Булочки

Одно из самых больших удовольствий моих детства и юности – это просыпаться от запаха бабушкиных булочек. Моя бабушка Федосья Павловна, баба Феня, или, как я её звала, бабуля пекла всегда, в любое время года, но почему-то вспоминается первая зима моего студенчества.

Дом у нас был холодный, ставился и собирался он давно, из материала другого, купленного в деревне, дома. Когда я, студенткой, жила у бабули с дедулей, то дедушка уже болел и на капитальный ремонт сил не хватало…

Но как же хорошо было просыпаться в моей промерзшей узкой комнатке от сладкого аромата бабушкиной сдобы! Поеживаясь от холодного воздуха, быстро одеваться и бежать на кухню, где уже ждали красивые, румяные, удивительно мягкие и вкусные-вкусные булочки. С яблочным «магазинным» повидлом, с домашним смородиновым и брусничным вареньем и мои любимые – обсыпанные сахаром. Их хорошо было есть и с холодным молоком, и с горячим крепким, забелённым сливками чаем… Это было утро-праздник! И такие праздники случались в нашем доме не реже двух раз в месяц.

Бабушка пекла обычно очень много – на всю родню. Для семей детей, сестры, брата, племянников… Если булочки не «уходили» в первый же день, то зимой их выносили на веранду, где они, промерзая на 40-градусном морозе, сохраняли свой необыкновенный вкус, становясь ещё и рассыпчатыми. Мне нравилось, когда булочки заносили с мороза в дом к чаю, есть их не совсем растаявшими и оттого имевшими запах холода и привкус мороженого. Бабушка немного ворчала, говорила, чтобы я подождала, пока булки хоть чуть-чуть «отмёрзнут», иначе у меня опять заболит горло…

Вообще выпечка хлеба, сдобных булочек, пресных сладких калачей, пасхальных куличей... – это был целый ритуал. На первое место всегда ставилось настроение, при котором заводилось тесто, и душевные качества тех, кому эта стряпня предназначалась. Даже если печиво не было приурочено к «именным» праздникам, бабушка загадывала «на кого» она печёт. Она не высказывала это открыто, но всё равно проговаривалась, когда замешивала и "перебивала" поднимавшееся тесто, раскатывала его, давала «растрагиваться» уже положенным на лист и готовым для отправки в разогретую печь калачам и булкам. «Ну вот, – могла сказать баба Феня, глядя на выходившееся гладкое блестящее тесто, – Мишка-то у нас (зять младшей дочери) хоть и шебутной, но не вредный, тесто вон как хорошо поднималось». Поскольку у бабули почти не бывало неудач в её кулинарном деле, то получалось, что все наши родственники были как минимум «невредные».

Бабушка считала, что нельзя жадничать, когда заводишь сдобное тесто. Нужно, чтобы и яиц было побольше, и молочка, надо и маслица растопить, и сахара не жалеть... «А самое, главное, –  говорила бабуля, – тесто любит добрые руки».

…Мне и сейчас иногда кажется, что я чувствую в морозном воздухе начинающейся зимы сладкий тёплый запах бабушкиных булочек.


Рецензии
Добрые ручки везде нужны, и булочки испечь, и написать об этом. Жена моя печёт такие булочки, но о замораживании не знали. Попробуем.Спасибо!

Михаил Памшев   04.04.2016 17:15     Заявить о нарушении
Спасибо! Для меня запах этих булочек - это запах детства.

Татьяна Бернюкевич   09.04.2016 10:31   Заявить о нарушении