Возвращение Заратустры
1
Когда миновали многие годы, сменилось множество цивилизаций и, саркофаги забытых властителей засыпала пыль веков, Заратустра решил сойти на Землю, в надежде найти страждущих и спасти их от казней, который ниспослал им сатана. Весь Восток пылал и жители его тлели от огня ненависти. В северную страну снегов решил отправиться с проповедью Великий Заратустра. Его дух содрогался от стонов и суетных восклицаний ее обитателей.
«О, как много ненависти и алчности в стране Гипербореев, откуда вышел народ Заратустры. Люди готовы ради каких-то жалких грязных клочков папируса калечить детей. Да что там говорить. Один готов убивать другого, чтобы насытиться мимолетными вещественными благами. Глупцы, которые это делают, не понимают, что нет ничего ценнее, чем само время. Деньги не способны купить его».
Мимо него прошел преступник с пылающим факелом и тут же метнул его в окно глиняного дома. Оттуда раздался детский плачь.
«Человек - Бедное чадо господа, - осуждающе покачал головой Заратустра – Если бы я мог остановить тебя, но я всего лишь призрак. Мне нельзя вмешиваться в естественный ход вещей. Проклятье, поистине проклятье никогда не отпустит род человеческий. По всему свету раздается детский плачь. Отправлюсь-ка я в страну Хурритов, может там люди живут в раю? О, нет и там за многие столетия ничего не поменялось. Даже стало еще хуже. Люди по-прежнему истребляют друг друга.
Люди продают других людей в рабство. Не чтят ничего святого. И при всем при этом, самое ужасное признавать свое бессилие.
Призрачное сердце пророка сжималось, но Заратустра решился все-таки образумить людей и заставить их измениться.
2
Если бы каждый человек четко разделил значение добра и зла, то весь мир бы стал чуточку лучше. Да, он не идеальный – подумал про себя пророк, озирая вид разрушенного города, объятого дымом. Давно осознав свое бессмертие прозрачный облик Заратустры прошел сквозь огонь пылающего полуразвалившегося здания и уставил свой взор на двух человек в
черной одежде с копьями наперевес. Их копья источали огонь и подобно слугам
врага Ахурамазды терзали тела еще живых людей. На землю сошел ад. Молодых
девушек – самых лучших представительниц народа почитателей огня, насилуют и
пьют кровь из их растерзанных тел. Людей, особенно женщин народа огня, обращают в рабство.
«Эти слуги сатаны истребляют мой народ» - раздраженно воскликнул, раннее спокойный старик. И глаза Заратустры налились гневом, руки задрожали, и со всей силы он воткнул свой посох в песок.
Над городом поднялось густое облако дыма и с грохотом, в небе показались
железные птицы, которые прилетели в севера. Паря в воздухе и содрогая землю, они метали острые перья в своих врагов. Одни слуги сатаны, бросая свои копья, бросались в бегство, другие гибли с фанатичной верой в своего могущественного Ахримана.
Но, несмотря на все усилия птиц возмездия Ахурамазды, нанести силам зла
поражение не удавалось, а слуг злого духа не становилось меньше. Как не старался Заратустра, но в один миг даже ему не под силу было убить зло.
И обратился пророк к народу огня:
- Сражайтесь дети мои! Имейте надежду, что это война для нас будет последняя и, в ближайшем будущем вы хурриты обретете свободу! Сам Ахурамазда воплотился в этих железных птицах, чтобы помочь вам в борьбе с Архиманом! Близок день когда не только вы, но и все народы мира, за все свои страдания обретут счастье и покой!
- Не покидай нас Заратустра, мы без тебя пропадем! – взмолились дети огня.
- С вами железные крылья Ахурамазды, а мне нужно идти помогать другим народам.
Блеклая тень Заратустры скрылась за горизонтом.
3
Посмотрите на это посмешище. Они отобрали у народа власть и назвали свое правление просвещенным элитаризмом. Эти вельможи называют себя просвещенными, одновременно огораживая народные массы самостоятельно править собственными государствами. Как и три тысячи лет назад, народами правят тираны, только Киры и Фараоны, в отличии от них, не имели наглости называть себя просвещенными.
На площадь пришло много людей и Заратустра, смешавшись с толпой, спросил одного из людей про громко восклицающих ораторах на трибуне.
- «О чем болтают эти взъерошенные глашатаи-политиканы?»
- Они обещают нам счастливую жизнь…
- Счастливую жизнь? – старик покачал головой. И каждый раз они обещают вам одно и тоже. Глупцы… А вы не пробовали собраться всей толпой и самим начать править вашим городом?
- Мы не можем. У нас нет для этого образования, да и вообще править не наша задача.
- А какая твоя задача?
- Ну, я пастух, мое предназначение пасти овец.
- Представь, что ты овца и тобой погоняет пастырь, который постоянно внушает тебе, что вечно быть овцой твое предназначение и иного тебе не дано.
- Было бы неплохо, главное чтобы пастырь был хороший.
- А не хотел бы ты жить без надзора лжепастырей? Если ты не знаешь, что пастырь у нас только один – господь Бог Ахурамазда.
- Как же жить без пастырей? Если не будет пастырей, то начнется хаос.
- Тебе внушили то, что зло – жизнь без надзора пастырей.
- Нас никто не заставлял выбирать себе пастырей. – хором заорала толпа - Мы сами так дружно все решили.
- "Нет, вас заставили так думать. Вам с рождения внушали, что вы никчемное стадо и лучшую жизнь познать вам не дано. Заставить и внушить - одно и тоже! "Если вы не знали" - обращаясь к толпе мудрец воскликнул - "Темный народ шаг назад всегда назовет шагом вперед. Все неудачи он перекладывают на кого-угодно, только не на своих пастырей, которые не являются и никогда не являлись теми светлыми образами, которые почитались их наивными подчиненными. Они готовы из-за своего страха и безмолвия, переложить на свои плечи все тяготы мира, все что-угодно, ради достижения призрачной цели, обещанной им словоблудливыми пастухами. Все, кроме ответственности. Люди никогда не обретут счастье и свободу, перекладывая ответственность на безответственных пастырей,которым на свое безмолвное стадо наплевать".
- Пошел прочь, мы не понимаем тебя.
- А кого вы вообще понимаете?
Люди ничего не сказали, а лишь повернулись в сторону трибуны и затаив дыхание слушали как хрипят ораторы, выгораживая себя, посылая хвалебные оды самим себе. "Мол, какой я хороший".
Дух Заратустры побрел к горизонту в безмолвной тишине.
4
Путь Заратустры пролегал по холмистой местности. Спотыкаясь о камни, старый мудрец, упорно взбирался на самую высокую гору в стране одиноких скал, чтобы поговорить с тем, кого звали Прометей минувшего века. Напротив него висел высохший титан и запястья его были прибиты к скале. Кожа его была красная, из-за чего кровь на ней была не видна. Когда Заратустра приблизился к нему, титан протяжно застонал:
- Я - сын титана и человечества мятежный дух! Меня приковал к этой скале Бог, из-за сострадания к людям. Одинокий путник, иди своей дорогой и не пытайся сделать то, что ты пытаешься сделать.
- Я знаю кто ты, Прометей минувшего века. Как и твой предшественник, который выкрал олимпийский огонь и с его помощью обогрел несчастных людей, ты стремился освободить их от тех же самых богов. Ты восстал против них и призывал других людей восстать. Ты побуждал человечество на подвиги, против несправедливости, угнетения и к защите собственного достоинства от богов и их почитателей. Ты хотел, чтобы люди обрели собственное достоинство и больше не были рабами ни богов ни власть имущих, ни богачей. Ты достоин свободы... а не такой участи...
- Нет, я не могу быть свободным. Ты думаешь что меня удерживают эти жалкие цепи. Их я могу легко разорвать. Меня удерживает здесь нечто серьезнее цепей. Сами люди могут меня освободить. Только им присуще решать: быть свободным Прометею или нет. Но они прокляли меня...и изгнали из собственных сердец.
Заратустра осмотрел его мозоли на руках, его распоротый живот, из которого стекает кровь и мудрец озираясь вокруг увидел как внизу суетятся люди, подобные муравьям, как они ничтожно малы и беспомощны.
- Но ведь - возражал Заратустра - ты нужен людям. Посмотри вниз и убедись что сейчас они несчастны, угнетаемы и их жизни стоят меньше, чем ошейники породистых собак. Разве ты не слышишь их мольбы.
- Я их не слышу. Да, они молятся, но мольбы их возносятся к тому, кто приковал меня к этой скале. Они по-прежнему считают, что их спасенье зависит от богов, которые, на самом деле, не желают людям счастья. Они насылают на людей страдания, ради собственной забавы, которые их слуги называют испытаниями. А люди принимают это как должное. Нет, я останусь прибитым на этой скале, навеки!
- Вспомни как ты нес людям свет просвещения, ценности человеческой жизни...
- Нет, теперь они считают что я нес им нищету, голод, рабство... Они забросали меня тухлыми яйцами клеветы. Да, было много лжепрометеев, которые убивали и грабили, стараясь меня оболгать, но к ним я никакого отношения не имел. Меня упрекают, что я залил мир кровью, но многие народы мне благодарны за бесплатную медицину и образование - мудрость Афины и Асклепия. Но другие сочли меня недостойным учителем, тираном и убийцей. Но ведь я всю жизнь боролся против тех самых тиранов и убийц. Люди не понимают что их разум отравлен моими палачами.
- Не завидна твоя судьба Прометей. Мне тебя и жалко, но и жалеть тебя - значит наносить тебе еще больший вред. Беда твоя в том, что ты всегда сострадал людям, но это самое сострадание склонно убивать таких как ты. Тот, кто тебя распял никогда не сострадал человеческому горю, поэтому то он и жив, а ты умираешь. Ты умираешь из-за сострадания к людям. Они же тебя и боятся, при одной только мысли что ты когда-нибудь обретешь свободу.
Прометей вздохнул и произнес:
- Самое ужасное в том, старец, что это сострадание никуда не уходит. Ты не прав, что я умираю от сострадания, но это самое сострадание постоянно приносит мне невыносимые страдания. Каждый раз оно приносит орла, который клюет печень снова и снова. Всякий раз когда я подумаю, как страдает человечество, на это как на сигнал прилетает ужасная птица страдания и я стону от боли вместе с несчастными от разорванного сердца. Но даже орел не способен доставлять мне мучения, какие доставляют мне люди, которые ненавидят меня.
- Я не хочу тебе сострадать, тебе этим не поможешь, но мне жаль что кругом полно тех, кто должен был быть на твоем месте, а ты несправедливо распят на всеми позабытой скале истории. Ты должен быть среди пастырей нового тысячелетия, указывая человечеству путь в будущее.
- О, Заратустра, понимаю, что ты стремишься объяснить людям, что можно построить лучший мир, но все же если ты не прекратишь свою проповедь среди людей, тебя прибьют к такой же скале как и меня.
- Ну, и пусть, все-равно Заратустра не может смириться с несправедливостью. И самому быть прижатым к земле, склоняя голову, хуже, чем быть распятым богами за правду и за сострадания к людям.
- Я также думал как и ты...
- Я освобожу тебя от проклятых цепей и от орла, который терзает твою печень и сердце.
- Заратустра не смей, Бог тебя сбросит в ад за это.
- В ад? Считай что я туда и направлюсь.
С этими словами Заратустра начал спускаться по склону горы, устремляя свой взор на яркие огни громадного спящего города.
5
"Если закрывать глаза при виде монстров, приговаривая что их не существует, то это никак не заставит их испариться" - причитал Заратустра при обзоре грязных и широких улиц поистине великого города имя которому Дит. Повсюду страх и ненависть. Нигде нельзя увидеть счастливых лиц. Каждый чем то обеспокоен и рад хотя бы одному дню. Их вожди, подобно исполинам, глядят с высот своих Вавилонских башен, которые безвозвратно провалились под Землю, и презренно фыркают на любого, кто посмеет перечить их святому слову. О, они действительно незыблемы, и их стать подобна их же соломоновой мудрости. Их всех породила простая женщина под названием победа и власть данная титанам поистине непоколебима как и камни башен, которые они попирают. И всякий кто восстанет против них будет заклеймен позором, продавшихся перед египетским Фараоном... - задыхаясь Заратустра вскричал - На колени перед непоколебимыми... Мудрец опустился на колени перед гигантами. Каждый гигант был уродлив и толст. Но самый крупный из них, источая пламя произнес.
- Встань, плут. Твой издевательский сарказм я сразу просек. Ты Заратустра, верно?
- Это так.
- Ты не глупый человек. Но зачем же ты, оскорбил нас всех вседержителей, такими лукавыми речами?
- Что хочу-то и говорю... В моей власти петь вам желчные оды или сладкие проклятья.
- В твоей власти? У тебя ее нет и никогда не будет. Ты никто. Ты всего лишь дух, пыль. Только мы решаем воспевать гигантов в песнях или угрожать нашим пяткам, указывать нашим волосам на ногах или пресмыкаться при виде наших теней.
- Ты ничтожество. А мы таких как ты сажали на кол или распинали. Мы все можем. Мы управляем гневом. И стоит пальцем указать и чернь готова разорвать любого кто объявлен Иудой изменившему Левиафану - нашему питомцу, который питается плотью Прометеев и Спартаков. И только не понятно мне зачем ты ищешь такой же участи?
И Заратустра встал с колен и погрозил своим искривленным посохом:
Зачем я здесь? Так знай же. Всю жизнь земную и загробную я лишь искал тебя. В подземном городе теней ты насылал на Землю лишь огонь и в бездну сотни низвергал, тех, кто всю жизнь любил. Кто искренне верил в свободу и идеей дорожил. Ты, лукавый Ахриман, убитым тоже будешь, как и все те, кто служил тебе. Плевать что в твоих котлах полно огня и серы. Плевать что много есть людей в мире этом и на том, кто единогласно за тебя и считают тебя темным благодетелем. Но знай же, что есть тот, кто тебя одолеет и убьет. Твоим же огнем, который тебе по праву не принадлежит... Он для людей.
Гигант расхохотался и фыркнул, испуская море огня.
- Приказываю сбросить этого старика в самое глубокое ущелье, чтобы он сгорел до тла и больше не сеял среди моих верных слуг раздор, панику и злобу.
Тут же Заратустру схватили и кинули в бездну.
Свидетельство о публикации №216033002452