Пионерский галстук. Санькины истории

               
              (Аксуек).
      Наступил апрель месяц. Заканчивался третий год Санькиного обучения в школе, когда на одном из последних уроков в класс неожиданно вошла старшая школьная пионервожатая с потрясающим сообщением для учеников. Этого трепетного момента  ребятня ждала давно, ведь не стать пионером, это значит впоследствии не стать комсомольцем, а там, возможно, и вообще человеком будущего?!   
      Смысл её сообщения сводился к следующему: после тщательного рассмотрения результатов индивидуальных соревнований между учениками-октябрятами Школьной комиссией было принято решение об утверждении списка учеников, вступающих в ряды Всесоюзной Пионерской Организации имени Владимира Ильича Ленина. Во как! Из их класса в этот список не вошло только двое ребят, к счастью, Саньки в их числе не было. День приёма Октябрят в Пионеры был назначен на 22-ое апреля,  в день рождения  Великого Вождя Пролетариата  В. И. Ленина.
      Построение, вручение галстука и прочтение клятвы было назначено на десять часов утра в центре посёлка. Накануне из купленного в магазине лоскута красной материи  мама аккуратно выкроила треугольник для пионерского галстука. Обметав его края на швейной машинке, она тщательно прогладила его горячим утюгом и повесила на спинку стула остывать. Пока она возилась с изготовлением галстука, Санька всё вертелся и вертелся рядом, пытаясь хоть чем-нибудь да помочь.
       Ему  хотелось скорее примерить готовое изделие  на себя  и обязательно полюбоваться в зеркало. Это же так здорово - быть пионером, да ещё в красном галстуке, а чтобы правильно завязывать его, он у мамы даже попросил  косынку. Стоя у зеркала и высунув язык от усердия, он долго тренировался, как правильно завязывать красивый узел, чтобы тот был ровный, и чтобы концы галстука обязательно были одинаковыми.  И клятву он выучил наизусть так, что если разбуди его в любое время ночи и спроси текст  с любого места, Санька мог бы  его продолжить,  не запнувшись.
      И вот 22-е апреля наступило. В этот день занятия для детей, вступающих в Пионеры, были отменены, да и какие тут могут быть уроки, если мозги кандидатов заняты совершенно другим - «как бы не забыть текст клятвы и, главное, не сбиться бы».  К назначенному времени Санька  с аккуратно завёрнутым в газету галстуком  прибыл в школу и бережно положил его перед старшей пионервожатой школы, чтобы та могла оценить мамину работу. С интересом глянув на красный треугольник, вожатая провела рукой по швам.
      - Мама, наверное, сама шила!? - уважительная нотка прозвучала в голосе старшей, - Очень хорошо получилось, как фабричный, даже лучше. Давай-ка мы  булавкой приколем к нему бумажку с твоей фамилией, чтобы не перепутать с другими, и положим его в общую стопку. Всё, иди к своим ребятам, скоро отрядом будем выдвигаться...
Построившись в колонну по три, Санькин класс выдвинулся в направлении центральной площади.
      Апрельская погода стояла просто замечательная. Весна широким шагом шагала по улицам посёлка, а за ней, чтобы не отстать,  спешило всё живое. На клумбах ещё цветов не было, но зелёная травка уже так и тянулась к яркому и пока ещё доброму и не жгучему Солнцу. Деревья тоже просыпались, лениво потягиваясь и выбрасывая из почек на свет ярко-зелёные, будто покрытые тонким слоем прозрачного воска, молодые листочки, с удовольствием одевались в весенний наряд. После сильных морозов практически бесснежной зимы мир с весёлой улыбкой молодой зелени радостно оживал. 
      У памятника В. И. Ленину  школьники были построены в одну шеренгу по звеньям*. В своём классе Санька был в третьем звене, и так получилось, что ростом он оказался даже ниже девочек из их десятки, а значит, по росту он стоял самым последним. Это его  не смущало вообще, ну, не вырос он больше, и что же теперь?! Главное, что он  в десятке, и его сегодня обязательно примут в пионеры, тем более, что принимал торжественную клятву и повязывал галстуки, а это вам не хухры-мухры, сам Главный секретарь комсомольской организации посёлка.
      О-о-о-о! Это была большая честь для тогдашних будущих пионеров. Когда он подходил к очередному кандидату, школьник обязательно должен был громко и внятно назвать своё имя и фамилию. После этого  старшая пионервожатая школы из стопки, что держала пионервожатая класса, выбирала галстук с прикреплённой к нему бумажкой, на которой была написана нужная фамилия. Отстегнув булавку и спрятав бумажку в карман, передавала галстук Главному секретарю. Это делалось очень быстро, и поэтому процесс практически не тормозился. Потом красный треугольник материи повязывался на шею октябрёнка и, уже пионер, дрожащим от волнения голосом, торжественно давал клятву. А в заключение из уст Главного комсомольского секретаря звучала заключительная фраза: «Пионер, к борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!» - он вскидывал согнутую в локте  правую руку с раскрытой ладонью выше  лба.  От пионера же  в ответ следовало:  «Всегда готов!» - и он отвечал Главному таким же жестом руки - это было то самое пионерское приветствие. Время летело практически незаметно, и вот настал момент, когда наконец-то повязали галстук девочке, что стояла рядом с Санькой,  и следующий по очереди должен быть наш герой.   
      Главный секретарь подходит к Саньке и внимательно (будто прицениваясь, а достоин ли он…)  всматривается в покрасневшее от волнения лицо будущего пионера.
- Архипов Саша! - громко представляется Санька и в ожидании замирает. Вот он, тот самый волнительный момент!  Сейчас ему повяжут галстук.
- Александр! - слышит он негромкую подсказку школьной пионервожатой, - Не Саша, а Александр!
Санька понимает свою ошибку и, соглашаясь с вожатой, кивает головой и вновь пытается повторить:
- Архипов Саша! Нет!  Александр Саша! - волнение перехлёстывает через край и он, растерявшись уже окончательно, чуть ли не со слезами на глазах бормочет, - Я Саша Архипов, а вы примите меня в пионеры? 
       И тут раздаётся весёлый смех Главного секретаря.
- Ох, уморил! Да, конечно! Примем мы тебя в пионеры, Архипов Саша-Александр! Обязательно! - и он в ожидании красного треугольника поворачивается в сторону старшей пионервожатой. Наступает непонятная пауза, и только тут Санька замечает, что классная пионервожатая стоит без его галстука. У неё в руках вообще не осталось галстуков. Она в растерянности смотрит на старшую и непроизвольно разводит руками, мол всё, закончились… Старшая, ничего не понимая,  смотрит на Саньку…
      - Ну, девчата, вы даёте, а где же галстук Архипова? - улыбка ещё не сошла с его губ, как напряжение, повисшее в воздухе, тут же волной передалось нашему несостоявшемуся пионеру. Его красный галстук куда-то пропал, как он мог вообще куда-то пропасть?  Санька ведь сам видел, как старшая пионервожатая прикрепила к нему бумажку с его фамилией... Как же так получилось, его же мама сама сшила. Слёзы обиды самопроизвольно накатили на глаза нашего героя. Мысль, что галстук пропал, и, значит, сегодня он пионером не станет, молнией промелькнула в Санькиной голове.
      - Саша Архипов! Я от всего сердца поздравляю тебя с вступлением во Всесоюзную пионерскую организацию и вручаю тебе свой галстук. Носи его с честью! - и Главный секретарь, не задумываясь не секунды, развязывает узел своего шёлкового галстука и, наклонившись, торжественно повязывает его на шее нашего героя. - А теперь твоя клятва, Архипов Саша-Александр…
      Тот галстук, что шила мама, так и не нашёлся, видно, кто-то ему даже не две ноги приделал, а целых четыре, ведь он, по словам старшей пионервожатой школы,  был даже лучше, чем фабричный. А тот шёлковый (подарок Главного секретаря поселкового совета комсомола) Санька действительно сохранил. Он уже немного выцвел, но когда его сестрёнка Зина вступала в пионеры, ей на шею повязывали именно этот…
                ---------------------------------------------------      
Звено* - группа из десяти человек с командиром звена (звеньевым) во главе.

                ---------------------------------------------------    
               Торжественная клятва пионера Советского Союза:
« Я (Имя, Фамилия) вступая в ряды Всесоюзной Пионерской Организации имени Владимира Ильича Ленина, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить свою Родину, жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия, свято соблюдать Законы пионеров Советского Союза».
       День Пионерии отмечался 19 мая, а 22-го апреля детей принимали в пионеры возле памятника В. И. Ленину.

 


Рецензии