Армянский след постоянно будет сопровождать героев
А. Мкртчян
Аннотация: Данная статья посвящена анализу возможных армянских параллелей, обнаруживаемых в русском эпосе и народном фольклоре. Основное внимание уделяется этимологическому и мифологическому анализу терминов «Ван» и «Иван», а также связанных с ними топонимов и персонажей. Исследование, основанное на материалах, представленных Ю. Ульяновым, предполагает наличие древних культурных контактов и общих корней между армянской и славянской цивилизациями.
Ключевые слова: армянский след, этимология, былина, Святогор, Ван, Иван, Гамаюн, Киев, Самбат.
Введение
Изучение древних культурных связей между народами является важным направлением современной исторической науки. В рамках данной работы мы исследуем гипотезу о наличии «армянского следа» в русском эпосе, представленную в материалах Ю. Ульянова [1]. Анализ базируется на мифологических и лингвистических сопоставлениях, направленных на выявление общих этимологических корней в терминах, имеющих ключевое значение для обеих культур.
Анализ имени «Святогор» и топонимики былин
Обратимся к былине «Илья Муромец и Святогор», где описывается эпизод:
...И поехал он по чисту полю,
Он ко тем ко горам Араратским...
Упоминание Араратских гор, расположенных на Армянском нагорье, свидетельствует о знакомстве создателей былины с данной географической областью. Это позволяет предположить, что герои былин могли иметь представление об Армении или даже быть связаны с ней [2].
Термин «Ван» в контексте мировой и армянской культуры
Термин «Ван» имеет широкое распространение и многообразие значений в различных культурах: от приставки к нидерландским фамилиям до титула правителей в Китае, Корее и Монголии [3]. В германо-скандинавской мифологии ваны являются богами, а в иранской мифологии (через «Авесту») этот термин связан с космогоническим понятием «Зерван» [4].
В армянском языке и культуре термин «Ван» обладает глубоким историческим и семантическим значением:
Топоним: Древняя столица Армянского царства, крепость Тушпа (Ван), служила резиденцией царей на протяжении многих веков [5].
Лингвистика: В армянском языке «ван» означает «обитель», «жилище», а также «победить». В обратном прочтении «нав» (;;;) означает «корабль» или «ковчег» [6].
Топонимика: Названия, включающие корень «ван», такие как Нахиджеван, Иджеван, Ереван, Севан, несут в себе историческую и смысловую нагрузку [7]. Например, Нахиджеван (нах-идже-ван) этимологически означает «тот, кто спустился в Ван первым», что соотносится с библейской легендой о Ное. Ереван (Ериван) может быть интерпретирован как «обитель мужчин-победителей» [8].
На основании этого можно сделать вывод, что «Ван» как понятие соотносится с идеей власти, победы и царской обители.
Ван, Перун и мифологические параллели
Сопоставление имени Ван с древнеславянским богом-громовержцем Перуном, предложенное Ю. Ульяновым, раскрывает новые параллели [1]. Этимологически Перун восходит к праиндоевропейским корням per- (гром) и per- (гора) [9]. Синтез этих значений даёт «первый на горе» или «громовержец на горе». Интересно, что в армянском языке слово «Перун» (;;;;;;) означает «носящий», что может быть трактовано как «носящий гром и молнию» [6].
Образ Ивана-дурака и его возможные корни
Легенда об Иване, приведённая Ю. Ульяновым, повествует о герое, который, в отличие от первых двух попыток, смог обмануть Святогора [1]. Он превратился в кольцо, прибегнув к помощи птицы Гамаюн.
Птица Гамаюн имеет мифологические параллели с персидской птицей Хумай (Huma), символизирующей счастье [10]. Корень «hum» в этих словах (Гамаюн, Хумай) соответствует армянскому слову «hmayun» (;;;;;;;), что означает «предвещающий счастье» [6]. Более того, в «Авесте» указывается, что птица счастья обитает на озере Ван [4].
Предполагается, что трансформация термина «Ван» в «Иван» привела к изменению первоначального смысла «победитель» на образ «Ивана-дурака». Эта трансформация, возможно, имеет дохристианские корни, связанные с ранним периодом славянских и армянских контактов.
Киев и династия Багратидов: гипотеза о «Самбате»
Зеноб Глак, армянский историк IV века, в своей «Истории Тарона» упоминает об основании Киева тремя братьями — Куаром, Ментеем и Хереаном [11]. Эта легенда коррелирует с летописным преданием о Кие, Щеке и Хориве. Кроме того, название Киева — Самватас, упомянутое Константином Багрянородным, вызывает ассоциации с именем Самбат (Шамбат) [12].
Имя Смбат (Шамбат) впервые встречается в V веке до н. э. как имя армянского полководца, который стал родоначальником династии Багратидов. Надгробная надпись, найденная в Константинополе, упоминает некоего Хилбудия, «сына Санбата». Это позволяет предположить, что имя Санбат было известно и имело значение среди антов, что связывает его с названием Киева.
Заключение
На основе проведённого анализа можно заключить, что многочисленные лингвистические и мифологические совпадения между армянской и русской культурами не могут быть случайными. Эти данные свидетельствуют о глубоких и древних контактах, которые нашли своё отражение в эпосе и топонимике. В свете армянской философии словообразования, имя Иван может быть интерпретировано как «во имя создателя, который на верху», что придаёт образу этого героя новое, сакральное значение, отличное от общепринятого.
Данное исследование является отправной точкой для дальнейшего изучения скрытых связей между этими культурами.
Библиография
Ульянов, Ю. (2015). Армянский след в русском эпосе. Ереван: Издательство «Арев».
Фазлаев, Р. (2014). Древнерусские былины и их исторические корни. Санкт-Петербург: Нева.
Смит, Дж. (2015). Этимология и мифология в сравнительном языкознании. Лондон: Оксфорд Юниверсити Пресс.
Свен, Л. (2010). Авеста: священные тексты зороастризма. Москва: Центрполиграф.
Григорьев, В. (2016). История Армянского царства. Ереван: Зинд.
Айвазян, С. (2012). Древнеармянский язык: лингвистический анализ. Ереван: Луйс.
Багдасарян, А. (2016). Топонимика Армении. Ереван: ЕГУ.
Комаров, И. (2008). Происхождение названий городов Восточной Европы. Москва: Вече.
Линч, Т. (2013). Индоевропейские корни: словарь. Нью-Йорк: Колумбия Юниверсити Пресс.
Азимов, С. (2005). Мифология Среднего Востока. Тегеран: Азади.
Глак, З. (2007). История Тарона. Ереван: ЕГУ.
Константин Багрянородный (2015). Об управлении империей. Москва: Наука.
28.03.2016г.
Свидетельство о публикации №216033002505