Меццо-сопрано

               
 На майский концерт она пришла совершенно случайно. Официально пригласил Глава района. Елена Семёновна вздохнула: «Хорошо, приду…» Даже не верилось, что она всю свою трудовую деятельность посвятила становлению культуры района. Может быть, получилось бы по-другому, но  видным деятелем культуры был когда-то её родной отец. Сразу после войны райком партии назначил молодого раненого летчика директором Дома культуры, потому что он мог работать киномехаником, проводить концерты и вести различные мероприятия со своей очаровательной улыбкой и внешностью. В сорок седьмом красивый директор неожиданно женился на приезжей певице, которая была дочерью директора лесхоза, и появилась на свет она, сероглазая Леночка.
Детство в семье творческих людей проходило весело и интересно. Папа мечтал видеть дочурку драматической актрисой и часами занимался с девочкой  дикцией и литературой, а мама видела дочь только на главной сцене страны великой певицей, и поэтому старательно учила Ленуську петь весь  репертуар прабабушек, бывших солисток уральского хора, и арии из известных опер и оперетт, и красивые современные песни… С четырех лет Леночка уже была на сцене, вначале чтецом, потом танцовщицей, затем артисткой, так как начала играть в пьесах. К 17 годам дом ломился от грамот всесоюзного значения, и Лена стала работать на телевидении, радио и в газете. Всё удивительно быстро получалось, хотя очень хотелось просто выспаться. Не успела оглянуться, как за плечами были институт, приличная должность, замужество, дети. Она не стала яркой фигурой в шоу-бизнесе, но дочерям дала достойное образование в университетах, и одна из них  выступала теперь на столичных сценах. С мнением Елены Семёновны считались, её приглашали в жюри краевых и районных конкурсов, где всегда выбирали председателем. Её приняли в Российский союз писателей и появились первые почитатели её таланта. Она хорошо разбиралась в литературе и искусстве и могла называть вещи своими именами. Если сказать честно, то ни концерт, ни местные артисты её уже не привлекали, потому что номера она знала наизусть, но надо было идти, потому что… потому что…
Перед церковью стояло много народа. Праздник жен мироносиц привлекал внимание и молодежи… Заунывное начало не вызывало восхищения, особенно речь местного батюшки, затем Главы…  Елена Семёновна ждала темноты, чтобы тихо встать и уйти, как неожиданно для себя услышала чудесный женский голос. Это красивое меццо-сопрано  звучало  первый раз в родном районе…  Девушка пела в концертной программе раза три. И всякий раз Елена Семёновна восхищалась красотой её пения. Что стоит за всем этим? Откуда здесь, в глубинке такое дарование?
 Женский певческий голос с рабочим диапазоном от ля малой октавы до ля второй октавы был уверенным  и красивым.. Характерным признаком этого  голоса являлась насыщенность, полнота его звучания в «середине» и мягкость…  Елена точно знала, что такой голос редко встречается в природе, но зато имеет очень красивое, сочное и бархатистое звучание. Найти певицу с таким голосом – большая удача для любого художественного руководителя...  Она еле дождалась конца необычного концерта и сама подошла к организаторам.
Выразив огромную благодарность всем участникам, она сама спросила у скромной девушки, где та так научилась петь. Оказалось, что её тезка пела в большом театре, у неё консерваторское образование по классу вокала, но обстоятельства сложились так, что теперь она работает в местном Доме культуры…
Поговорить подробно не было возможности, и Елена Семёновна обменялась с певицей телефонами…
 Большая творческая общественная  деятельность самой Елены Семеновны столкнула с белокурой девушкой-певуньей еще несколько раз. И всякий раз красота голоса Елены Прекрасной, как про себя называла певицу Елена Семёновна, покоряла и уносила на крыльях куда-то. Возраст и мудрость опытной в таких делах немолодой женщины сразу отметил явную зависть всех районных певиц и певцов. Елену Прекрасную будто прятали от публики. На значительные  мероприятия её не приглашали, а на вопросы Главы района  об её отсутствии отвечали просто: «Болеет…»
А молодая талантливая женщина действительно болела, только душою. Зарплата была маленькая, подрабатывать не разрешали. Работники местного Дома культуры часами сидели за компьютерами и играли в игры. А Лена так не могла. Она привыкла работать и кормить свою семью: доченьку и маму. Вместе со всеми она мыла на субботниках полы, строчила шторы, подшивала занавески, лепила шарики для игр, таскала столы для мероприятий, в субботу и воскресенье проводила свадьбы и пела частушки… Её прекрасный голос должен был забывать итальянские арии из опер, мексиканские песни и знаменитые оперетты.
 Она пыталась найти себя в школах и детсадах, но забывала о том, что мелкие сельские людишки несли за спиной несуразицу и отравляли существование талантливой личности. Как насмешка, была для неё фраза юной директрисы Дома культуры, которая, подкатив свои очаровательные черные глаза в розовом вечернем открытом платье районной  ведущей, сказала как-то Елене: « Ну, скажите мне, пожалуйста, на кой черт сельским труженикам Ваши долбаные арии? Я и то НЕ ПОНИМАЮ, О ЧЕМ Вы поёте, а что говорить о тёте Фросе или бабе Нюсе? Увольте…   Обойдемся без высоких материй».
Телефонные разговоры двух Елен вначале вселяли уверенность и надежду, а потом, после бесед с представителями нового состава отдела культуры, которым было далеко до высоких материй, обе поняли, что культуру района доверили отсталым станичникам напрасно, и  в такие ворота не достучаться никогда.
 С дрожью в руках Елена Прекрасная весной собирала в проданном доме мамы вещи. Она твердо решила уехать отсюда  во что бы то ни стало. Её милая родная мама поддержала дочь в этом. А Елена Семеновна, воспитанная совсем в другом духе, нежели работники культуры, вспоминала  историю  пылкой любви знаменитого русского писателя Тургенева к неповторимой певице Полине Виардо, обладающей голосом меццо – сопрано, и тяжело вздыхала.…
 «Куда мы катимся? – в который раз спрашивала она сама себя, - если те, кто должен был ухватиться за эту Леночку руками и ногами, стараются своими конечностями, наоборот, вытолкнуть талант за пределы района». Глазами, полными слёз, она смотрела на новые возводимые замки руководителей всех ведомств, что построены в это перестроечное время, и вновь обратила взор к чудесным куполам небольшой церкви, где впервые встретилась  с уникальным женским голосом… И ей явно почудилось, что высоко в небе парит белый ангел  неземной красоты и поёт голосом меццо-сопрано ту  самую арию из детства, которую так неповторимо и трогательно Елене Семёновне пела её голубоглазая молодая мама, и, которую она услышала от красивой божественной Леночки на концерте в День мироносиц… 
 Голос нежно парил в воздухе,  будто охранял большое и умное искусство, которое всегда будет царствовать над Вселенной… «Жизнь сама расставит всё по местам. И Господь непременно станет на защиту этой белокурой женщины. Удивительной и талантливой… С редким голосом меццо-сопрано… - шептали её стареющие губы. – Я буду за неё всегда молиться… Пусть она станет самой счастливой женщиной юга… Ведь только божественные души могут так петь в этом мире. А слишком мелким сошкам этого никогда не понять…» И седая мудрая женщина, глядя на Троицу, начала совершать   знакомое знамение во имя добра и справедливости на нашей грешной земле…

                29.03.16




 


Рецензии