Амшен. Путевые заметки. часть 3

     Путь к этому легендарному человеку был не близок. Село находилось за Дагомысом и называлось Волковка. Все холмы , окружающие узенькую асфальтированную дорогу, были, словно, усыпаны аккуратными домами проживающих здесь, в основном амшенских армян. Ещё один поворот, узенькая улочка, затем крутой подъем и мы дома у Мастера.
     Хозяин сам вышел нас встречать. Даже вскользь брошенный взгляд в сторону этого уже не молодого мужчины говорил о том,  что человек он неординарный, а его горящий взгляд, цеплял своей пронзительной глубиной.
     Чуть ближе познакомившись с его биографией, я прониклась к нему безграничным уважением. Читая его поэзию, погружаешься в мир амшенских армян. В своих творческих изысканиях Айказ Григорьевич выражает понятные каждому простые истины – жизнь  и страдание, любовь и счастье, матери и родины, природы и человека.
     Чтобы он ни делал, через все его творчество, нитью проходит мысль о человеческой жизни со всеми перипетиями судьбы. Он и свою жизнь проносит через своё творчество, осмысливая боль поражений и счастье взлётов, и мудрость прожитых лет-до своего читателя, слушателя, зрителя.
     Работы, посвященные амшенским армянам, поражают глубиной чувств и смысла, вложенных в них автором. Особенно хочется отметить глаза, которые смотрят на нас с его картин. Они как живые и могут многое рассказать. В них столько отчаяния, но в то же время сила духа, твёрдость характера, устремленность, причём в женских портретах всё вышеперечисленное отображено с особой силой, внутренней энергетикой.
     Неожиданным сюрпризом  стал портрет Амама Аматуни.* Художник изобразил его по описаниям в литературе и по собственным ощущениям. Он великолепно смотрится на фоне Амшенских гор.
     Особое место в его творчестве занимает коллекция музыкальных инструментов, которые он сам изготовляет. Айказ Григорьевич является автором собрания целой группы струнно-смычковых инструментов – кяманчи, кямани, тара, виолончели  , а так же совершенно нового инструмента. На базе балкано-азиатской кяманчи, применив вычищенные и выдолбленные корпуса кокосового ореха, он придумал новый музыкальный инструмент, звучание которого приблизила к скрипке и назвал его «Айго». Сочинская поэтесса  Ольга Андреевна Ильютченко   посвятила его создателю свои стихи:
   
     Создателю  «Айго»

    Айказ Григорьевич, ваш  «Айго» -
    Творенье рук, души и мысли.
    В нем звон ручьев и дыхание гор,
    Над речкой – радуги повисли!

    Рождает звуки солнца блик
    На скалах, над морской пучиной,
    И в каждом звуке бьёт родник
    И бьётся сердце армянина!

     Достижений у него в жизни , как и у любого талантливого человека ни мало,*  но если бы не было ничего, кроме того что  он создал детскую музыкальную группу кяманчистов и которую ведёт с 2005 года, воспитывая своих учеников в духе национальных традиций, любви к свой родине, патриотизма – этого было бы достаточно, чтобы назвать его человеком с большой буквы.
     Вот такие люди живут среди нас, амшенцев, благодаря которым можно быть спокойным  за духовность подрастающего поколения, за чистоту их душ, за то, что древние культурные традиции, собранные по крупицам не канут в лету, а будут переданы в надёжные руки.
     Честь и хвала вам, Айказ Григорьевич, дай вам Бог здоровья и успехов в вашем нелёгком труде!

Справка:

   *Средневековые армянские историографы – Вардапет  Гевонд и Ован Мамиконян связывают появление амшенских армян на Черноморском побережье с событиями 8 века, когда спасаясь от арабских завоевателей, 12 тыс. армянских воинов со своими семьями под начальством князя Шапуха Аматуни мигрировали на побережье Черного моря. Они поселились между современным Трабзоном и Хопой. Амам Аматуни построил новый город – Амамшен, который позже стали называть Амшен, а выходцев   оттуда амшенцами.  До последней четверти 15 века на территории Понта между Ризой и Хопой существовало  Амшенское княжество.
  *- 1970 г. Выпускник Ереванского театрально-художественного института.
   - 1984-85 г.г. организовал группу амшеноармянских художников  «Еранг амшени», чьи работы  неоднократно выставлялись в Лазаревском, Сочи и Ереване.
   - 1991г. Айказ Григорьевич организовал литературное объединение  Зартонк», включив многих сочинских писателей. Издавал журнал на армянском, русском и на амшеноармянском  наречии. Был главным редактором газеты «Севан».
Издана книжка его произведений  в переводе на русский язык.
Создал новый музыкальный инструмент « Айго».
   - 2002г. При Д/К пос. Дагомыс организовал армянский культурный центр, где работала музыкальная группа с  такими музыкальными инструментами, как: кяманче, кямани, шви, дудук, зурна, кларнет, скрипка, доол, аккордеон.
   - 2005г. Организовал кружок по обучению на амшеноармянском инструменте «Кяманче».
   - 2009г. В с. Нор Луйс, на большом камне  выдолбил хачкар - родник-памятник  «Луйсахпюр» и создал герб того же села.

Ростов-на-Дону – Сочи – Абхазия
Продолжение   следует…


Рецензии