Работа у нас такая-2

Мойка танков — это тяжёлый труд. Но за него платили валютой, что в эпоху развитого социализма было очень привлекательно. Поэтому люди выстраивались в очередь, чтобы попасть в такую бригаду.

Однажды я участвовал в подобном деле. Наш танкер доставил нефть на Кубу, в Гавану. Мы думали, что после этого пойдём в Персидский залив за грузом. Каково же было наше удивление, когда мы узнали, что «наверху» резко изменили нашу судьбу и в лучшую сторону. Идём в США за пшеницей, но перед этим необходимо подготовить танки.

Побывать в Штатах — всё равно что в космос слетать! Радости не было предела! Единственное, что омрачало настроение, — предстояла тяжёлая работа: нужно было подготовить судно к перевозке пшеницы. Мне было трудно представить, как пшеница может находиться в тех же резервуарах, где до этого перевозили сырую нефть. Но время расставило всё по своим местам.

Мы отошли от берегов Кубы на безопасное расстояние, чтобы защитить экосистему. Для этого изменили курс судна и ушли на несколько миль от берега.

На мелководье   бросили якорь в заранее выбранной точке с подходящей глубиной. После остановки наши учёные приступили к настройке механизмов для очистки танков. Эти устройства разработаны для удаления загрязнений и предотвращения попадания вредных веществ в воду.

Научные работники тщательно проверяли оборудование, чтобы убедиться в его исправности. После настройки механизмов мы могли начинать работу, минимизируя риск загрязнения окружающей среды.

Эти устройства, называемые вращающимися форсунками или гидромониторами, состоят из сопел, расположенных по кругу на специальной платформе. При подаче горячей воды под высоким давлением сопла начинают вращаться, создавая мощные водяные струи. Струи направляются на стенки нефтяных танков и смывают первый слой нефти.

После этого платформа с форсунками опускается ниже, чтобы достичь участков стенок, расположенных у дна танка. Этот процесс повторяется до тех пор, пока не будет очищен весь загрязнённый участок.

Теперь мы, так называемые «рабы», возьмёмся за работу. Нам нужно собрать со дна танков сбитый туда остаток нефти и ржавчины, что не достали насосы. Перед началом работы есть время отдохнуть: позагорать на солнце, окунуться в бассейн. Нужно набраться сил. Впереди изнурительная работа. А после отдыха мы сможем приступить к делу с ясным умом и свежими силами.

На корме царит оживление — мы ловим акул. Не стоит пугаться и представлять себе страшные и захватывающие сцены — всё гораздо проще. Наш токарь Василий, мастер на все руки, изготовил крюк с острым концом и приварил к нему «ушко», через которое мы продели канат. Теперь дело за малым — нужно было найти наживку и насадить её на это изделие. Кок принёс с камбуза увесистый кусок мяса, и мы надёжно закрепили его, обвязав леской, чтобы оно не соскочило в воду раньше времени.

Вода чистейшая, лазурная. Хорошо видно, как прожорливые рыбы рассматривают нашу приманку, готовые в любой момент заглотить её. Не прошло и пяти минут, как одна из них, правда не очень большая, била хвостом о палубу, наверно проклиная свою судьбу. Мясо акулы мы выбросили в океан на обед её же собратьям, а кожу разрезали на ремни.

Время тянулось медленно. Танки мыли турбинками, но привлекать людей к работе было ещё опасно. Уровень загазованности оставался критическим. Я слышал много страшных историй, которые заканчивались летальным исходом. Оставалось только ждать, пока воздух в танках не станет безопасным. Только тогда можно будет начинать работу без риска для жизни.

Почему на многих судах стараются начать работу раньше времени? Чем быстрее судно будет готово к погрузке, тем быстрее оно уйдёт в рейс, а значит, и премиальные!

Рассказывали, что на танкере нашего пароходства случилось ЧП. Команда решила спуститься в танк для проведения очистных работ раньше времени. Первыми на разведку пошли боцман и старший матрос. Уже на второй площадке, которая находится на десять метров ниже палубы, они почувствовали себя плохо. Сразу спускаться за ними никто не решился. Когда принесли канаты, чтобы обвязаться для страховки и спуститься вниз, было уже поздно — моряки задохнулись от газов, которые ещё не полностью исчезли из танков.

Наш капитан решил подождать с началом работ ещё сутки. Этот день настал. Первым смельчаком оказался старпом, который успешно достиг дна и живым поднялся наверх. Теперь можно начинать. Все, участвующие в этой работе, были разбиты на бригады. Вернее сказать, на «тройки» — один вверху на лебедке, он поднимает «груз» на палубу, а двое других — внизу, зачищают днище.

Груз, который мы собирали в вёдра и отсылали наверх, представлял собой чёрную пахучую массу сырой нефти, смешанную с кусками ржавчины, сбитой с бортов. Вся эта масса выбиралась с помощью простых жестяных совочков и упругих синтетических веников.

В конце смены, когда ты выползаешь на палубу, тебя мало кто узнает, потому что ты с ног до головы измазан нефтью. Пожалуй, только одни глаза светятся радостью и надеждой, указывая на то, что жизнь продолжается и не всё так страшно, как казалось на первый взгляд. Тем более, что впереди Штаты, вожделенная Америка, но побывать там казалось ещё недостижимой мечтой.

Прошла неделя изнурительный работ в танках. Теперь можно спокойно вздохнуть и гордо выпрямить спину, подсчитывая свой заработок за этот рабский труд. Тогда в Штатах я купил себе джинсовый костюм, а по возвращении в Москву, фланировал в нём по Калининскому проспекту, гордо подняв нос кверху. Я хорошо помню, как все с затаённой завистью смотрели на меня.

Да, любая работа тяжела по-своему, а труд на судне в открытом море, когда человек оторван от цивилизации на долгие месяцы, особо тяжёл и суров, но настоящий моряк не замечает этого.

                2016г.*)
               


Рецензии
Прочла с вниманием. Вы правы! Каждая работа имеет свои сложности. Работала на Севере, в тайге, в полевой геологии. Историй тоже море! Северные пенсии выдаются не просто так... Тоже платили! Тоже прогуливалась потом по городской улице, задрав гордо голову вверх. А люд завидовал " большим деньгам,". Только никто не знал, как в плюс тридцать пять гнать маршруты по пятьдесят километров болот, гор, речных стремнин, в полном обмундировании от гнуса. От которого не остановиться на секунду. А умываешься не водой, а репилентами противогнусовыми. И одежда насквозь сырая от пота и репилетов. А в минус сорок спишь в палатке!.. Просто так деньги никто не платил!..
Но в "бочку" меня не затянуть! Хотя и занималась съёмкой пещер...
С уважением!

Татьяна Немшанова   16.05.2024 09:09     Заявить о нарушении
Вы молодец! Я рад за Вас! Спасибо за повествование! Кровь в жилах стынет! С.В.

Сергей Вельяминов   16.05.2024 10:43   Заявить о нарушении
На это произведение написано 35 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.