Жизнь в письмах. 8 - Письма родных

        (Материал из книги "Жизнь в письмах".)

Г. Сочи, 39.
До востребования.
Степанова Валентина
Владимировна.

Привет из Сочи!
                Здравствуйте, Володя…! Вот я и в Сочи, живу уже четвёртый день…

     Твоё письмо об отце встревожило нас. Как жаль того, что не вернёшь. Даже не верится, что так можно найти. Я и рада и очень жаль тётю Клаву. Мама говорит, что он был очень умный и красивый. Очень хотел иметь сына и последний раз, когда был в от-пуске, всё нянчил нашего Леонида. А я, Володя, его почти совсем не помню. Чуть-чуть припоминаю, что он был в кителе с блестящими пуговицами. И ещё он подарил Леониду шпоры. Так они долго валялись. Ну, вот и всё, что я могу сообщить. Ты ведь знаешь, что и спрсить-то не у кого. Все умерли, а кто живой, тот его не знает. Вот и всё. До скорой встречи!…

Привет и самые лучшие пожелания вам!

январь 1971 г.

Примечание:  Это письмо моей двоюродной сестры, дочки дяди Володи (брат отца).

                *   *   *

Пос. Вахтан, ул. Линейная,44.
Шахунского р-на
Горьковской области.
Каргапольцев Виталий
Михайлович.

Володя, здравствуй!…

     С приветом к тебе брат Виталий…

     Володя, моя мать приходила на днях к нам в гости и приносила твоё письмо, в котором ты пишешь о своём отце и о моём дяде Виталии. Конечно, нас всех встревожило. Я, конечно, о нём знал до войны, его жизнь. И заставил сына писать, а сам диктовал, что знал. Извини, Володя, что написано неграмотно и нескладно. Письмо ты сам можешь подредактировать ребятам в школу.

     Конечно, Володя, я ещё раз в письме вспоминаю о твоём папе. Как он приходил офицером к нам в отпуск и нас с братом Леонидом заставлял учить стихотворение: «Климу Ворошилову письмо я написал, товарищ Ворошилов, народный комиссар…» и т.д.. Подарил он нам значок «Ворошиловский стрелок». Володя, извини, что мало написал…
До свидания.   Виталий.
    15. 1. 71 г.

     Примечание:  Это письмо моего двоюродного брата, сына тёти Таисии (сестра отца).

                *   *   *

д. Солдатиха
Шахунского р-на
Горьковской обл..
Каргапольцева
Таисия Андреевна.

(Письмо написано для Красных следопытов)

Здравствуйте, дорогие дети, друзья и товарищи!

     Сообщает вам сестра Соколова Виталия Андреевича, Каргапольцева Таисия Андреевна. Конечно, я была очень рада, о таком дорогом и, в то же время, горьком и трогательном письме о моём брате Виталии. Я хочу сообщить и поделиться с вами о его маленькой и короткой, но прекрасной жизни и детстве.

     Наш Виктор родился в Горьковской области Ветлужского р-на Сергинского с/совета в д. Ченебечихе в семье крестьянина-земледельца. В возрасте был третьим ребёнком. Всего было пятеро. Жили на новом починке около реки Большая Какша. Виталий рос очень бойкий, подвижный и даже чуть-чуть по-детски озорной. Любил реку, рыбачил, а больше всего любил ружьё и охоту в лесу. Даже делал наганчики-поджигалки. Учиться Виталию грамоте не пришлось. Очень далеко была школа, да и не было возможности. Самоучкой учился и был способен к учёбе. Взрослым он стал рано и трудился в колхозе. Восемнадцати  лет женился и тут же стал работать председателем колхоза. Но в скором будущем он пошёл в армию и во время срочной службы ему предложили учиться в офицерском училище в г. Ленинграде. Виктор с успехом его закончил и стал офицером Красной Армии. Приезжал в отпуск на родину. Через некоторое время его переводят служить в Тернопольскую область. Туда он привёз свою жену  Клавдию Павловну. Пожили они там с полгода и Виктор, почувствовав, что на границе тревожно, решил жену отправить домой с дочкой Валей и месячным сыном Володей. Через месяц, после отправления жены, началась война. Виталий писал письма с фронта очень редко и в одном из этих писем написал: «Если же я погибну, то об этом вам быстро сообщат». И действительно, через малое время после письма пришла «похоронная».

     Вот у меня и всё, что я могла знать и сообщить о моём любимом брате.
До свидания.   Каргапольцева.

      15. 1. 71 г.

      Примечание:  Это письмо тёти Таи ( сестра отца).

     *   *   *


Г. Ветлуга, ул. Штурмина, 32
Горьковской области.
Соколова Анна Николаевна.

Привет из Ветлуги!

     Здравствуйте, дорогие мои Володя, твоя жена и маленький Серёжа! Володя, письмо я получила, хотя на Валю писано. Вали дома нет. Она уехала в Сочи.

     …Володя, вы пишите об отце. Это хорошо, что вы его разыскиваете. Но как бы он был жив, это ещё лучше было бы. Володя, вот что я могу только о нём написать вам. Приезжал он в отпуск в апреле 41 года. Жили мы в Ченебечихе рядом, и он к нам ходил очень часто. Отец у тебя был хороший. Хотелось ему сына, и говорил, что если будет сын, так дали имя Руслан. А мать была беременная. Не знали, что будет война. Кончился отпуск и он уехал, а вскоре объявили войну. В последнем своём письме он писал, что либо грудь в «крестах», либо голова в кустах. Вскоре пришла «заумёршая».

     …Володя, вы пишите, что Володя ездил Виктора разыскивать. Это я не знаю. Он говорил, что во время войны они встречались с Иваном в Берлине, а с Виктором встречались или нет – не знаю… Все были они три брата очень хорошие, но не осталось в живых соколят. Очень жаль таких ребят. Посмотрел бы сейчас на них. Какие они были хорошие, только одно любование…

     До свидания. Будьте здоровы и счастливы, и дай бог хороших успехов в работе и в жизни.
Ваша тётя Нюра.

       26. 1. 71 г.

     Примечание:  Это письмо тёти Нюры, жены дяди Володи (брат отца).

                *   *   *

 Г. Ветлуга,
ул. Набережная,12,
Горьковская обл..
Соколов Леонид
Владимирович.

Привет из Ветлуги!

     Здравствуйте, Володя! С приветом к тебе Леонид и наша семья.

     Володя, мы с тобой не вели переписки, но письма, которые ты писал маме, я читал. Я очень рад, что ты нашёл ((могилу)) своего отца. Володя, я его не помню тоже. Но помню, папа мне говорил, что он меня, когда приезжал в отпуск, то носил на одной руке и привёз мне шпоры и ещё саблю…

Жду ответ. До свидания. Твой брат Леонид  /Соколов/.

     14. 2. 71 г

     Примечание:  Это письмо моего двоюродного брата, сына дяди Володи (брат отца).

       *   *   *

Зерносовхоз «Красный Октябрь»,
ул. Новая, 1, кв. 1, Черлакского
р-на Омской области.
Шумихина Любовь Андреевна.
 
Привет из Сибири!

     Володя, здравствуй!… Володя, меня очень взволновало, что у тебя померла мама. Я её очень жалею. Володя, меня это встревожило, что ты нашёл своего отца, правда, ((могилу)). Володя, мне очень охота узнать, где он похоронен и как тебе удалось его отыскать. Володя, сообщи, где ты работаешь, кто твоя жена и сколько времени жила с вами мать.

     Володя, я очень тебя прошу, не забывай свою мать, ходи к ней на могилу…

До свидания. Семья Шумихиных.

   25. 2. 71 г.

     Примечание: Это письмо тёти Любы (сестра отца).  С ней вела переписку мама. Я ей написал впервые. Сообщил  ей о смерти мамы и о поисках отца.

                *    *   *

г. Ветлуга.
Степанова В.В.


Привет из Ветлуги! Здравствуйте, Володя! …

     …Ездила в тот понедельник в Ченебечиху. Заходила в ваш дом и вот нашла то, что высылаю…

     Видела Муравьёва. Ехали вместе с ним и Анной Гребышевой. Ну, он сказал, что в лесу вместе с твоим отцом работал. Был очень бойкий. А Анна Гребышева похвастала, что даже гуливала с ним. Мама моя говорит, что бабушка (мать отца) говорила про него: «Он был такой бойкий, что в одну полынью нырял, а в другую выныривал».

Но письма старые тебе больше расскажут. Ты их читал или нет до этого? Ведь они пролежали  30 лет с лишним. Они тебе расскажут больше всех…

Желаю всего хорошего!   / В. Степанова /

      27. 3. 71 г.

     Примечание: Письма, которые прислала мне Валя, я раньше не читал. Это были письма отца, мамы, тёти Любы, которые хранила мама все эти годы. Но когда мама переезжала из Ченебечихи в Моздок, видимо, забыла о них. Так я впервые прочитал письма отца и хоть немного кое-что узнал о его жизни. Теперь я их буду хранить до конца своих дней и изредка перечитывать. С тех пор, как я прочитал эти письма, которые пролежали более 30 лет, я стал сохранять все письма, которые я получал, а так же различные документы и фотографии. Я понял, какое это может иметь значение впоследствии, спустя несколько лет.

     На основании сохранённых писем и документов я и пишу эту рукопись.

     Жалею, что раньше не сохранял письма. Поэтому у меня не сохранилось ни одного маминого письма, которые она мне писала. Утраченного уже не вернуть никогда.

     Спасибо судьбе, что хоть письма отца дошли до меня…

                *   *   *

Зерносовхоз «Красный Октябрь»
Шумихина Л.А.


Привет из Сибири!

     Володя, здравствуй! С приветом к тебе тётя Люба и мои дети…

     Я многое узнала из письма о вашей жизни, об отце и о твоей матери…

     Отвечаю на твои вопросы. Володя, ты спрашиваешь о жизни матери с отцом. Об этом я сказать тебе ничего не могу. Что касается отца, я скажу, что знаю. Пошёл он  в армию, я плохо помню. Потом, знаю, он приезжал каждый год в отпуск. Когда он уезжал в Польшу, (примечание: Так называли тогда Западную Украину) забрал Клавдию и Валентину. После он приезжал один на мою свадьбу. Я не знаю его причины, но он плакал сильно. Я попыталась его спросить об этом. Он сказал мне, что тебе рано это знать. Потом Клавдия приехала домой. Как раз в день твоего рождения письмо пришло. Он писал, что его перебрасывают неизвестно куда. Он написал, что если родится сын, то обязательно назвали Володей, а если дочь – Галиной. А в конце письма написал: «мне воевать, так воевать». Через месяц объявили войну. Последнее письмо я получила в декабре 1941 года. Он мне многое писал. Писал, что не страшится смотреть смерти в лицо, только жаль сына, что я его не видел. И вообще в каждом письме беспокоился о тебе, что не видел. Он вообще был человек с доброй душой. Он в конце написал стих, в котором говорилось о тебе. Я помню только последние строки, но плохо: «Когда я вернусь и встречусь с сыном, он не узнает меня!». Больше не помню…

Писать кончаю. Жду ответ. Люба.

30. 3. 71 г.

     Примечание: Да, как жаль, что не сохранились все письма отца. Из писем можно было бы очень многое узнать. Но, увы…

    Мой электронный адрес для контакта:  vladimir_sokolov_41@mail.ru

     (Книга "Жизнь в письмах" - Самиздат.)


Рецензии