Борец с ветряными мельницами

С доброй и вечной  памятью о ней

В школе она появилась перед первым сентября с маленьким симпатичным сыном. Звали ее Наталья Борисовна. Директор показала кабинет русского языка и литературы, в котором она будет работать, и новенькая учительница  сразу с  каким-то энтузиазмом взялась его мыть и приводить в порядок. Над доской появились портреты  писателей, отобранных по критериям только определенных ею самой – Пушкин, Достоевский, Толстой, Маяковский, Есенин, Булгаков, но при проверке готовности школы, ее попросили поменять портрет Булгакова  на Горького. В шкафах появилась картотека методического материала к урокам, приводились в порядок оставшиеся старые таблицы, раздаточные пособия. На окнах появились цветы. Она посетила школьную библиотеку и выяснила, какая литература и в каком количестве имеется в наличии. На первый звонок она пришла в белой блузке, черной юбке, как говорят пионеры - белый верх - черный низ.
И потекли школьные будни. Уроки русского языка перемежались с литературой. Наталья Борисовна всеми возможными усилиями стремилась воспитывать  детей красивыми душой и сердцем, способными изменить жизнь. Всегда старалась научить их мыслить, иметь свое мнение при оценке поступков человека. Воспитывала чувство национальной гордости.
Она сама, рожденная и прожившая много лет в Узбекистане, принимала людей любой национальности.
Во  главу всей суматошной жизни она ставила подготовку к урокам. Ее день был расписан по минутам: подготовка к занятиям, приготовление пищи для себя и своего мальчика, помощь в подготовке к урокам сыну, занятия по расписанию в школе. Очень любила заниматься с детьми внеклассной работой: выпускали школьную газету, готовили мини-спектакли, оформляли кабинет. Подготовленные под ее руководством школьные вечера запоминались надолго и учениками, и учителями. На себя ей всегда не хватало времени.
Ученики относились к ней полярно - одни любили без оглядки, не взирая на все имеющиеся шероховатости, другие ненавидели и боялись ее. У многих чувство страха доходило до неистовства- при вызове к доске все забывалось и уплывало из памяти. Некоторые дети, не выдержав такого напряжения, переходили в другие параллельные классы, в которых не вела Наталья Борисовна. Учителя-коллеги воспринимали ее в большинстве своем негативно - одни просто не понимали и не воспринимали, другие завидовали, потому что не могли, так как она, третьи ее  уважали, но  с какой-то необъяснимой боязнью.
У последних, это чувство  возникало, скорее всего, из-за  того, что Наталья Борисовна могла при всех сказать то, что другие и думать боялись. Неприкрытую правду русский человек не любит, тем более, если ее высказывают не в дружелюбной форме. Хотя  дружелюбной правды не бывает.
Ее методика преподавания давала результаты – на олимпиадах по русскому языку ее воспитанники занимали призовые места, на конкурсах стихов, ребята могли так процитировать, что всем их выступление запоминалось надолго. Наталья Борисовна  умела   не только отобрать нужное произведение, но и научить ребенка  в нужном месте сделать паузу и вставить  необходимый жест. Зал провожал бурными аплодисментами юных участников.               
Ребята в классе, где она была классным руководителем, ходили за ней гурьбой, потому что она не жалея своего собственного времени ходила с ним в походы, на экскурсии, участвовала в соревнованиях.
Однажды, прочитав у Г.Троепольского слова: «Стоит на земле цветок, крошечная капля голубого неба, такой простой и откровенный предвестник радости и счастья… Вот так и среди нас есть  скромные люди с чистым сердцем, незаметные, маленькие, но с огромной душой. Они- то и украшают жизнь, вмещая все, что есть в человечестве - доброту, красоту, доверие», она старалась сквозь повседневный быт пробудить в ребятах стремление смотреть и видеть, что красота создается самим человеком, что она рядом с нами, в нас самих.
Она говорила на уроках как должно быть, но сама порой не поступала, как нужно. У многих ее учеников, которые боготворили ее, от этой нестыковки происходили психологические надломы. И однажды случилось страшное - мальчик из ее класса спрыгнул с крыши пятиэтажного дома. Конечно, это чрезвычайное происшествие было расценено ею самой, и окружающими, как подростковый необдуманный поступок. Все закончилось относительно благополучно- серьезных травм ученик не получил.
  Ученики целыми группами уходили из школы только из-за ее нелогичных поступков, она вступала на тропу войны с детьми, принимая их за взрослых. А  ребятам надо было помочь открыть человеческое в себе. При этом учитель должен быть сам искренним и бескорыстным в отношении к миру, любить и воспринимать этот мир таким, каким он есть, любить людей, близких, учеников. У Натальи Борисовны имелось такое чувство, но оно было понятно только ей самой. Она  любила, но на каких-то  условиях, а это уже не любовь, а что-то другое.
«Будущее человечества»- так называл детей один из героев Ф.Достоевского. И каким может предстать это будущее, во многом зависит от нашей разумной, духовно зрелой любви к детям, основанной на понимании своеобразия их внутреннего мира. Наталья Борисовна все правильно говорила, требования предъявляла необходимые в каждой школе, но многими детьми воспринималось это как насилие. Не хватало  гибкости в отношениях к ребятам, справедливого отношения к каждой школьной ситуации. Нельзя добиваться результата любыми средствами  во имя какой-то ни было цели.
И, тем не менее, Наталья Борисовна, не смотря на все инциденты, получила значок
«Отличника народного просвещения», выдвигалась на лучшего учителя года. За многолетний труд ей выделена субсидия на получение жилья. Все текло соизмеримо со школьным временем - календарный год определялся учебным годом - начало занятий, каникулы, конец учебного года, и  год прошел.
Сын вырос, но  ни личная жизнь, ни работа не складывались. Попытался порвать со всеми проблемами, уехав в Чечню, но еще больше их приобрел. Как- то его боевые друзья пригласили в гости в центральную часть России. Погостив, приехал окрыленный,  что все у него получится и наладится. Они продали квартиру и уехали далеко за новой жизнью. Но жизнь в другом регионе требует финансовой основы, а  тех средств, которые они выручили от продажи, хватило на проживании в течение некоторого времени, да еще сын въехал в крутую машину и хозяин  машины попросил денег, которых и так не было. Пришлось спасаться бегством, куда бежать? Поехали обратно.
Как в сказке - « и осталась бабка у разбитого корыта». Поселили учительницу в общежитие  ПТУ - выделили комнату, устроилась на работу в школу. Опять побежало школьное время. Все как- нибудь бы  определилось, если бы ни арест сына  за какие-то махинации с деньгами фирмы, куда он  устроился на работу. Наталья Борисовна была на грани отчаяния, она металась, не знала, что делать, срывала свое негодование на жизнь на своих учеников. В школу стали поступать жалобы,  а один из родителей более категоричный сказал директору: «Не примете мер, подам на нее в суд!» Ее уволили. Надо было выживать, она отправилась на поиски работы, никуда не брали, устроилась в загородный санаторий учителем русского языка и литературы. Никому ни глубоких знаний по предмету, ни ее требований не  надо было. Она ломала себя каждый день.
Очередной осенью пошла в гороно, проситься в школу. Заведующая, смилостивившись над ней, стала звонить директорам. Одна, с которой Наталья Борисовна работала, когда та была еще пионерской вожатой, сказала, определяя заранее себе цену: «Или я, или она», другая, более демократичная – « Кто от меня уходит, того я не беру». Замечательный подход  у директоров: являясь наемными работниками, они рассуждают так, как будто это частные школы. В учительских коллективах работать сложно - каждый определяет себя с высокой планкой личностью. Заканчивая институты, попадая на учительский круг, учителя начинают бежать - заставляет  школьный ритм. Невольно  школьные дела  переносятся домой, потому что проверка тетрадей и подготовка к урокам происходит вечером дома. Общаются в свободное время тоже между собой и застолья часто перерастают в «педсоветы». И так много – много лет, до пенсии, а может и дальше. Если кто-то соскочил с круга, никто не пропал - все на новом поприще показали себя успешно. Потому что школа дисциплинирует, вырабатывает такие черты как трудолюбие, доведение начатого дела до конца. Но со школьного круга трудно соскочить, школа действует  как наркотик.
Наталья Борисовна не представляла себя вне школы, она ею жила, она там себя реализовывала,  только там ее  слушали, слушателями были ее ученики.
Только директор гимназии, с которой она ушла, согласилась взять обратно Наталью Борисовну. 
-Скоро наступит сентябрь, я пойду в школу,- с горькой радостью подумала она, выходя  из кабинета завгороно.
Придя домой, в свою маленькую комнатку, она почувствовала неудержимое желание подготовить первые уроки. Она, как и прежде, разложила учебники, пособия и начала писать. Вдруг она почувствовала боль в груди, вызвала скорую помощь. В больнице она пробыла несколько дней и, отпросившись, ушла, но не надолго. Ей опять стало внезапно плохо, а 30 августа, не приходя в сознание, она  тихо покинула этот мир. Хоронить ее должны быть 1 сентября, но, чтобы не отменять праздник Знаний, перенесли на 2 сентября.  Ее отпевали в местном храме, оттуда и хоронили. Ушла недоучившая, недолюбившая, не понятая учительница. 

Р.S.Купила внуку книжку – притчи и христианские легенды именно в тот день, когда писала о ней.
Первая: один старец показал лист чистой бумаги своим ученикам, в середине которого стояла черная точка.
-Что вы здесь видите?
-Черную точку , - ответили они. Старец заплакал.
-Вы все увидели только черную точку, и никто не заметил чистого белого листа. Так и мы часто замечаем в человеке только его недостатки и не видим достоинств.
Вторая: однажды брат из скита совершил прегрешение. Собрались монахи, чтобы осудить его грех. Старец отправился в скит, взяв с собой дырявую корзину. Он наполнил ее песком и влачил за собой. Монахи вышли ему навстречу:
-Что это?- спросили они.
-Мои грехи стелятся за мной, я их не замечаю, однако ныне прихожу судить чужие грехи!
Третья: святому старцу во время болезни брат случайно положил в пищу вместо меда льняное масло, которое было ему вредно. Однако старец ел молча, он не укорил брата. Когда же брат узнал, что он сделал, то сказал горестно:
-Я едва не убил тебя, а ты возложил этот грех на меня тем, что молчал.
Старец с кротостью ответил:
-Не скорби: если бы Богу угодно было, чтобы я ел мед, то ты влил бы мне меда.

Простите, светлая Вам память, а всех живущих пусть хранит Господь!


Сентябрь 2008г.


Рецензии