95. Сущность эстетического начала, чувство и ум

ЧУВСТВО И УМ В СФЕРЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО.

1. Чувство и ум не являются сущностью эстетического бытия, но они необходимые его элементы. Внеэстетичные сами по себе, они приобретают в контексте эстетической целостности специфический характер.Через них происходит закрепление эстетического отношения к чему-либо, то есть их можно назвать "формами закрепления". Они не есть цель искусства (её же можно определить как специфическое выражение или отражение реальности), они вспомогательные средства, но такие, без которых вообще невозможно образование эстетической целостности. Если же мы говорим о красоте, то её ведь нужно прочувствовать и осмыслить именно как красоту - в противовес противоположному.
2. Чувство и мысль в эстетическом акте слиты в одно явление (чувствомыслие) и при этом не теряют своей особенности. Они взаимодополняют друг друга и холодность ума смешивается с эмоцией чувства.
3. Вообще не может быть чувства (ощущения, эмоции) без мышления, какой-нибудь рефлексии - на уровне подсознательном или сознательном, а чаще сразу на двух этих уровнях.Идеи связаны с чувствами, хотя и имеют степень отвлечённости - и наоборот. Чтобы почувствовать чувство, уже нужно его осознать,осмыслить в какой-то мере. Понимание не может быть полном, без совместного участия в нём этих двух явлений.
4. Чувство (эмоция) стимулирует, сопровождает и закрепляет в памяти, или лучше сказать в душе, в сознании, результаты мышления. Сами чувства могут быть умными и глупыми, качественными и не очень, усиливать разум или ослаблять его, но совершенно без разумения обходиться не могут Чувства могут быть осознанными и нет - эта сознательность и есть степень их разумности, нечто рациональное. Спор о должном приоритете ума или сердца - пустое словоизвержение. Одно "сердце" без ума есть безумие, а ум без сердца - чудище, далёкое от истинной разумности.
5. Итак, чувство без мысли - слепец, мысль без чувства тяготеет к безобрАзному. Этизация и эстетизация мысли проходит через чувство. А мысль даёт чувству содержательность, смысл, глубину, выявляет в нём "прекрасное" во всех отношениях. Более того, поскольку извращённый вкус может принимать "безобрАзное" за "прекрасное", нужно не просто восхищение красотой, но критическое отношение к преднайденному. Само же представление о прекрасном и его свойствах достигается рефлексией, мыслительным опытом человека,познанием действительности. Чтобы нечто принять или отвергнуть тоже нужны как чувство, так и рефлексия.
6. Чувственно-мыслительная привычка определённого эстетического отношения к явлению можно назвать "эстетическим вкусом". Обычны и термины как "эстетическое чувство", так и "эстетическая идея". Причём участие чувства или идеи в эстетическом акте может быть явным для субъекта этого акта и неявным. Мы начинаем ошибаться, лишь утверждая главенство той или иной стороны в искусстве, полагая чувство или идею его сущностью.

СУЩНОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАЧАЛА.

1. Сущность эстетического не является, на наш взгляд, сферой конкретного проявления эстетических феноменов, проявлений.
2. Сущность эстетического есть его основание, а то, что обосновывает не является тем, что обосновывается - ни по форме, ни содержательно. Можно говорить лишь о родстве свойств или предрасположенности, когда определённая сущность порождает именно специфически-эстетические явления, в смысле объекта и субъекта.
3. Сущность эстетического парадоксальна. Это эстетическое без эстетического. С одной стороны оно не является тем, что порождает, с другой оно порождает именно эстетические феномены и более того является центром, причиной всего их многообразия. Сущность эстетического можно обозначить как "сферу эстетических потенций". Всякой реализации явления предшествует его потенция (возможность существования с такими-то особенностями).
4. Такая сущность есть сфера не только эстетического начала, но и сфера прочих свойств природы человека вообще, его человеческого мира, человеческой деятельности. Иными словами единую сущность можно представить себе и как ряд специфических сущностей (эстетической, этической и пр),которые порождают весь веер собственных специфических проявлений, конкретные феномены.
5. В данном контексте не обязательно говорить о такой сущности как о Боге. Имеется в виду прежде всего человеческая природа какой она дана и все частности есть её порождение, реализация её потенций. Поэтому она, в отличии от частных сущностей, есть сущность главная для человеческого мира, реализующая весь потенциал человечества, как этически положительный, так и отрицательный. Чувство и бесчувствие, разум и глупость имеют один источник - человеческую природу, как бы она не трактовалась.
6. Таким образом, это само бытие человека и человеческого мира. Более конкретно это сфера всей человеческой жизни (инстинкт жизни) и человеческой деятельности.
7. Что же самое важное, без чего человек не был бы человеком? Ошибочно полагают, что это разум. Реально же это сразу разум и чувство, именно они и порождают всё разнообразие нашей деятельности, участвуют в этом, приводят к определённым результатом, порождая и дикость и культуру, зло и добро, отвратительное и прекрасное, разрушают и созидают.
8. Вот почему разум и чувство вне эстетики, сформировавшись до определённого уровня, порождают и эстетику, и этику, всю нашу культуру. Это всё было бы банальным, если бы даже маститые учёные, говоря об искусстве, не ставили бы часто главный акцент или на уме или на чувстве, тогда как уместнее говорить, если использовать термин агни-йоги, о "чувствознании.
9. В формировании человеческого мира изначально важны все главные элементы такого процесса. Вот почему эстетическое начало было уже заложено в человеческом бытие ещё до того, как он его осознал и сознательно использовал. Без эстетического отношения к миру человек не смог бы развиться до человека - как и без отношения познавательного, этического, психологического...
10.Мир на первых ступенях становления человеческого сознания дан человеку какхаос, поток явлений, форм, содержаний, раздражений, ощущений и смыслов. Хаос осознаётся как нечто бесконечно противоречивое, непонятное, страшное, угрожающее нормальной жизни обилие, иными словами - как нечто безобрАзное. Это чуждое требуется преодолеть и речь идёт о самом существовании человека в преднайденном мире.
11. Инстинкт жизни активировал потенциал человека, нацеленный на упорядочивание, гармонизацию хаоса. Эстетическое, этическое, познавательное начало развивались в совместном взаимодействии. Происходит сужение впечатлений - при повышении качества отношения к объекту. Мир систематизируется. Чувство и Мысль с самого первого своего появления становятся главными элементами этого процесса, осуществляемого через душу и труд человека, через саму его жизнь.
12. "Я" боится раствориться в обилии данного и отстаивает своё физическое, духовное бытие. Догматическая, чисто внешняя деятельность со временем становится и сознательно-творческой.
13. Возникает и специфика эстетического, а именно - бескорыстное отношение к действительности, то, что называют "эстетической незаинтересованностью" (в смысле творческого акта, а не использования его результатов в социуме.) Мысль и чувство становятся сущностными силами эстетического деятеля.
14. Эстетические формы есть и их переживание и их осмысление. Сам вкус имеет как эмоциональную, так и интеллектуальную стороны. Вместе с тем, если акцентировать внимание именно на одной стороне этого двуединства, то можно говорить как о чувственном, так и об интеллектуальном вкусе. Это абстрактное разделение, полезное для анализа.

Добавление.
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС.

1. Чувственно-интеллектуальный вкус имеет как индивидуальное, так и социальное (общезначимое) значение. Он формируется как исторически, так и у отдельной личности.Вкус имеет ряд степеней совершенства. Его можно индивидуально выработать и социально воспитать. Чаще всего он есть следствие труда,  но далее превращается в привычку. Так он становится предпочтением или отторжением чего-то конкретного (в искусстве, например). Это уже привычка чувствовать и думать в определённом направлении, используя собственные представления о прекрасном и безобрАзном.
2. И идеи и чувства есть тождество единства и многообразия. Поэтому возможны как прочные традиции и пристрастия, так и их изменение под воздействием ряда причин,


Рецензии