8. Новый конфликт. Адмирал Рей

Война, так удачно начата Францией против гегемонии Испании в Европе, была окончательно проиграна, как на суше так и на море, сам король Франциск первый попал в плен к монарху неприятельской страны.

Англия, папа Римский, мелкие княжества и графства Италии, опасаясь усиливающегося влияния Карла  пятого заключили договор о новой войне против Испании.

Англия заблокировала Гиблартарский пролив и практически всё северное Атлантическое узбережье Иберийского полуострова, окупировала Канарские острова.

Генуэзское княжество отказало в помощи с ремонтом Средиземноморского флота империи, стоявшего в порту Генуи после сражения при Тулоне, который в срочном порядке отбыл в порт Барселоны.

Испания несла колоссальные убытки. Все попытки императора Священной Римской империи дипломатически урегулировать конфликт с королём Англии Генрихом

восьмым и папой Римским Клементом седьмым успеха не принесли, оставалось одно - война.

****

Карл пятый выделил средства из личного стратегического резерва для восстановления флота, покупки новых кораблей, перевооружению и доукомлектовки личным составом.

По всей Испании велась агитационная работа по вербовке молодых людей в моряки флота Его Величества и сухопутные войска.

8.1. Канонир.

Июнь месяц тысяча пятьсот двадцать шестого года выдался невероятно жарким и засушливым. Во всей Каталонии ни один старик непомнил такой засухи.

Воздух густо пахнущий сухой хвоей испанской сосны, гниющим запахом выброшенных на берег морских водорослей стоял неподвижен, угнетающе давил душу и терзал воображение.

Было больно смотреть на горы Мансеррата, которые искажались в жарком горячем воздухе, покрытые дымкой и испарениями пещер. Складывалось впечатление, что

пустыня Сахара готовила для себя тылы, чтобы перекинуть свои раскаленные пески и обосноваться на землях Испании.

Хуан, второй сын Луиса и Петры Родригес Росио, каталонских крестьян работавших на виноградниках богатого землевладельца и виноторговца де Бриоля

жившего в Барселоне, в этот день работал вместе со старшим братом Хосе на винограднике, обрывая так называемые ньеточки, лишние отростки на виноградной лозе. 

Меньший брат немного выше среднего роста, худощавый, длинными не по росту жилистыми руками, которыми мог запросто поднять годовалого бычка, коротко

остриженный черный как смола волос, продолговатое лицо, напоминающее лицо неандертальца, прямой нос, пухлые губы. Глаза большие, как две

черные маслины - смотрели на мир смело и вызывающе. Ему довно надоел крестьянский труд, он втайне мечтал примкнуть к бандитским шайкам, которыми

кишели горы и леса Каталуньи или на худой конец записаться в армию его высочества.
 
Хосе хорошо зная дерзкий нрав меньшего брата, с мудростью выбрав из двух зол меньшее.

- Хуан,- оглядываясь по сторонам, обратился Хосе,- слыхал, говорит кура(местный священник), сегодня после обеда в нашей деревне будут люди

императора агитировать на флот  его величества. Говорит нужны военные моряки, бойцы абордажных команд и канониры.

- Пошли Хосе,- заулыбался выпрямившись Хуан,- пошли! Сколько можно сутками безплатно гнуть спину на этого козла Бриоля, пошли! Если угодно Богу и останемся живы заработаем на землю, купим по дому, сможем жениться.
 
- Знаешь, я тоже думал,- он нагнулся вырывая высокий осот под корнем виноградного куста,- кто останется с отцом, матерью, сёстрами.

- Есть меньшие братья Анхел и Антонио.

- Я старший, должен остаться, а ты иди, иди Хуан и да поможет тебе  Господь. Прямо сейчас и иди, отец на дальнем поле не увидит, пока схватиться, а ты уже в королевском флоте.

Хуан снял подвязку, напоминающий передник, подошёл к брату, крепко обнял, необорачиваясь поспешил вон с виноградника, вышел на дорогу, скрылся за кустарниками и невысокими деревьями испанского дуба.

****

Попасть в военные моряки Его Императорского Высочества, в то время было за счастье для каждого молодого человека из бедных, и если вербовщики

показывались в какой-то деревне, в неё стекались все желающие практически со всей провинции.

Возле деревенской церкви, где расположилась группа военных вербовщиков стояло много людей разного возраста, заполняя все узкие улочки и переулки.

Хуан протиснулся поближе, вызывая небрежные и оскорбительные отзывы в свой адрес.

- Где конец очереди?- спросил у огромного парня, который спиной закрывал добрую половину церковной площади, потрогав его руку.

- Там,- небрежно кинул тот, показывая назад.

Хуан обернулся, потом ещё раз окинул взором сильную широкую спину, понял, лучше ещё раз не спрашивать, пошел в конец.

Ему повезло - он оказался тридцать восьмым.

Записанных по пятьдесят человек сразу выводили из деревни, наскоро построив колонны направлялись в сторону Барселоны.

****

Новобранцы шли и шли, не задавая никаких вопросов ни о еде, ни о привале.

Около полуночи, возле пастушечьего стана под горой их остановили, разрешили попить воды, разместиться где кому угодно и спать до шести утра.

Для большинства молодых ребят таких как Хуан, этот переход по жаре не составлял особой трудности, но без воды им мало не показалось.

Хуан сел рядом с земляком, который подговился к походу заблоговременно, вытащив с катомки кусок черного хлеба и с жадностью поедал запивая колодезной водой.

- Пере,- обратился к нему Хуан,- дай пожевать.

Пере перестал есть, посмотрел на Хуана:- У тебя смотрю ничего с собой нет. Что отец против был? Или ты его не спрашивал?

- И то и другое,- смотря на небо, ответил новобранец.

- На,- отломав половину хлеба, протянул товарищу,- в канониры записали?

- Да, записали,- беря хлеб, улыбнулся Хуан,- спасибо, а тебя?

- Тоже. Может к одному орудию приставят?

- Может, почему нет.

Воздух начал остывать, запахло овечим навозом, потянуло сыростью и недалёким морем. Звёзды ярко укрывали веселыми мигающими огоньками уставших от дневного перехода новобранцев, которые уснули крепким молодым сном.

****

8.2. На военном корабле.

Пере и Хуан попали на линейный, стопушечный, четырёхмачтовый корабль "IBERIA", командовал кораблём опытный сорокалетний капитан Альфонсо Фернандес Реус.

Их пушка была совершенно новой, на стволе которой было отлито: орудийных дел мастер Кордеро, Барселона, a;o 1526.

- Пере, смотри какая красавица,- погладил золотистый ствол пушки Хуан, и совсем ласкаво,- muy preciosa.

- Слушай Пере, а мы туда пришли?

- Claro que si! Mira numero nuestro,- показывая рукой, улыбался Пере.

- Да, номер наш - семьдесят семь. Может порт откроем?

- Должен командир придти, потом,- замялся Пере, оглядываясь по сторонам,- вон они идут.

Хуан оглянулся, с дальней лестницы к ним на планту спускались какие-то люди в форме канониров морского флота. - Дай Бог, чтобы нам попал нормальный tio,- он продолжал смотреть как к таким же как они, подходили бородатые и

безбородые канониры, те смешно вытянувшись в струнку докладывали что-то, он улыбнулся,- сейчас и я вытянусь.

К ним подошёл совсем молодой, в форме старшего канонира парень, отдал честь:- Я ваш старший расчета, прошу любить и жаловать. Меня зовут Пепе Роса.

Пере и Хуан, также как и их коллеги, вытянулся в струнку. Хуан хотел было выкрикнуть свое имя как на плацу в порту, при получении формы, но с горла вырвался какой-то хрип, у Пере получилось лучше.

- Пере Риос, младший канонир. Записан во флот Его Императорского величества одинадцатого июня!

Пепе Роса, среднего роста, атлетического телосложения, с греческими чертами лица, коротко стреженный смолянистого цвета волос, стоял вертикально вверх,
длина их была, как определил Хуан миллиметра четыре, не более.

Глаза большие зеленоватые, лукавые и с  хитринкой, как у девочки, брови суровости не придавали, скорее придавали какой-то кокетливо смешливое

выражения оптимистически настроенного человека, нос прямой, лоб открытый, на нем были видны следы ранения, шрам давно зажил, но было видно, что шкура со

лба была содрана каким-то осколком дерева или другим предметом, пролетевшим вскользь, правую щеку вдоль прорезал ещё один легкий шрам.

Хуан молча рассматривал Пепе, необращая внимания, что тот тоже смотрел на него и ждал представления, потом дошло, что от него ждут.

- Хуан Родригес, младший канонир. Записан во флот Его Императорского величества одинадцатого июня!

- Хорошо,- улыбнулся Пепе Роса,- ладно. Пушки, конечно-же вы невидели никогда ранее, это понятно. Начнем с самого начала, я вам расскажу всё, что знаю. Вопросы задавайте сразу, иначе к концу забудем, итак, что такое артиллерийское орудие.

Пепе терпеливо рассказывал, показывал, открывал порт, откатывал пушку, показывал как и чем заряжается, как подносится фитиль и после какой команды,

как чиститься орудие, как снова заряжается, где и как храняться приспособления для чистки, заряжания, стрельбы.

Как изготавливаются пороховые заряды, как правильно нести ядро и правильно зарядить, дабы избежать разрыва в стволе.

- Мои команды выполняются безоговорочно, автоматически. Адмирал Рей де Гонсалес, главнокомандующий флотом, издал приказ, ввел новые нормы стрельбы. Знаете, придёться нам потеть. Вот и начнём.

****


Рецензии