Режица одна-единственная, в которой моё всё

Так через много лет ответил наш земляк  Юрий Валентинович Куликов, главный редактор журнала «Культурно-просветительная работа. Встреча» на риторический вопрос проезжавшего через наш город поэта Александра Блока «А что в ней, в этой Режице?». О Юрии Куликове «РВ» писали в марте 2003 года в статьях Татьяны Константиновой «Родной город: куда ни бросишь взгляд всё мило!» и Александра Гродзицкого «Золотые россыпи». В октябре этого года Юрий Валентинович вновь посетил родные места и согласился дать интервью для нашей газеты.
— Мы с вами встречались два года назад в Москве — теперь вот разговариваем на родной латвийской земле. Какова цель вашего  приезда в Резекне?
— Прежде всего — я приехал поклониться родным могилам моих предков. Сюда привела меня и  память детства, память о прекрасных людях, которые меня воспитывали и научили любить родину.  Вообще-то родовое гнездо по маминому  корню — это деревня Дворище, что находится в Рунданской волости, недалеко от Эзерниеков. Несколько лет назад я взобрался по осыпавшимся кирпичным ступеням на колокольню Ближневской моленной, построенною в 1905 году, и, разглядывая колокол, отлитый на московском заводе братьев Самгиных, к немалой своейо радости обнаружил, что из семи фамилий вкладчиков, начертанных на колоколе, две принадлежат Лосевым – моим предкам по линии бабушки Анны Панфиловны Алексеевой: её мама (моя прабабушка) Александра была из рода Лосевых.
Потомков  из этого почтенного староверского рода (братья-родоначальники по прозвищу Лоси поселились на берегу озера Бижу в ХУ111 веке), наверное, можно найти и в Липушках. Там жила сестра моей бабушки Евфимия, вышедшая замуж за Софония Григорьевича Ентарёва. Я не раз к ним приезжал вместе с дядей  моим Николаем Матвеевичем, чтобы помочь им заготовить дрова. Сколько воды утекло с тех пор! Чета Ентаревых давно уже упокоилась на Убоговском кладбище,  хутор же   зарос бузиною…А в Тевини похоронены дедушка Матвей Никитович, бабушка Анна Панфиловна и дядюшка, родной брат мамы Николай Матвеевич Алексеев. Сегодня мы вместе с Василием Лукьяновичем и Наталией Софоновной Закутаевыми, приютившими меня в этот приезд (сердечное им спасибо!), добрыми знакомыми семьи Алексеевых,  посетили Тевинское кладбище. И они, и я поклонились могилам своих предков, помолились за упокой их душ.
- Расскажите подробнее, что же вас, живущего  уже более 50 лет в Москве, столь крепко связывает с нашим городом? Когда вы жили у нас? Сколь часто потом приезжали к нам?
 Жил я в Резекне в 50-е годы прошлого столетия. Моя мама Раиса Матвеевна, как только я немного подрос, уехала к отцу в Москву. И - слава Богу! - так получилось, что до школы меня воспитывали именно дедушка, бабушка и дядя. Благословенные года! И позднее вместо пионерских лагерей меня на всё лето отправляли к родным в Резекне. Когда-то я написал, что в этом городе моё всё. То же повторю и сейчас. Ведь в первые семь лет жизни в человеке, если можно так выразиться, закладывается программа его судьбы. Поэтому, видать, и тянет меня в Резекне. Скажу больше: проходит примерно год, и в душе закипает такая тоска по родине, что и работать невмочь. Не пишется! Значит настала пора прикоснуться к родной земле, припасть к родным корням, поклониться  «отеческим гробам».  В любви к ним, как сказал Пушкин, обретает сердце пищу.
Таково живительное чувство родины. Из чего оно складывается? Из чувства родного языка, из чувства родной истории и чувства родной природы. Всё это я обрел и полюбил здесь: и речушку Резекне, и «латгальское море» Разно, и скромные деревянные моленные, и маленькие погосты с «осьмиконечными» крестами,  и храм Рождества Богородицы  на самом высоком городском холме…  И, конечно же, добавлю, сколь ни покажется  это парадоксальным, и  Латгальскую улицу, увенчанную могучим красным костелом, и старинное еврейское кладбище, и развалины замков рыцарей-крестоносцев…  Какое богатство!  По моему глубокому убеждению, без чувства родины (его триединства!) не может состояться личность. Я знаю приезжих москвичей, дети которых родились и выросли в Москве, а глубокого чувства родины так и не обрели. Пасынки  мегаполиса!
— Но москвичи тоже  очень гордятся тем, что они родились именно в столице России!
— Да, всё это так. Но подлинными москвичами можно называть только москвичей в третьем поколении. Первое поколение, сколь бы ни гордилось, а чувством родины оно ещё бедно. Нет у него в Москве ни родных корней, ни родных могил, которые оно чтило бы с детства… И потом Москва  - сегодня самый крупный мегаполис Европы. Он целиком поглотил  «златоглавую и белокаменную»!  И сколь же, поверьте, трудно в этом современном Вавилоне обрести для сердца пищу!
— Давайте поговорим о другой причине вашего приезда. Насколько известно, вы и сами пишете о русской культуре в Латвии, и наших авторов публикуете в своем журнале. Расскажите о культурных, о творческих связях, приобретенных за это время.
— Сам-то я, увы, пишу сейчас совсем немного. Всё больше выполняю работы, как я их называю, административно-спасательные. Ведь журнал не коммерческий! Нет в нем ни жареного, ни острого, ни ужастиков, ни эротики, ни скандальных сплетен… Одним словом, ничего такого, чем современный обыватель щекочет себя «до крови». Издание не массовое, а значит и не доходное.  Оно рассчитано на достаточно высокий культурный уровень читателя. Но при всеобщем понижении (аж до ниже пояса!) современных культурных запросов наш журнал и не может быть массовым. Таков «заколдованный круг»! Но мы, как говорится, еще живы.
 Одному священнику я однажды пожаловался: «Батюшка, висим буквально на Божьей паутинке! Того и гляди  - оборвется!». Чем же он меня утешил? «А вы, - говорит, - не кощунствуйте: хоть и на паутинке, но зато на Божьей! За неё и держитесь! Она прочнее любого каната!». Как не поверить! Не дает унывать и дружеская, и творческая  поддержка латгальских авторов. Не считая отдельных публикаций, с их помощью мною было собрано и выпущено четыре целевых номера журнала, посвященных русской истории и культуре Латгалии.
 В историческом и культурном планах, наш край удивительно  богат и уникален. Здесь жили и творили выдающиеся личности. Их имена вписаны не только в историю Латгалии, но и в мировую историю. Достаточно назвать героя Отечественной войны 1812 года генерала Кульнева, адмирала Мофета, воспитателя будущего императора  Николая 11 ( ныне причислен к святым страстотерпцам ), авторов знаменитого «Козьмы Пруткова» братьев Жемчужниковых, художников Виноградова, Богданова-Бельского, Бекетова, исследователя старообрядчества и духовного подвижника Ивана Заволоко, меценатов Синицыных и Трубицыных, филолога и писателя Юрия Тынянова… Богатейший букет выдающихся имён! А какие культурные очаги были в Латгалии! Жоготское, Лоборжское имения… В довоенные годы здесь проводился съезд христианской молодёжи. Сюда приезжал и выступал с чтением своих произведений гениальный писатель Иван Шмелев. Неоднократно здесь гостил архиепископ Рижский и всея Латвии Иоанн (Поммер), могучий столп православия, ныне прославленный церковью в лике священномучеников.
 Я поддерживаю творческие и дружеские контакты с представителями творческой интеллигенции Латгалии. Веду переписку, мне присылаются материалы. В данном случае я выступаю как дирижёр оркестра. Так постепенно собирается новый «латгальский» номер журнала. Надеюсь – дай-то Бог! -   к лету  будущего года выпустить его в свет.
— Какова же была нынешняя программа вашего пребывания в Латвии и что уже удалось из нее осуществить?
— Я давно хотел поклониться  мощам священномученика Иоанна (Поммера). В день памяти этого святого – 12 октября – я побывал в Риге,  в кафедральном  Христо-Рождественском соборе, где участвовал в праздничной службе, возглавляемой  Высокопреосвященнейшим Александром, митрополитом Рижским и всея Латвии, и приложился к святым мощам Архиепископа Иоанна (Поммера).
Потом я встретился с председателем Совета Староверческого общества им. И. Н. Заволоко  Петром Петровичем Алексеевым.  У меня с ним состоялась очень интересная  беседа. Он мне передал несколько последних номеров  газеты «Меч духовный»,  главным редактором которой он является, а также изданную Обществом книгу И.Н.Заволоко «Странник идущий в гору» . Мы  договорились о  сотрудничестве. Вот такой духовный заряд я  получил в Риге.
В Резекне мне удалось встретиться с депутатом Резекненской Думы и председателем Резекненской старообрядческой общины Владимиром Владимировичем Никоновым. Он мне предоставил  для публикации в журнале дневниковые записи настоятеля Люцинской (ныне Лудзенской) Успенской церкви, управляющего благочинным округом, наблюдателя церковно-приходских школ и, наконец, с 1907 года, члена 3-ей Государственной Думы протоиерея  Феодора Никоновича. Он описывает, как разворачивались события в маленьком провинциальном городке Витебской губернии в революционном 1905 году. Материал поистине уникальный!
Я привез настоятелю православного храма преподобной Евфросинии Полоцкой в Карсаве архимандриту  Виктору (Мамонтову) пачку  журналов («Встреча»№5, 2004 и №9, 2005) с его публикациями — воспоминаниями о митрополите Сурожском  Антонии (Блуме) и о сестре Марины Цветаевой — Анастасии. Отец Виктор неоднократно бывал у Владыки в Лондоне, сослужил ему, имел духовные беседы. А с Анастасией Цветаевой отец Виктор был знаком лично многие годы, переписывался с нею,  она стала его крестной матерью.
Недавно отец Виктор приезжал в Москву, чтобы поучаствовать в  вечере, посвященном  дню рождения Анастасии Ивановны. Он состоялся в музее Марины Цветаевой. А как он прошел, можно будет прочесть в №11 нашего журнала. С отцом Виктором я договорился о том, что он напишет для «Встречи» свои воспоминания о покойном митрополите Рижском и Латвийском Леониде (Полякове).
 В этот раз мы встретились с отцом Виктором не в Карсаве, как намечалось,  а в Лудзе. Дело в том, что в Лудзенский Дом культуры резекненский театр «Йорик» привёз спектакль «Сон о святом Франциске». Отец Виктор перед началом спектакля благословил актеров. Честно сказать, меня удивило, что  такой  раздумчивый и «специфический» спектакль собрал столь много зрителей. Зал не отапливался. Было холодно. Но никто из зрителей не ушел. В полной тишине и с глубоким вниманием зал следил за происходящим на сцене. Передался и мне молитвенный дух этого спектакля, похожего на  некую древнюю мистерию, в которой соприкасаются земной и небесный миры. Пьесу эту  написала и поставила по ней спектакль моя нынешняя землячка Татьяна Мезенцева. Перед моим отъездом в Резекне она мне позвонила в редакцию, и мы договорились с ней о  встрече. Татьяна преподаёт в Университете Наталии Нестеровой. Кстати  сказать,  в №11 «Встречи» будет опубликован обширный очерк об этом уникальном университете. Какие странные сближения! Мир удивительно бывает тесен, а пути Господни - неисповедимы! Один поэт сказал : «Нас всех подстерегает случай». Но оглядываешься  назад – и понимаешь: ничего случайного не было, на всё был Промысл Божий! И чем старше становлюсь, тем крепче утверждаюсь  в этой истине. 
— Давно известна ваша дружба с Игорем Николаевичем Михайловым, с «йориковцами». Вы продолжаете следить за их творчеством?
— У меня была  теплая встреча с актерами, они  с большим интересом расспрашивали меня о московской жизни.  Когда-то к 50-летию  Игоря Михайлова я опубликовал свою с ним беседу. И вот уже грядёт 60-летие нашего уважаемого и любимого главного режиссёра!  В журнале, посвященном Латгалии, непременно  уделю и «Йорику  место.  Сегодня вечером я как раз встречаюсь с Игорем Николаевичем, чтобы поговорить о его творческой судьбе и, конечно же, о «Йорике».
— Расскажите, пожалуйста, с кем из нашей творческой интеллигенции вы уже успели повстречаться? И какие публикации наметили в целевом выпуске журнала?
— О всей подборке говорить, конечно же, рано. Материалы должны «отлежаться»,  а композиция «изваяться».  Но кое-что могу приоткрыть. Я встречался с Александром Александровичем Гродзицким. Он мне подарил замечательную книгу своих очерков  «Резекне – вчера и сегодня». Эту книгу мы непременно представим в  журнале. Я успел также встретиться с Ольгой Павловной Орс (Афанасьевой). От нее получил в подарок  новый литературно-художественный альманах поэтов из Латгалии. Некоторые резекненские поэты прислали свои стихи в редакцию.  Обязательно сделаю подборку их стихотворений в  нашей рубрике «Пэтическая тетрадь». Ольга Павловна организовала поездку в  Липушки. Мы восходили на гору Маконькалнс. Когда-то  с этой горы был хорошо виден хутор моей  тети Фимы…
— Кстати,  с этой горы  виден и бывший хутор бабушки Ольги Павловны и моей прабабушки — Екатерины Ивановны Богдановой.
—  Еще одно неслучайное  сближение! А«кольцо существованья тесно», - сказал Александр Блок.  Как с ним не согласиться!
Продолжая разговор о творческих встречах, замечу, что встречался с   поэтами  Павлом  Плотниковым из Вилян и Александром  Якимовым из  Лудзы. Саша  не раз бывал у меня в Москве. Внешне он очень сдержанный и строгий на вид, но на самом деле -  сердечно отзывчивый   и талантливый человек. С ним я тоже планирую дальнейшее сотрудничество. Жаль, что не удалось повидаться с писателем Иваном Корольковым. Он мне прислал в Москву замечательный очерк, который, несомненно, войдет в «латгальскую подборку».
Как видите,  в сотрудничестве с журналом  уже сложился  талантливый латгальский коллектив.  Встречи-то, слава Богу, состоялись, устояла бы только (простите за каламбур!) сама «Встреча»!
— Будем надеяться, устоит! Благодаря ей, о культуре и истории Латгалии  узнают в России.. Жаль только, что нам очень  сложно получить новые номера журнала…
— На ваше «жаль» я уже ответил на собрании Резекненской русской общины, на которое был приглашен. Заканчивая своё выступление, я сказал, что готов для поддержания дружеских и творческих контактов с Латгалией ежемесячно поставлять в Резекне несколько десятков экземляров «Встречи». Нужно только найти заинтересованного резекненца, который, бывая по своим делам в Москве, заезжал бы в редакцию и забирал приготовленные журналы. 
— А насколько интересно российским читателям знакомиться с творчеством наших авторов?
—  О ближнем зарубежье мы, россияне, почти ничего не знаем. И, конечно же, каждая «латгальская подборка» вызывает острый интерес.  Совсем недавно в редакцию пришло от одного физика, кандидата наук, благодарное письмо  за материалы о Латвии. Были и другие письма, и телефонные звонки читателей, благодаривших редакцию. Люди пишут, что они снова как бы живут за «железным занавесом» и ничего не знают о том, что происходит в ближнем зарубежье. СМИ, как правило,  «политиканствуют»,  ищут «жареное» и освещают многие события из жизни русских в Латвии  однобоко, чаще всего негативно. И когда люди, раскрыв журнал, узнают, что в Латвии  русская культура жива, что творчество русских  не заглохло, они  «впадают» в радостный «шок». Конечно, в суверенном государстве, каким стала Латвия, у некоторых русских не могло не возникнуть проблем из-за плохого знания языка титульной нации. Но, с другой стороны, знание нескольких языков всегда было отличительной чертой русской интеллигенции.   
- Какие еще темы, кроме «латгальской», вы поднимаете в своем московском журнале?
— Далеко не только «московские»! Ведь журнал наш – всероссийский. К тому же по одной Москве нельзя судить о России.  Москва — это государство в государстве. И когда выезжаешь в глубинку,  легко убеждаешься, что не  так  страшна  Россия, как её «малюют» на телевидении и иные, извините, недобросовестные  борзописцы. В областных центрах хорошо поставлена издательская деятельность, процветают народные промыслы, становятся на ноги певческие коллективы, открываются новые художественные студии, возрождается церковь. Об этом пишут наши корреспонденты.
Сегодня уже многие понимают, что русская культура немыслима без православного корня. Без него она  просто увянет! И к староверию в России тоже изменилось отношение. Мне думается, что православная церковь должна совершить некий покаянный акт по отношению к староверам и что-то из старинного богослужения дозволить в современном церковном обиходе. Например, песнопение. Один мой знакомый священник  ввёл в своем приходе знаменный распев: в маленькой сельской церкви певчие поют по крюкам! Приехал туда архиерей, послушал, с непривычки поморщился. Но скоро привык, и ему  пение так понравилось, что он  не стал возражать против «дерзкого» нововведения. Это не единичный случай. Два года назад я посетил Валаам. Там тоже монахи поют древним знаменным распевом. О Валааме у нас было несколько публикаций. А в прошлом году  побывал в Крыму. Паломничал. Сколько же там православных святынь!  Мы посетили храмы Севастополя, Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае, Инкерманский Свято-Климентовский монастырь, Владимирский собор в Херсонесе, собор святого Александра Невского в Ялте, храм Воскресения Христова в Форосе, храм пророка Илии и Свято-Никольский собор в Евпатории, Топловский Троице-Параскевиевский монастырь. Об этом паломничеств я написал небольшой очерк, на цветной вкладке поместил крымские снимки.  Вот эти и многие другие темы  отечественной культуры и её истории  поднимаются в журнале «Культурно-просветительная работа. Встреча».
— Спасибо за интервью! Надеюсь, что наше творческое сотрудничество продолжится!
               
Татьяна Константинова

-


Рецензии