Эскизы 2016 - 3

На свалке идеологий и предрассудков негде развернуться нормальной теоретической и политической дискуссии. Мусора в головах слишком много.
*
Знание надо давать жаждущим.  А у нас пихают во все рты без разбора. Отсюда и … результаты жизнедеятельности.
*
Видеть в мучителях благодетелей…
… привык наш народ и говоруны за него. Так недавно один бойкий публицист с подвижной психикой разродился текстом о том, что якобы одного губернатора с подельниками посадили из-за спора с олигархом. Якобы,  не захотел делиться и ему устроили. Ну, все, конечно, возможно здешнем беспределе. Однако симптоматично, что  многие доверчивые люди сочувственно отнеслись к версии, согласно которой воришка, лжец, заворовавшийся со своей бандой и почему-то арестованный (когда другие гуляют и продолжают воровать) предстает в роли народного героя, заступника края от олигархических ворогов. Ну, надо же во что-то верить. Или – ну, хоть в кого-то!
Здесь же и бесконечные камлания во славу Сралина, сбор гвоздик кавказскому маньяку и пр.   Этим  всем занимаются не только бессовестные пропагандоны, но и искренне верующие. Ну, не мог же джугашвили быть тем, кем он был. Он прикидывался. Таился перед врагами, а на самом деле был настоящим русским богатырем. Всех победил! Люди настолько никогда не видели ничего хорошего, что готовы видеть добро в очевидном зле.
Несчастные рабы!
*
Новое применение карго-культа.
Сейчас это «научные публикации» с «индексами цитирования». Спам забивает почтовые ящики «тоже-ученых»: скопосы-ринцы  –   что угодно, но, разумеется, за деньги. Начальство от науки и ректоры-барыги требуют «цитируемых публикаций». Похоже, они в доле. Баллы и квантофрения. Шутники наложили слова об индексе Хирша на болливудскую сцену, получилось смешно: цитируя меня – цитирую тебя, под зажигательные индийские ритмы. Какое отношение к научному поиску имеет эта погоня за индексами. Нет экономической самостоятельности у страны, под большим вопросом политический суверенитет, но какого-либо понимания собственной культурной роли тоже НЕТ. Гонятся за КАРГО.
*
Примерно в 2003-2005 гг. хиленький, но хоть какой-то политический плюрализм  (а значит – некая возможность  вариативности) в РФ  и регионах окончательно сменились  безальтернативной «вертикалью».  Какие-то люди еще по инерции писали о «политике», но и им стало очевидно, что «политологии» (а значит – теоретическая хотя бы возможность рефлексии и какой-то обратной связи) окончательно схлопнулись.  Более десятка лет было просто потеряно. Теперь какая-то «политика» вроде возвращается, но как следствие эскалации кризиса, в виде коррупционных скандалов, которые невозможно замолчать, в виде прорыва уголовщины, которую невозможно удержать. Стоит, по-видимому, ожидать нового витка экстремизма и терроризма, сращенного уже с откровенной психопатологией («узбекская няня»). «Стабилизец» в году «неозастоя потребует все более высокую цену. Другое дело, что кризису будет нечего противопоставить.
*
Беспредел с цирком (жизнь россиянская).
*
Жизнь в России
Постоянная нищета и бесправие для большинства. Возвращаются после коротких пауз.
*
Опять Евгений Головин
Почитать занятно. Как хорошее фэнтези. Евгений Головин – это такой советский пьяный ребенок, живший в коммунистическом концлагере и начитавшийся всякой экзотической литературы. Верящий в прекрасные и страшные сказки, вроде живых кентавров и невероятные способности гейш. Для литературы – это очень неплохо, но вот для другого!.. Когда же у нас появятся ВЗРОСЛЫЕ МЫСЛИТЕЛИ? Ведь небезызвестный сектант Дугин тоже дитя дитем выглядит, несмотря на свою «реакционность» и флюсовую эрудицию. Из той же оперы и «стрРрашный» Мамлеев («обезьяна Достоевского»). Для игры, повторим, хорошо, но ведь страшные детки и на серьезные вопросы претендуют.
К самому Головину – действительно блестящему эссеисту и оригинальному поэту – вопросов нет, да он на них уже и не ответит. А вот по поводу общего нашего культурного контекста и (отсутствия) перспектив настроения и предчувствия очень нерадостные.

*
Подборка документалистики.
Составляешь ее из того, что произвело (имело) длительное впечатление после прочтения.

В юности запойно читаешь фантастику, а после того, как минует акмэ,  больше тянет на документальный жанр, а особенно на саморефлексию: дневники, мемуары, письма (особенно самому себе),  а также «портреты в интерьере эпохи», культурологический анализ биографий  и т.п. Мечты, в основном, не сбылись, они и не могли в большинстве своем осуществиться. Потенциальные возможности уменьшаются с каждым годом: «мне уже многое поздно». Но помимо «умею мечтать»,  есть еще способ исследовать непрожитые варианты на чужом, зафиксированном письменно и печатно,  опыте.
Опыт уже в большинстве своем умерших мужчин и женщин, если он сохранен в слове, по-настоящему бесценен. Пускай, даже с понедельника, новую жизнь ты не начнешь, но ты можешь окунуться в чужую на несколько дней иди даже недель, пока читается выбранная книга. Ведь автора дневников или воспоминаний ты выбираешь потому, что он тебе чем-то близок, что он - твоя «госпожа Бовари». В отличие от художественного вымысла, здесь ты тратишь проживаемое время не ради просто  развлечений или даже возвышенных и обогащающих душу треволнений, но, читая, отдаешь часть своей жизни тем, кто описал свою чужую, меняешь чужое не своё.
Ты «уходишь в лес» и порой блуждаешь «в сумрачном лесу». Но чаще всего, такие пути не очень страшны. Ты идешь как будто по проложенной другими лыжне. Снег растает, как прожитые жизни, но обязательно выпадет снова и на нем появятся свежие следы. 

*
Большой Балет.
Вот уже месяц прошел после того, как показали по «Культуре» финал хореографического конкурса, а все его вспоминаешь.
Цикл из семи передач действительно был неплох, хотя судейство и способ оценивания конкурсантов вызывали много вопросов. Приводили в недоумение и высказывания Фарука и оценки нашего большого китайского друга. Ну, лучше бы они использовали сумму мест, как некогда в фигурном катании, а после выхода пары просто бы давали свои комментарии. В общем, можно выдвинуть и другие претензии, характерные еще и для «Большой оперы» и политики канала «Культура». Но все-таки – понравилось!
Главное, что есть в искусстве,  дарить потрясение - было. Благодаря паре из Мариинки – Кимину Киму и Ренате Шакировой. Дважды их выступление зачаровало меня: когда они исполняли номер, посвященный теракту в Лондоне и танец из балета Сад» в последнем туре. Это – особенно!
До сих пор нахожусь под впечатлением. Другие пары тоже демонстрировали отличную технику и пр., но ведь танцоры - это не акробаты, которые прыгают, разводят ноги на 200 с лишним градусов и т.д. У интернациональной пары из Питера (здесь уместно расширительное понятие русского искусства!) это Искусство было! Они очень артистичны, лиричны, трогают. Видимо, идеальная любовь и должна быть такой, как ее показали Кимин и Рената в своем чарующем танце.  Вот этот великолепный момент: она поднимается на носочки, целует друга в губы, и так остается, повиснув у него на шее и оторвавшись от земли. А он начинает кружить девушку – это невероятно сложно и очень красиво. Настоящий полет! Танец очень откровенный, но совсем не вульгарный. И еще чем выиграла эта пара – музыкой, сопровождающей танец. Все же Моцарт – это Моцарт и его музыкальные гармонии резко отличаются от звукоизвлечений радиоактивного ХХ века, которые часто использовали другие пары. Ведь и балеты Чайковского – это не только классическая хореография Петипа, но и гениальная музыка,  прежде всего.
Сколько раз уже пересматривал и все не насмотрюсь. Опять о решении жури. Зря они разделили первое место среди двух пар, зря. (За пермяков я сначала «болел», но потом они стали нравиться мне гораздо меньше). На мой непросвещенный взгляд дуэт Шакирова-Кимин победил безоговорочно. Но – вмешались видимо другие обстоятельства. И – как им разделить на всех первый приз: драгоценную статуэтку?
Все-таки прорывы духа, даже посредство телесной пластики в вульгарную и жадную повседневность иногда случаются. Но, боже, как редко!


Рецензии