Армянский след постоянно будет сопровождать героев

                Ваны  или Мы, Иваны, не помнящие своего родства...
                Ю.Ульянов
    Армянский след постоянно будет сопровождать героев русских былин и рассказов .
    Анализируя авторские тексты  Ю .Ульянова мы закрепим данное предположение
               
                А.Мкртчян


До того как рассмотрим смысловую палитру терминов ван/иван обратимся к былине <ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СВЯТОГОР>

…. А повыдернул он Святогора из сырой земли!
Тут садился Святогор да на добра коня,
И поехал он по чисту полю,
Он ко тем ко горам Араратским;
Утомился Святогор да он умаялся,
И заснул он на добром коне,
Он заснул крепким сном да богатырским.....

   И так, из былины <ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СВЯТОГОР мы узнали>, Святагор знает и Армению и Араратские горы.
   
   Дадим краткий обзор термина ВАН . Ван— приставка к нидерландским фамилиям.Ван— титул правителей государств и княжеств в Китае, Корее (термин ВАН зафиксирован на дальнем востоке в эпосе /сангук юса / Вануни, Хван.) и Монголии.Ваны— боги в германо-скандинавской мифологии. война /ванов и асов/ в книге Авеста как \зерван или зерван акарна\ .В Армении как крепость ВАН/Тушпа столица армянских царей в протяжении 700 лет (до н.э).Ванская крепость резиденция армянских  царей. Во времена правления царя  Руссы II (685—639 годы до н.э.) столица армянского царства была перенесена из Вана в крепость Руссвхинили. Термин ВАН в армянском языке имеет значение обитель ,жиле а так же имеет значение оттолкнуть ,победить. В обратном чтении имеет значение корабль/ковчег.
   В Армении со словом Ван есть много топонимов в числе которых центральное значение имеут ,Нахиджеван , Иджеван, ванакан ,ванк ,Севан \озеро\. В терминах Нахиджеван , Иджеван скрытые некоторые детали , раскрытие которых дадут нам возможность понять глубинные и скрытие значения термина Ван.«Через семь дней Ной выпустил с тою же целью голубя… Принеся затем жертву Господу Богу, он вместе с сородичами своими устроил жертвенный пир и там в Нахиджеване был похоронен Ной. Термин Нахиджеван состоит из трех частей Нах\ идже\ван со значением сначала\Нах\ спустился \идже\ в Ван.  «Нах идже ван » имеет уточняющий смысл и указывает на то обстоятельство что, тот который спустился сначала остановился в Ване
    Второй термин Иджеван, состоит из двух частей Идже\ван, со значением спустился \идже\ в Ван.Термин Иджеван, имеет утвердительное указательное значение и как бы прямо указывает, он спустился в Ван . Ереван (правильная форма Ериван ) \ере\ери\ мужской обитель или место где живут мужчины победители, войны/Ваны.
   Термин ванакан(монах или религиозный отшельник ) состоит из трех частей ван\а\кан первоначальное значение есть мужчина победитель. Термин ванк имеет значение, место для мужчин победителей где \к \q \ ;\ указывает на собирательность .
    И так данный материал дает возможность сделать первый вывод, Ван это место царей а как личность Ван это мужчина победитель и правитель. В работе  Ю. Ульянов указал что, \Воин Ван считается внуком Перуна\ по традиции имя Перун имеет значение «бьющий, ударяющий, разящий (громом и молнией)» возможно это его последнее значение . Если Перун бог-громовержец то он должен иметь связь с другими богами громовержцами то есть первыми на что указывает \Пер\ первая часть термина .В данном контексте совпадают со значениями праиндоевропейское *per;(;)nos «гром, бог-громовержец» и праиндоевропейское *per;n(V) «гора». Если синтезировать эти значения то мы получаем следующую картину \первый на горе или per;nos per;n\ .Естественно этот бог несет гром и молнию которым он пользуется при необходимости в этом  смысле и сохранен в армянском языке . Перун (;;;;;;,;;;;;;) в армянском языке буквально обозначает носящий .
   Далее Ю.Ульянов нам расссказывает \ Ван (Иван), влюбившись в дочь  Святогора Красавицу  Мерю, просит  у Бога её руки. Святогор  разгневавшись,  что  какой-то  смертный  просит  выдать  за него свою дочь, поставил условие –если Ваня  спрячется от него три раза и хотя  бы раз Святогор  его  не  найдёт, то  тогда  свадьбе быть.  Первый  раз Ваня  обернулся  вязом  в  лесу, второй  раз  звездой  на  небе, но оба раза  был  найден  Святогором  при  помощи  «Вещерской книги».В третий  раз  Ваня  попросил  птицу Гамаюн  помочь  ему  спрятаться. И Она дала Ивану три своих пера. Ваня помаха  перьями над  «Вещерской книгой»  и приказал  ей  молчать, а  сам  обернулся  кольцом  на  руке  Мери. Святогор не  нашёл  Вана, отдав ему  в  жёны  Мерю,  а книгу  с  досады  сжёг. От  этого  брака родился у них сын –Садко./
   В этом абзаце для нас интересна птица Гамаюн .Птица Гамаюн изображалась с женской головой и грудью,восточнославянской мифологии   сказочная райская птица, поющая людям божественные песни и предвещающая будущее тем, кто умеет слышать тайное. Аналог — птица Гамаюн Хумайя. Вероятно происхождение как слова Гамаюн, так и мифологии из других мифологии (Хумай - перс.;;; ’huma’, murg-i-humay’un-bal- «птица,  предвещающая счастье». В Авесте сказана древа жизни и птица счастья находятся в озере Ван. Теперь обратимся к словам \Гамаюн,Хумай ,huma и humay’un\ с точки зрения словообразования в этих словах основа hum со значением предвещающая счастье в армянском языке это(hmayun \ ;;;;;;;) :
    С именем Ван боле мене все понятно и в целом мы согласны с утверждением Ю.Ульянова \ «ВАН» означает –Победитель. Однако, в более древнем и сакральном значении, «Ван» не просто Победитель, а Победитель Тёмных Сил\ . Получается после добавлении к \Ван\ букву \И\ кто то захотел изменить смысловое значение Ван и в результате получился другой непобедимый герой но со странностями. 
  Ю.Ульянов твердит \что теперь понятно, почему у Христианских попов ИВАН считается- Дурачком\ трудно не соглашаться с автором, на наш взгляд проблема имеет до христианские корни и он относится к IVвеку.Зеноб Глак (арм.;;;;; ;;;;) — армянский историк автор «Истории Тарона». Традиционно считалось, что Глак жил в IV веке.Летописец рассказывает в летописи о построении Киева тремя братьями Кием, Щеком и Хоривом и сестрою их Лебедю.Легенда эта была записана армянским историком Зеноном Глаком как легенда об основании Куара (Киева) в стране Полуни (полян) Куаром, Ментеем и Хереаном.Так возник легенда о Кие, Щеке и Хориве, основателях Киева.
     Здесь дадим пояснение Лебедь на немецком schwan слово созвучно с называнием озера Севан.По некоторым данным германские племена жили у озера Севан.И так получаем следуюшую картину сестра носила имя Вануи или Ванеса что, ровно Лебедю и schwan с основой Ван.
   О Киеве сообщают Константин Багрянородный. Киев, как и Русь, был городом, «ведомым и слышимым во всех концах земли». Константин Багрянородный сообщает, что однодневки русов «собираются к Киевской крепости, называемой Самвата...». Это слово пытались объяснить и из славянских языков («совода», соединение вод Днепра и Десны, «сб-мать» городов русских) и из языков венгерского («szombat» в значении городов и местечек), скандинавского («se stapr aer sambatasi»— «место, где собираются лодки»), франкского, литовского, армянского («Sambat» — имя собственное), арабского, финского («sampatasa», что означает «пограничный камень» или «пограничная равнина»). Непосредственно хазарское происхождение наименования «Самват» кажется понятным, частичка «сам» часто употребляется хазарами для обозначения населенного пункта Самкерц , Семендер и др. Слово как «bat» в тюркском языке.
   Довольно интересную версию предлагает Рыбаков .Рыбаков указывает на найденную в 1902 г. в Константинополе надгробную надпись, гласящую:«Здесь погребен Хилбудий, сын Санбата, умерший месяца ноября индикта 7. Супруга Хилбудия». Судя по индикту, Хилбудий, сын Санбата, умер в 529 г. Вполне вероятно, что погребенный здесь Хилбудий тождественен с антом Хилбудием, описанным Прокопием. В таком случае имя отца Хилбудия Санбат  приобретает особый интерес в связи с названием Киева «Самбатас». Сам Хилбудий несколько напоминает летописного Кия — и тот й другой пытались вместе. с антами («с родом своим») поселиться на Дунае, но оба были вынуждены оставить Дунай из-за конфликтов с местным населением. Вероятно эта надгробная надпись связана с могилой известного анта Хилбудия, датировка  приблизительно верна, возможно в могиле покоится прах известного нам Хилбудия, ибо  Хилбудий убит в 534 г. Очевидно  что, погребен в этой могиле видный ант, сын Санбата. Следовательно, имя Санбат, близкое наименованию Киева Самбатом.
    Теперь обратимся к имени Смбат\ Санбат\ Самбатас .В истории первый раз с именем Смбат или Шамбат мы встречаемся при взятие Иерусалима ари\армянскими войсками под предводительством персидского царя 500 до н.е. ,после завоевания Иерусалима начальником крепости был назначен военачальник Смбат\ Шамбат который стал родоначальником царской династии Багратидов.   Конечно можно постоянно говорить о каких то совпадениях но когда материала становится много, тогда это уже факты а с фактами спорить пустое дело.По этому Козьма Прутков говорил, зри в корень ,тогда Иван буден не просто \и Ван\ в русском понимании а будет Иван то есть \во имя создателя который на верху \ в контексте армянской философии словообразования .


28.03.2016г.


Рецензии