесу, куда меня завела злая мачеха. Она оказалась ведьмой. Узнав о  том, что я выжил, она заколдовала меня в оленя. А расколдовать меня  сможет только та девушка, которая полюбит и пожалеет меня в обличии оленя. Вот я  и подумал: если ты один раз меня спасла, то и второй раз не откажешь. Но я не могу с тобой так поступить. Ты красавица и найдёшь себе хорошего парня, а я буду жить в лесу и изредка на тебя любоваться. На  этом я прощаюсь с тобой, больше ты меня не увидишь.
- Постой, – закричала девушка. Я ведь  очень давно ищу тебя.  Полюбился ты мне с  первого взгляда, ни о ком и думать больше  не могу.
Подбежала  Инта к оленю, обвила шею руками и заплакала. И как только первая слезинка упала на шерсть оленя, чары спали,  и началось  сказочное превращение: олень превратился в красивого мужчину.
- Спасибо тебе, моя дорогая за любовь и преданность, мы отправимся с  тобой в неизведанный северный край. Я построю красивый город и назову его твоим именем.
Так  Григорий и сделал. Он не только город, но и речку назвал Интой.
Стали здесь добывать уголь, да и сам Ленинград спасать от холода. Бежали по рельсам поезда  и везли  в тыл и на фронт кусочек  горячего сердца  Инты.
Город рос, мужал и превратился в красивую приполярную сказку.


Рецензии