Форма опыта

Форма опыта и содержание опыта не совпадают. Это не совсем та же дихотомия обозначаемого и обозначающего (а в более широком смысле - субъектно-объектная оппозиция), которую напоминает несогласие опыта и его содержания. Хотя общее, безусловно, есть. Разница в том, что в отличие от субъекта и объекта, которые мыслятся онтологически самостоятельными и независимыми друг от друга единицами сознания (а стало быть, и бытия; и обратно: бытия, а значит - и сознания), опыт и его непосредственное недискурсивное содержание понимается как неразрывно связанное целое.
Другое отличие носит более глубокий и метафизический характер. Проблема заключается в том, что содержание любого опыта не является тем содержанием, которое опыт должен содержать и с которым его актуальное, непосредственно доступное в восприятии и в логически-дискурсивном осмыслении содержание (назовём его так: С-2) сравнивается в процессе такого осмысления.
Жизнь по сути своей представляется как форма опыта с некоторым содержанием. Эти формы весьма многообразны, хотя все они могут быть сведены к трём основным категориям: эмпирические, интеллектуальные (обслуживающие эмпирику) и логико-дискурсивные, под которыми я понимаю интеллектуальные формы, лишённые непосредственно данного в ощущениях субстрата, то есть некоторым образом "отвлечённые" формы.
Парадокс состоит в том, что при всём разнообразии форм человеческого опыта его содержание остаётся, а) неизменным, б) уже известным.  Я говорю сейчас о содержании первичном (С-1), которое существует вне и независимо от опыта, в любых формах, как содержание той порождающей реальности, постигнуть которую и пытается человек в формах своего опыта. В лингвистике такой порождающий языковые явления механизм носит выразительное, хотя и не совсем корректное наименование "чёрного ящика". Это генератор языка, но это не сам язык.
"Чёрный ящик" реальности отличается от своего языкового тёзки тем, что он сам и есть реальность. Это первичная реальность. Она не может быть ни воспринята, ни описана (что применительно к опыту суть одно и то же) в адекватных, имманентных ей понятиях и знаках. Но это не закрытая система. Человек обладает интуитивным знанием содержания первичной реальности С-1 в силу предполагаемой формальной общности некоторых инструментов опыта. Именно С-1 как ощущение и сравнивает человек с полученным в опытах С-2, - сравнивает, чтобы убедиться в их принципиальной несхожести.


28 марта 2016 г.


Рецензии