Воскресенье 2-й недели Великого поста
Во второе воскресенье Великого поста совершаем память архиепископа Фессалоников Григория Паламы. Это был сын невечернего Света, воистину Божий человек, священнослужитель Церкви и чудный послушник божественного. Григорий происходил родом из Азии, родители его были аристократами. Он в своей жизни не столько старался о том, чтобы украситься добродетелью и учёностью по внешней форме, но гораздо более о том, чтобы укреплять Божией благодатью внутреннего человека, то есть, свою душу. Отец Григория умер, когда он был ещё совсем маленьким, мать же воспитала всех детей в соблюдении Божиих заповедей, в изучении Священного Писания и отцов Церкви. Кроме того, она считала важным дать им хорошее образование, посылала их обучаться к учителям человеческой мудрости. Григорий имел от природы хорошие способности, и, приложив большое усердие к занятиям, вскоре стал учёным человеком.
Когда ему исполнилось двадцать лет, он решил, что раз всё земное, подобно сну, проходит, то лучше обратиться к Источнику и Подателю всякой премудрости Богу. Григорий, желая для достижения совершенной жизни, всего себя отдать в послушание Создателю, сообщает о своём богоугодном желании матери. Открыв ей свою горячую любовь к Богу и великое усердие к духовной жизни, он обнаружил, что она и сама давно желала духовного совершенства, а потому обрадовалась его желанию не меньше, чем он сам. Мать, собрав детей, говорит с радостью: «вот, я и дети, которых мне дал Бог» (Ис. 8,18). Выяснив у них, что они считают наивысшим благом, мать открыла им намерение их старшего брата Григория, который обратился к братьям и сёстрам с наставлением. Однако ещё до этого он понял, что все они убеждёны в правильности такого шага, и готовы последовать вслед за ним, чтобы проходить монашеское житие в любви к Богу.
Раздав, по слову Евангелия, своё имение убогим, и оставив без всякого сожаления, царские милости, а также, бывающие во дворцах, почёт и уважение, Григорий последовал за Христом. Мать и сестёр он определил в женский монастырь, а сам с братьями отправился на знаменитую своей святостью гору Афон. Там он убедил своих братьев расселиться по разным обителям, вероятно ввиду того, что обстоятельства не давали им возможности находиться всем вместе. Себя он, тем временем, отдал в послушание чудному старцу по имени Никодим, который жил безмолвно и служил одному только Богу. У него он опытно научился исполнять заповеди и совершать добродетели во смирении души, познав, в тайном откровении, непреоборимую помощь и заступничество Пресвятой Богородицы. По отшествии старца к Богу, Григорий прожил несколько лет в великой лавре, где с огромным усердием старался стяжать совершенный разум. В конце концов, склоняясь к безмолвию, он ушёл из лавры и стал отшельником. Умножая в себе ревность по Богу, и желая всегда с Ним пребывать, Григорий вёл крайне суровый образ жизни. Прилежно упражняясь в непрестанной молитве, Григорий преуспел в аскетическом подвиге. Молитвой он победил свои животные инстинкты и греховные помыслы, и, постоянно возвышая ум к Богу, размышлял о божественных предметах. Наконец, с Божией помощью, Григорий победил все демонские нападения и, очистив душу всенощными молениями и потоками слёз, стал избранным сосудом даров Духа Святого, удостаиваясь при этом частых богоявлений.
Из-за турецких вторжений оставив пустыню, Григорий перебрался в Фессалоники, где, устроив скит в Веррии, продолжил монашеские подвиги. И это несмотря на то, что ему, по необходимости, приходилось вступать в общение с некоторыми горожанами. Совершенно очистив душу и тело, Григорий, по Божьему определению, принял священный сан. Совершая священнодействия, он был подобен ангелу и находился в состоянии духовного восторга. Одним своим видом умилял Григорий души людей, видевших его, да и в реальности был великим, живущим по Богу, духоносцем. Причём, таким он был признан даже людьми, обращающими внимание только на внешнее, поскольку, имея власть над демонами, избавлял одержимых ими от прелести и коварства, знал способ, как бесплодные деревья сделать плодоносными. А, кроме того, был украшен и другими дарами Духа Святого, так, что даже будущее провидел.
Чтобы противостоять искушениям, достаточно нашей воли, но победить их окончательно не во власти человека. Ведь без искушений невозможно достигнуть нам совершенства или стать исповедниками веры. (Человек становится совершенным, когда в творении добра совмещаются и намерения его и дела). Потому-то и попускалось великому Григорию впадать часто в различные искушения, проходя через которые, он становился воистину совершенным. Невозможно описать, каким он подвергался отовсюду демонским козням, клевете и наветам на него новоявленных богоборцев, сколько претерпел от них несчастий и скорбей, подвизаясь в благочестии, в течение 23 лет. Из итальянской области Калабрия прибыл некто Варлаам, который набравшись отвлечённых знаний, стал размышлять о высоких предметах. И, решив, что его уму всё подвластно, начал вести лютую войну против Церкви и твёрдо придерживающихся православной веры. Общую благодать Отца, Сына и Святого Духа, свет будущего века, которым праведные воссияют, как светила (как Христос показал это, просияв на Фаворе), а также вообще всякую силу и действие Триипостасного Бога, всё, что отличается от Божественного Естества, он безумно назвал тварным. Православно же мыслящих о нетварном свете, как о несозданном, как и о всякой силе и действии Бога, не добавляющих ничего нового к сущности Божества, именует он в своих речах и пространных трактатах двубожниками и многобожниками. Так же, как называют православных, например, иудеи, ересиархи Савелий и Арий.
Григорий, как поборник и знаменитый защитник Православия, который раньше иных начал бороться против этой ереси, и был даже за это оклеветан, по призванию Церкви, прибыл в Константинополь. Царь Андроник, который был четвёртым в роду Палеологов, вступившись за Православие, собрал священный Собор, на который был призван и Варлаам. Великий Григорий, исполнившись Духа Святого, и получив необоримую силу свыше, заградил уста Варлаамовы, говорящие против Бога. Отвергнув Варлаамову клевету на истинное Православие, Григорий одержал над ним полную победу. В своих выступлениях и писаниях, исполненных огненного Духа, святой Григорий попалил эту ересь, превратив её, подобно терновнику, в пепел. Враг благочестия Варлаам, не вытерпев позора, убежал к латинянам (католикам), откуда и прибыл. Затем святой Григорий на Соборе изобличил также сочинения Поликиндина, аргументировано разбив его доводы. Однако усвоившие себе это пагубное учение и после Собора не прекратили свои нападки на Православие.
Одержав эту победу, святой Григорий, движимый, как многочисленными уговорами священного Собора и царя, так и повинуясь Божественному велению, принял сан архиерея и стал епископом в Фессалониках. После этого, он терпеливо выдержал ещё более сильные, чем прежде, нападки, защищая православную веру. У Варлаама и Акиндина появилось много свирепых преемников, которые писали трактаты и сеяли лукавые учения. Григорий не раз, путём чрезвычайных усилий, в период правления трёх царей и трёх патриархов, своими выступлениями на множестве Соборов и богодухновенными писаниями, неоднократно опровергал их, обличал и в конце концов, победил окончательно. Впрочем, наиболее упрямые из них остались непреложными в своих заблуждениях, не боясь даже высшего суда. До сего дня проявляются порой остатки различных, давно разоблачённых святыми отцами, ересей, не говоря уже об упорстве иудеев, продолжающих неистовствовать против Христа. Такие победы одержал, защищая Православие и вразумляя нечестивых, великий Григорий.
По промыслу Божиему, он посылается учителем на Восток. Дело было так. Его, как старейшего, направили из Фессалоник в Константинополь, чтобы он помог прекратить, развернувшуюся за царский престол, междоусобную брань. Однако, в пути его неожиданно захватили турки, у которых он в течение года находится в плену. Условия содержания его при этом были довольно терпимые, так, что, даже переходя с одного места в другое, из города в город, он имел возможность проповедовать Евангелие. Твёрдых Григорий ещё больше убеждал держаться евангельской веры. Колебавшихся и недоумевавших о происходивших тогда церковных спорах и событиях, богомудро вразумлял и наставлял, отвечая на их вопросы. Кроме того, он нередко вступал в смелые споры с иноверцами, известно, например, что он вел вероучительные беседы с сыном турецкого эмира. Отвечал на вопросы о Магомете, высказывался по поводу других спорных мнений, предложенных оппонентами. Говорил с отпавшими от православной веры еретиками, которые нападали на наше учение о боговоплощении, почитании честного Креста и святых икон. При этом говорил так, что одни дивились ему, другие горячились так, что готовы были его растерзать. Более того, некоторые уже поднимали руки, чтобы совершить убийство, но, по Божиему промыслу, в надежде получить за Григория выкуп, они оставили его в живых.
Бескровный мученик был выкуплен христианами, великий Григорий со славою вернулся к своей пастве. К иным великим дарованиям и достоинствам, которые имел архиерей, украсился он также язвами Христовыми, нося, подобно апостолу Павлу, на себе раны Его. По отношению к Богу и божественным предметам он был, без сомнения, первенствующим среди всех. А какой характер он имел, как человек? Он превзошёл всех кротостью и смирением, не держал ни на кого зла, всегда пытался добром воздавать согрешающим против него. Никогда не принимал участия в разговорах, обращённых против кого бы то ни было, во время испытаний не терял великодушия, был выше тщеславия и удовольствий. А, кроме того, Григорий всю жизнь оставался небогатым, будучи умеренным во всех потребностях естества. Несмотря на то, что ему в жизни пришлось пережить плен и много иных бед, Григорий остался образцом безмолвного терпения и ясности духа. Обильные дары божественной благодати запечатлелись на нём так, что его святость была очевидна даже по внешнему виду. В нём всегда была заметна сосредоточенность и внимательность. Его глаза никогда не испытывали недостатка в слезах, тем не менее, он желал иметь их сугубый источник. Таким образом, с ранних лет до конца жизни он до крови подвизался против страстей и демонов, и изъяснил в своих проповедях и сочинениях православную веру, изгнав из Церкви еретиков. Он как бы завершил и запечатлел всё, предшествовавшее ему, богодухновенное писание, так что оно стало высшим завершением, печатью богословия. Высшим свидетельством, венцом истины стала и сама его жизнь.
Вернувшись из плена, Григорий ещё 13 лет апостольски, богоугодно окормлял свою паству в Фессалониках, управляя её в Царство Божие. Он говорил прекрасные нравоучительные проповеди, многие из которых дошли до нас, поэтому он стал руководителем не только для современников, но и для будущих поколений христиан. Наконец, в 1362 году, прожив около 63 лет, он отошёл к небесной жизни. Предав дух свой в руки Божии, он оставил пастве своё нетленное прославленное тело (святые мощи), как наследство и бесценное сокровище, которое и ныне почивает в Фессалоникской митрополии. Ежедневно приходящие к его мощам получают по своей вере исцеления от болезней и чудесные благодеяния, о чём хранится немало свидетельств.
Того молитвами, Боже, помилуй нас. Аминь.
Свидетельство о публикации №216033101531