Рубежи - экспедиция или афёра?

                «Рубежи» – экспедиция или афера?

                Из раздела «Заводские истории»

                На фото: катамаран под парусом.
         
        Вызвали к Генеральному, вопрос – на месте. Зачем это я ему понадобился? Уж давненько мы с ним не общались. Последний раз ходил к нему по поводу комнаты для семьи в общаге.
        Это уже после моего второго изгнания из начальников цехов, когда я окончательно сменил стезю управленца на спокойную жизнь работяги.

        Пути наши много лет как разошлись, а о былой дружбе позабыто ещё раньше.
        Но с тех пор и его судьба немного потрепала – вышибли из партийной обоймы, сняв с должности секретаря парткома. О причинах такой опалы упоминать не буду – слухи ходили разные, возможно и недостоверные.
        Правда, окончательно не добили, оставили в руководстве завода замом по финансовым вопросам. А после смерти Ю.А.Поповича мой «бывший друг» стал генеральным директором.

        Захожу в приёмную. Там уже сидит суетливый мужичок, тоже ждёт приёма. Заходим вместе. Оказывается, мы оба приглашены на обсуждение одного вопроса
        Директор предлагает нам знакомиться.  Мужичок представился: Борисихин Юрий.
        Сразу вспоминаю телевизионную шумиху о полярной экспедиции газеты «Советская Россия», – это один из её участников, журналист газеты "Уральский рабочий" и член ещё каких-то общественных структур.

        Только что издал книгу, предлагает экземпляр с автографом шефу. Мне не предлагает, я  для него – мелкая сошка.

        Излагает суть вопроса. Намечена новая глобальная экспедиция – «Рубежи». Участники – туристы, альпинисты, а также водники на катамаранах, обойдут по границам, сухопутным и морским весь Советский Союз.
        Разливается соловьём, повествует о грандиозности задуманного проекта, о его поддержке общественностью.
        Польстил и по поводу лидерства завода в производстве РТИ – «знаменосцы» и «орденоносцы».
        Заводу предлагается изготовить надувной катамаран для морского плавания. Чертежи дадут ребята из Белоярской АЭС – участники будущих морских переходов. У технарей-атомщиков безобидное хобби - паруса и катамараны.

        Я приглашён директором как опытный водник и намечен им как предполагаемый творец катамарана – мне предстоит соорудить «покорителя морей».
        Я понимаю и сложность работы, и ответственность за людей которые вверят жизни кустарной посудине. Пытаюсь возражать шефу:
        – нет на заводе оборудования и технологий для таких работ, а кустарщина здесь не годится и опасна.
        – Вот ты и разработаешь технологию – заявляет Володя, – Ты же технолог, а в прошлом организатор и более сложных работ.
        Его уже понесло, ему польстили и для него уже нет проблем.

        Генерала интересует, а что с этого будет иметь завод? Кроме расходов?
        – Дивиденды – отвечает журналист и поясняет: – предстоит широкое освещение хода экспедиции в прессе а завод будет упоминаться как один из организаторов проекта. Вижу, директора такая реклама устраивает.
        А мне-то на хрен эта работа? И когда ею заниматься? – у меня трёхсменный график.
        Директор обещает на неделю-вторую освободить меня от основной работы, а Борисихин добавляет –  если пожелаю, могу участвовать в одном из морских переходов. Спасибо, мне хватает и горных рек.

        Ни шеф, ни он не понимают, что для морского плавания понтоны должны быть металлические или из пластика. Шитые из прорезинки баллоны при хорошем волнении растреплет за несколько часов. 
        Борисихин упёрся: каты должны быть разборными и надувными – удобными для переноски в рюкзаках и упаковках. И вес желателен минимальный и обеспечена возможность организовать стапель в местах, куда на транспорте не добраться.

        Я считаю эту затею очередной авантюрой, несмотря на её патриотическую трактовку. Но мой голос не слышен – шеф клюнул на «дивиденды» – шумиху в прессе.
        Отказаться? Но где-то и не без участия директора решается вопрос о моём жилье, – сколько моей семье ещё чахнуть в общаге?
        И я соглашаюсь. Мне выделили двух помощников. Их я подобрал из своих друзей-туристов, имеющих профессии клейщиков и вулканизаторщиков РТИ.

        Через день я имел на руках чертёжи, подбирал материалы и обсчитывал их потребность.
        Работа завертелась, в процесс было втянуто несколько заводских производств и подразделений. Пришлось несколько раз менять и материалы и способы их обрезинивания, сшивки и клейки. Перепробовал множество вариантов.  Иногда результаты нескольких дней работы отбрасывал и всё начинал с чистого листа.
        Было множество разных заморочек, их всех и не вспомнишь. Да и понять это может только специалист.

        Наконец сшиты и проклеены наружные оболочки, склеены шесть внутренних камер – по три в каждую гондолу. Оформлены технологические разъёмы  и петли крепления гондол к палубе.
        Отчёт по материалам по требованию цехов предоставил в бухгалтерию. Вопреки обещаниям Главбух всё же выставил Белоярке счёт за материалы – изделие оказалось золотым.

        Заказчики удивились счёту – надеялись получить катамаран бесплатно, как обещал Борисихин.  Пошли к директору и он одним росчерком снизил сумму затрат на порядок. Но всё же счёт был весомым, – не знаю как ребята оправдывались перед своим начальством.
        Опробование назначили на выходные, пригласили меня.

        В назначенное время меня встречают у КПП. Вообще-то вход в Заречный уже пару лет не запрещён, вход по пропускам только на территорию самой АЭС.  Но об этом не распространяются, свердловчане и я, в том числе считают Заречный закрытым городом. Местные рады – в их магазины с пока ещё неплохим снабжением не ломятся толпы из Свердловска.

        На берегу водохранилища у ребят свой эллинг. Возле него мы и собираем новый катамаран. На сборку гондол уходит полдня. Наконец накачали и обнаружили, что изготовленная заранее палуба не совместима с гондолами – кто-то ошибся. Придётся менять конструкцию палубной обрешетки.
        Обкатка не состоялась.

        Но меня покатали под парусом. На своём старом кате, собранном на прямых гондолах.
        Скорость приличная.  Выпадешь за борт – долго поплаваешь в холодной водичке, пока сбросят паруса и повернут назад. На такой манёвр («оверштаг», что ли по-морскому?) уходит несколько минут, – выпавшего матроса можно и не найти. Поэтому все на палубе пристёгнуты к леерам карабинами.

        Больше я приезжать не мог, моё «детище» обкатывали без меня. Взял с ребят слово, что до выхода на морские просторы проведут тренировочный поход где-нибудь на большом водоёме.
        Пообещали осенью покорить Балхаш, их старт по плану экспедиции «Рубежи» намечен на весну следующего года. Первый переход – от румынской границы до Крыма, следующий – от Керчи до Батуми.

        Большой шумихи в газетах и ТВ по поводу этой авантюры не было, были только статьи-отчёты в «Уральском следопыте» и немногих Свердловских газетах. Да я особенно и не следил – я давно уже понял подоплёку всех этих «экспедиций».

        Через год я узнал, что мой катамаран погиб на Аральском море. Балхашу ребята предпочли мелеющий Арал. И поплатились. Осенний шторм занес на мель и бил там сутки о песок. Гондолы размочалились уже за несколько часов.
        Спасла мореманов радиосвязь с группой обеспечения – ребята опытные, предусмотрели возможность аварии. Спасло и наличие гидрокостюмов – продержались в холодной воде у разрушенного судна до прилёта вертолёта.

        Экспедиция «Рубежи» продлилась до начала 90-х, в «лихие годы» благополучно скончалась, как и многие подобные.

        Но Юра Борисихин на этой и предыдущей (Полярная экспедиция газеты «Советская Россия») сделал карьеру. Утвердился как журналист, общественный деятель и путешественник. Создал в Свердловске клуб ЮНЕСКО, а затем и Урало-Сибирскую ассоциацию этой организации.
        Сейчас он уже где-то в руководящих органах ЮНЕСКО.

        Пресса похвал в его адрес не жалела,  его даже назвали:  «единственный путешественник, обошедший по границам весь Советский Союз».
        Хотя в абсолютном большинстве этапов он не участвовал – только координировал и выбивал деньги на их проведение.
        Да и вообще «обхода границ» как такового не было. Переходы по морям (кроме Чёрного) вообще не состоялись.
                2004 год.


Рецензии
Участвовал в переходе по Кольскому полуострову, повидал много недоступных мне мест_сверхглубокую скважину, гору Чосночорр, порт Лиинахамари и др. Честно сказать, переходами был разочарован, так как ожидал совсем другого, лучше бы я той весной на Алтай поехал.
А Борисихин, он ведь не турист, он этой романтики не понимал, ему каръеру хотелось сделать, денег, может быть, заработать. Поэтому он все маршруты строил автобусно-железнодорожные, вышли сфоткались, вымпел подняли, даже не вспотели...
Анатолий, кажется вы тогда тоже принимали в этой показухе участие?
Где-то у меня был снимок, найду- выставлю.
Здесь я и Павел Смолин http://fabulae.su/images/authors/1663/foto_86018.jpg
и здесь Борисихин и группа http://fabulae.su/images/authors/1663/foto_86019.jpg

Игорь Засыпкин   28.09.2017 20:10     Заявить о нарушении
Нет, Игорь. Моё участие ограничилось изготовлением катамарана. Я в то время был вполне опытный турист и сразу определил эту авантюру как показуху.
А что за снимок Вы хотите показать? Интересно.
С уважением, А.Е.

Анатолий Емельяшин   14.01.2017 22:26   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.