Саныч

Пришлось мне в разгар полевого сезона проваляться из-за проблем с позвоночником целый месяц в больнице северного посёлка Октябрьское. Палата на четверых, контингент время от времени менялся. Где-то через три недели на свободную койку напротив моей положили мужика лет шестидесяти. Занесли его в бессознательном состоянии, почему-то не в реанимацию, а сразу в общую палату. Напичкали уколами, и он начал приходить в себя. Худющий, жилистый мужчина, обросший бородой, с длинными наполовину седыми волосами и с чёрными пронзительными глазами. Я даже слегка вздрогнул, так как его лицо было очень похоже на изображение Христа на иконах. Когда он окончательно пришёл в себя, то мы разговорились, познакомились.
- Саныч.- протянул мне свою руку сосед.
- А по имени?
- Зови просто Саныч, это моя кликуха по жизни, и на зоне меня под ней все знают.

Он был глуховат, потому приходилось повышать голос, порой кричать, но остальных соседей мы не тревожили этим. Третьим в палате был дед, который всё время трясся после долгого запоя, а четвёртый сокамерник был неходячим бомжом с ампутированными ногами по колено и кистями рук- отморозил по пьянке зимой. Мед.сёстры старались его держать постоянно в отключке, чтобы не орал. После очередной пьянки потерял память, и решалась его судьба, куда определить.
Я был рад в общении с Санычем отвлечься от постоянной боли, и мы с ним разговаривали с утра до поздней ночи все три или четыре дня, пока он не оклемался и не выписали из больницы.
Протёртые кашки и жидкие супчики давно не лезли мне в горло, и Саныч всякий раз вежливо спрашивал:
- Можно, я доем твою порцию?
Из своих шестидесяти с хвостиком лет он половину отсидел по лагерям. Сначала за кражи, а потом всё чаще от того, что некуда было податься после отсидки. Шёл и в наглую разбивал витрину магазина, дожидаясь милицию, чтобы снова получить срок. В зоне стал столяром-краснодеревщиком, открылся талант у Саныча такой.
- Знаешь, сколько раз я пытался начать новую жизнь? Познакомлюсь с женщиной, вроде, всё складывается хорошо, а она мои наколки увидит, узнает, что зэк бывший, и, как прокажённого, из дома гонит. А я ведь всё умею делать по хозяйству...
- А здесь-то ты как оказался?
- Последнее время жил я у попа Тобольского, двери ему в храме новые сделал, много чего отремонтировал. А как-то раз выпил лишка, он меня и выгнал и даже за работу не заплатил. Сел я на пароход и поплыл сначала по Иртышу, а потом по Оби в Октябрьское, думал, здесь найду какую работу. А когда сходил на берег, стало плохо, голодный был. Женщина подошла, спросила, что со мной? Говорю- давление. Она мне сразу пару таблеток в рот затолкала, я и отключился. У меня же пониженное давление, а она мне ещё и для понижения дала, не разобравшись.

На второй день Саныч, стесняясь, спросил меня, не буду ли я смеяться, если он мне стихи свои почитает?
Я удивился, но сказал, что готов послушать. А потом уже сам просил его ещё что-нибудь прочитать. И он, изредка заглядывая в свою потрёпанную общую тетрадку, читал свои стихи- о Родине, о продажных политиках, о природе, просто о жизни. Ну, естественно, и про жизнь за решёткой. Но какие это были мощные стихи!!! Многие из них в стиле Игоря Талькова, брали за душу своей откровенностью.
- Саныч, ты не пробовал свои стихи отдать в редакцию?
- Так они адрес требуют, а я же бездомный.

В последнюю ночь перед расставанием мы долго не спали, переговаривались. Я ему рассказал, что в перерывах между полевыми сезонами строю дом, и он задумался. А потом подсел ко мне на кровать и, глядя на меня своими глазами мученика, прошептал:
- Саня, возьми меня с собой, а? Мне много места не надо, а я тебе дом помогу достроить. Мне и денег не надо, накормишь разок в день и достаточно.
- Саныч, дорогой ты мой. Ну, куда я тебя возьму? Я сам не знаю, что со мной дальше будет- может, инвалидом останусь неходячим, тогда уже не до постройки будет.
- Значит, опять бомжевать, а на зиму в тюрьму...
 Он опустил печально голову, а мне было так жаль этого талантливого, но несчастного человека.
Утром сердобольные нянечки натолкали в пакет для него какой-то еды, Саныч долго мялся у порога, уже несколько раз попрощавшись и пожелав всем здоровья, но никак не решаясь выйти в коридор. Снаружи его снова ждала  жизнь с равнодушными к чужим проблемам людьми. Он обнял меня в последний раз, неловко ткнувшись бородой в лицо:
- Прощай, Саня, вспоминай иногда Саныча...

 Саныч, наверное, тебя уже нет в живых, прошло пятнадцать лет с тех пор. Я часто вспоминаю те наши с тобой поэтические ночные посиделки. Но ведь говорят, что, пока человека вспоминают, он не умер. Живи, Саныч!!!


Рецензии
Печальный, но хороший рассказ. И, конечно, не приведи господи так. Когда бомжуют по желанию - это одно, а по неприкаянию...
Часто думаю о том, что есть люди без крыши над головой, и есть дома без хозяев. Столько брошенных. Как их соединить?

Наташа Шевченко   31.03.2016 22:02     Заявить о нарушении
Спасибо, Наташа, за сочувствие к таким обездоленным людям. Хочется верить, что, всё-таки, нашлась добрая старушка и приютила Саныча- мужик-то с золотыми руками. Но, скорее всего, так и сгинул где-нибудь неприкаянным...

Александр Маевский   01.04.2016 08:52   Заявить о нарушении