Клод Лоррен
Клод Лоррен
Клод Лоррен родился в 1600 году в небольшой деревушке Шампани.
В тринадцать лет он уже потерял родителей. Он перебирается в Италию, в Рим благодаря своему дальнему родственнику.
Вероятно, случай помог ему попасть в мир искусства и через год он уже находится среди учеников Агостино Тасси, художника, знаменитого тогда фресковыми пейзажами и авантюрным характером. Клод безропотно выполняет чёрную работу – ведёт хозяйство, моет кисти и растирает краски в «уплату» за знания, которые он получает от маэстро. Видимо, Тасси направил его в Неаполь к художнику Готфриду Вальсу, у которого Клод прозанимался два года.
С помощью этих двух педагогов Лоррен изучил ландшафтную живопись, морской пейзаж (марину), перспективу и архитектуру. Они дали Клоду основательную теоретическую и практическую базу, обучили различным живописным техникам и приёмам.
В Риме было много творений прошлого и настоящего. В этот Вечный город приезжали из разных стран сотни знаменитых и малоизвестных художников.
Живя на улицах Дела Кроче, Бабуина и Маргутта, Клод оказался в самом центре поселения северных, главным образом голландских живописцев. Очень энергичных и деятельных, основавших художественное содружество «Бент».
Клоду нравился Питер ванн Лар – глава этого содружества. Питер ванн Лар изображал пёструю многоликую жизнь обитателей римских улиц.
Но ещё ближе ему по сердцу было искусство франкфуртского живописца Адама Эльсхеймера, работавшего в Риме ещё до приезда Клода. С картинами этого мастера, всегда одухотворёнными, несущими начало идиллического пейзажа, Лоррен, вероятно познакомился, ещё находясь в мастерской Тасси.
Его привлекала особая красота ландшафта, построенная на сочетании интимной и в то же время возвышенной природы со сложным изменчивым освещением.
Среди «бентовцев» было много последователей Эльсхеймера. Идиллический жанр на фоне римских руин получил самое широкое распространение. Меланхолические, величавые развалины, живописная растительность, пастухи, стада, тепло южного солнца заполняют картины итальянцев и чужеземцев. Их пишут даже те мастера, которые никогда не были в Риме. Неудивительно, что своим поэтическим и эмоциональным настроением этот жанр был особенно близок Клоду Лоррену. Он сыграл немалую роль в формировании его образного строя.
Однако самым ярким и значительным событием в творческой и личной жизни Лоррена явилась его дружба с Иоахимом Зандрартом, немецким художником, прославившимся жизнеописанием лично известных ему европейских мастеров того времени. Зандрарт и наиболее достоверно зафиксировал биографические данные о Лоррене. Они жили вместе с 1629 года. К сожалению, биография Лоррена обрывается на 1635 году, когда Зандрарт уезжает из Италии.
Много сделал он для Лоррена: обучил его мастерству гравюры, приучил к пристальному и любовному изучению природы. Вдвоём, а иногда вместе с Питером ванн Ларом или со знаменитым Пуссеном отправлялись они в окрестности Рима или глухие уголки Римской Кампаньи делать наброски с натуры. Сохранилось множество рисунков Лоррена, будто выполненных сегодня, поражающих пленэрной свежестью и достоверностью изображённых мотивов. В них каждый камень, каждое дерево, травинка несут на себе солнечный свет, а далёкая гряда гор растворяется в насыщенном тёплом воздушном просторе.
Клод Лоррен писал не только с натуры, он много наблюдал, запоминал, впитывал в себя, что мог с закрытыми глазами нарисовать то, что видел и знал. Художник мог сам на холсте нарисовать любимый им скалистый дуб, потому что постиг его древесные тайны, законы его развития и роста, контакта с окружающим миром.
Лоррен отбирал самые прекрасные творения природы и сочетал их согласно эстетическим принципам и вкусам. Подобно Рафаэлю, красота женских образов которого состояла из сплава прекрасных черт конкретных красавиц, Лоррен строил свои пейзажи из полюбившихся ему деревьев, скал, небес, вод и фантастических строений.
Он создавал картины, в которых воплощал образ прекрасной Италии – безмятежной, элегической, возвышенной. К такому гармоническому совершенству художник приходит не сразу. Одна из его первых картин «Морская гавань» (1635, Лувр) кажется рождённой странным сновидением: рядом с всемирно известным Капитолием, на месте ещё незаконченного строения – прямо в центре Рима – плещется море с кораблями.
В дальнейшем он отбирает для своих гаваней круглые, полуразрушенные башни маяков, величавые порталы неведомых барочных строений, столетние деревья, море с каравеллами и фелуками, берег с фигурками людей и всё объединяет, оживляет удивительно правдиво переданным освещением. Он умеет создать впечатление недавно поднявшегося солнца, которое заливает, пронизывает, окрашивает золотисто-розовым сиянием всё, вплоть до голубизны моря и зелени листвы. Он умеет передать перламутровую пепельность вечера и наступление ночи с её таинственным полумраком.
При жизни художника его пейзажи получали своё название в зависимости от изображаемой сцены. Однако в дальнейшем сами пейзажи подсказали владельцам картин другие более подходящие названия. Так четыре замечательных полотна кисти Лоррена, принадлежащие Эрмитажу, мы знаем теперь под названиями четырёх времён суток – «Утро», «Полдень», «Вечер», «Ночь». Они были подобраны из отдельных работ на основании необычайной выразительности переданного в них состояния природы.
Люди не играют большой роли в ландшафтах и маринах Клода Лоррена. Кажется, они стараются как можно тише и незаметнее вести себя в пейзаже, чтобы не нарушить его одухотворённо-торжественного состояния. В некоторых произведениях, наиболее гармоничных, величавая грандиозность природы как бы смягчена благосклонным отношением к людям, она покровительствует мифологическим героям – сейчас мимо лазурного берега проедет на быке красавица Европа, и здесь же могут найти себе приют влюблённые Ацис и Галатея.
В некоторых ландшафтах и маринах люди – случайные пришельцы, робкие гости, особенно в библейских и религиозных сценах, где фигуры необычайно малы, главные герои теряются в толпе. Лишь местные жители – рыбаки, грузчики, поселяне, - занятые своим делом, теснее увязаны со всем, что их окружает.
Лоррен знал, что пейзаж может обойтись без людей, но вот покупатели не хотели приобретать ландшафты без фигур. Художник умел, но не любил, подобно Левитану, Коро, да и Агостино Тасси, писать фигуры в пейзаже. Когда Лоррену надоедали с этим, он отшучивался: «ведь я их вам даю в придачу» (к пейзажу).
Клод Лоррен был спокойным, уровновешенным человеком, несмотря на тяжёлую болезнь, мучившую его всю жизнь. Второй биограф Клода, итальянец Бальдинуччи, пишет о нём: «Этот во всём умелый художник был другом хороших нравов. Он никогда не марал своей кисти недостойными сюжетами… Он был дружен и жил в мире со всеми». Зандрарт сохранил для нас сделанный им в гравюре портрет своего друга – в нём поражает отсутствие всякой позы, тщеславия, на нас смотрит человек простой, сердечный и даже застенчивый.
Дневников или писем Лоррена не сохранилось. Всю красоту своей души он вложил в картины. В них ясность, спокойный и доверчивый взгляд на мир, хотя он жил в Италии далеко не в лучший период её истории. Он был поглощён своим искусством и писал картину за картиной. А сколько гравюр, рисунков, росписей фресок, сколько лет отданных изучению искусства и природы!
Его творческий путь развивается ровно, накапливается мастерство, растёт совершенство. Первая известная датированная работа относится к 1629 году. В 1631 году он уже выполняет картины по заказу Людовика XIII, затем заказчиками Лоррена становятся римские папы, кардиналы, герцоги. В 1633 году его принимают в члены академии ди Сан Лука, однако, когда в 1654 году ему предложили звание ректора академии, он отклонил предложение.
Событий в его жизни было немного. Единственный раз он покидает Италию в 1625-26 годах, чтобы побывать на родине. Но возвращается разочарованным. Там он не нашёл ни приюта, ни своего призвания. Он пробовал расписывать церкви, но трагическая гибель его знакомого позолотчика, упавшего с лесов, окончательно побудила его вернуться в Рим. Он любил своих французских родственников, помогал им. Вызвал своего племянника к себе для помощи в мастерской и по хозяйству, так как не был женат, хотя имел обожаемую дочь Анес Желе, которая родилась в 1653 году и стала его единственной наследницей.
Клод Лоррен скончался 23 ноября 1682 года и был погребён в церкви С. Тринита деи Монти на Пинчо, близ которой прожил всю жизнь. Однако после разграбления церкви наполеоновскими войсками его останки в 1880 году были перенесены в С.Луиджи деи Франчези, где он покоится и поныне рядом с Никола Пуссеном.
При жизни они тоже жили рядом – на одной улице. Оба были французы, одного поколения, однако близки не были.
Клода Лоррена обычно относят к представителям французского классицистического искусства. Его искусство укладывается в рамки классицизма, но и выходит за его пределы.
Если классицизм опирается на образ человека, чьи чувства всегда подчинены рассудку, то искусство Лоррена в первую очередь обращено к чувствам и настроению зрителей.
Клод Лоррен завершил особую линию развития римского пейзажа своего времени. Его пейзаж – итальянский (и по школе и по натурным объектам), его трудно оторвать от итальянского искусства XVII века, трудно отдать Франции, с которой он связан лишь подданством.
Он создал лирический, элегический пейзаж итальянской природы. Гёте, безгранично ценивший Лоррена, открыл его заново для XIX века и для наших дней. «Клод знал реальный мир наизусть, до мельчайшей детали, и он использовал его как средство для выражения мира своей прекрасной души», - писал он о художнике.
Картины Лоррена находятся во многих странах мира. Богатейшее собрание его произведений хранится в музеях и частных коллекциях Англии, где собирание его картин проводилось в течение XVIII и XIX столетий.
Богатейшая коллекция великолепных полотен и рисунков Лоррена находится и в России. В одном только Эрмитаже насчитывается двенадцать, тогда как в Лувре лишь шесть. Пять полотен принадлежит музею изобразительных искусств им.А.С.Пушкина в Москве – картины зрелого периода мастера и среди них знаменитая «Похищение Европы» (около 1655).
Свидетельство о публикации №216033000399