Каменный слоник

       Сегодня пришлось перекусывать вне дома. Вышла с утра, дела не желали решаться быстро: офис, встречи, звонки, переговоры, утруска-утряска, бегом-бегом, остановка автобуса – автобус, остановка троллейбуса – троллейбус, 15:30... У меня есть полчаса! Успеваю? «Картофельный папа» – маленькая и простительная слабость, ведь правда?
       – Что будете?
       – Картошку с брынзой и чай.
       – Ваш номер 8. Подождите за столиком.
       Сижу. Жду. Подходит молодой человек. Молча кладет передо мной кусочек картона и рядом размещает маленького... слоника. Читаю напечатанный типографским курсивом текст:
              Здравствуйте!
К Вам обращается инвалид детства
по слуху. Прошу оказать мне помощь
в размере 100 руб. Если Вы не пожале-
ете денег и дадите мне больше, я буду
считать Вас очень добрым человеком.
       Взглянула на подношение, протянула руку и взяла прохладный кусочек веселенького, в полоску, оникса, по форме, действительно, напоминающего маленького африканского слоника. Чем же они нарисовали ему глаза? Наверное, какой-нибудь краской по камню...
       Предприимчивый молчун уже обошел немногочисленных в этот неурочный для обеда час посетителей кафе и возвратился за ответом ко мне. Достаю кошелек. Кладу на картонку денежную купюру, без переплаты. «Очень добрый человек» – тут они немного просчитались. Забираю слоника, бросаю в сумочку...
       –  Восьмой заказ!
       Перекусила и ухожу. Снова нужно торопиться. Остановка троллейбуса – троллейбус. Захожу. Никакой толкучки, салон полупустой.  Сумка через плечо, как у кондуктора, съезжает вперед. Хочу сдвинуть набок и вдруг ощущаю легкое шевеление... Поправляю сумку, оглядываюсь, вокруг меня – никого. Снова меня кто-то толкает. Что за странности? Виброзвонок! – сама отключила звук телефона, чтобы не отвлекал от работы. Уфф... Облегченно выдыхаю, забираюсь рукой в сумочное нутро и, пытаясь отыскать телефон, натыкаюсь на что-то гладкое. Отдергиваю руку, раскрываю сумку. Заглядываю и встречаюсь взглядом с черным, застывшим, но совершенно точно, живым глазом моего приобретения. Смотрю ошалело несколько минут, замечаю белесые, торчащие в стороны, тоненькие реснички. Глаз дергается.  Сомнений нет: слоник мне подмигивает. Быстро закрываю сумку и снова понимаю: кто-то толкается.
      «Общение – процесс многосторонний, включающий в себя перцептивные и интерактивные компоненты. Хотя довольно часто коммуникативный контакт выглядит так: «Привет! Как дела?» – «Здравствуй, все нормально...», – вспоминаю выдержку из недавно прочитанной главы учебника...
       Он что, вступил со мной в коммуникацию? Стоп! – одергиваю себя. Какая коммуникация? Какое общение? Это кусок обработанного оникса. Кем-то обработанного. И потом кем-то предложенного в качестве... кого? А если это эксперимент? Если всем, кто в 15:35 сидел за столиками кафе, глухонемой парень продал... кого? Еще раз: стоп! Что я такое напридумывала? Действительно, смешно! «Каменный слоник вступил в коммуникацию с женщиной!» – такой заголовок в новостной ленте мне бы и самой понравился... 
       «Что такое «настройка на партнера»? Это быстрое и непосредственное (чаще всего визуальное) выявление того, в каком расположении духа, состоянии и настроении находится ваш партнер по общению. Особенно важно настроиться на партнера, если собеседник вам не знаком. Экспериментально установлено, что при первом контакте решающими для формирования впечатлений становятся первые четыре минуты общения», – глава продолжает «читаться», а я начинаю волноваться.
       Пытаюсь снова заглянуть в сумку и найти телефон. Все эти фантазии Веснухина нужно прекратить! Сесть и спокойно разобраться с собственным восприятием... Какие версии? Разумеется, у меня в сумке вибрирует телефон. Дальше. Подмигивание слоника. Галлюцинации? Смотрю в окно. Уезжают в противоположную сторону дома, деревья, люди на тротуаре. Девчонка в ярко-желтой курточке с красным воздушным шариком в руке вприпрыжку поравнялась с окном троллейбуса и помчалась дальше. Мужчина в очках катит перед собой прогулочную коляску, в которой надрывается-кричит малыш лет трех-четырех. Ребенок одет в синюю курточку и вязаную шапочку с забавными ушками – не то беличьими, не то кошачьими... Провожаю взглядом удаляющуюся спину. Неожиданно мужчина оглядывается и машет кому-то рукой. Мне? Полнейшая ерунда! Обычный солнечный весенний день. Ничего странного или непривычного. Через две остановки выходить.
       «Для эффективного общения, то есть взаимодействия на уровне обмена информацией, необходим контакт. Он должен быть как вербальным, так и невербальным. Контакт можно считать установленным тогда, когда оба партнера уверены в обоюдном участии в общении», – снова в памяти всплывает цитата из учебника по коммуникации.
       Решительно забираюсь в сумку, чтобы вытащить слоника и чувствую, как что-то крепко обхватывает кисть руки и начинает сдавливать... Боль становится невыносимой, я готова крикнуть, позвать на помощь... Неожиданно вспоминаю: чтобы рукопожатие было обоюдным и ощущалось как крепкое, руку нельзя держать вяло. Пытаюсь ответить невидимой «руке», сжимая свою из последних сил...  Глаза наполняются слезами, я срываюсь с места и бегу к выходу. Троллейбус тормозит, механический голос догоняет меня уже на улице: «Осторожно! Двери закрываются! Следующая остановка – Театр абсурда...» Какой «Театр абсурда»? Нет в городе такого театра! Вытираю со лба липкий пот и вдруг понимаю: руку мне уже никто не сжимает. 
       «Если вы знакомы с человеком, с которым собираетесь вступить в контакт, это не освобождает вас от необходимости настроиться на него. Кто первым распознает эмоциональное состояние партнера, тот станет лидером в коммуникативном взаимодействии, – такова одна из аксиом общения», – кажется, моя память стала феноменальной!
       В ближайшем палисаднике сажусь на скамеечку и, перевернув сумку, вытряхиваю на подсохший асфальт содержимое. К ногам вываливается и откатывается бутылка «Липецкого бювета», плюхаются телефон, косметичка, расческа, кошелек, четыре флешки, одна перчатка, коробочка с леденцами, две упаковки влажных салфеток, старая-престарая неработающая зажигалка, губная гармошка, калькулятор, пакет с колготками, зубная щетка... я продолжаю трясти перевернутую сумочку, но бесполезно: слоника нет!             
       «Что такое «настройка на общение»? Это демонстрация партнеру вашей готовности к контакту, вашего внимания и интереса к нему.  Продемонстрировать готовность к общению можно с помощью различных приемов: выключить работающее радио или телевизор, улыбнуться, предложить присесть, выйти из-за рабочего стола и протянуть руку и т.д. При этом важно, чтобы партнер почувствовал (а лучше и увидел), что вы прервали и отодвинули на второй план все дела. При определенной подготовке переключение на общение занимает  несколько секунд. Но, если вы не смогли его организовать и переключиться на партнера не удалось, расплачиваться за это придется на  последующих этапах, причем вам обоим», – подводит итог моя услужливая память.

Цитируется по Н. Вересов. "Настройка на партнера в деловом общении"


Рецензии