C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Страх пришел позже. дальнейшее продолжение цикла

СТРАХ ПРИШЕЛ ПОЗЖЕ
Наверное, в жизни довольно многих людей были ситуации, когда они чудом избежали смерти. Причем, зачастую, такая опасная для жизни ситуация возникает мгновенно и совершенно неожиданно. И лишь какая-то счастливая случайность спасает человека от смерти или тяжелой инвалидности. В такие моменты человек испугаться не успевает. Страх приходит позже. Приходит по-разному. Иногда страх охватывает все тело, руки – ноги становятся ватными, голова перестает соображать. Иногда – особенно, если событие произошло в детстве – страх приходит уже только тогда, когда человек повзрослел, и вдруг вспомнил давнее происшествие и с испугом подумал, что чудом остался жив. У меня таких событий было несколько, и в детстве, и в молодости, и после пятидесяти.
ВНИЗ ГОЛОВОЙ
Это произошло недалеко от села Спасское Бугульминского района Татарстана, куда нас – вчерашних абитуриентов КАИ, новоиспеченных первокурсников - в сентябре 1970 года отправили на сельскохозяйственные работы, на уборку урожая. Меня совсем недавно назначили старостой группы, толком никого я еще и не знал. Рано утром я получал разнарядку – сколько человек и куда сегодня надо направить. И, только распределив всех на работу, отправлялся сам. Помню, работал я помкомбайнера. Работа простая – сидишь на ступеньках комбайна, ждешь, когда наполнится копнитель, потом на ходу соскакиваешь с комбайна, и, дернув за веревку, открываешь копнитель, солома соскальзывает на землю, а ты снова закрываешь копнитель на защелку, заскакиваешь на комбайн и опять сидишь. Если комбайн ломался, или надо было поменять ножи косилки комбайна – помогаешь комбайнеру ремонтировать. Одним словом, работа, хотя и пыльная, но совсем неутомительная. И я просто отдыхал после утренних нервотрепок с распределением одногруппников на работы, ведь, то кто-то не хочет на эту работу, кто-то хочет именно с кем-то. Надо было все учитывать, заодно я узнавал своих одногруппников и однокурсников. А днем просто отдыхал на ступеньках комбайна, наблюдал, как косилки непрерывно косят золотистую пшеницу, как заполняется бункер комбайна, как подъезжает грузовой автомобиль и его кузов заполняется искрящимся на солнце зерном. Один раз комбайнер и мне предложил сесть за штурвал этого большого сельскохозяйственного корабля. Но мне этот процесс не очень-то понравился. Гораздо лучше было сидеть на ступеньках, думать о чем-то своем, любоваться природой. Частенько прямо из-под косилок выскакивали зайцы. Особенно интересно было наблюдать за ними в темноте, при свете фар – ведь работали мы до наступления темноты, особенно при сухой погоде. При свете фар зайцы бежали прямо по лучу фары, не догадываясь свернуть в сторону – в темноту. Иногда выскакивали и лисы. И мне очень интересно было все это наблюдать. Работал я и на заготовке силоса, и еще на каких-то работах. И вот, в один яркий солнечный день, еду я в кузове грузовика. Помню, что грузовик доверху с горкой был нагружен то ли силосом, то ли зерном, и я сижу на корточках поверх этой кучи, вцепившись обеими руками в возвышающийся над кабиной поручень. Это сейчас запрещается перевозить людей в кузовах грузовых автомобилей. Тогда это было повсеместно, даже старушки зачастую ехали в кузове стоя, держась именно за этот высокий поручень над кабиной водителя. А я стоять не мог, ведь кузов был полный, до самых бортов, и даже с горкой. Вот грузовик заехал в лес и едет по лесной проселочной, петляющей узкой дороге. И такая красота кругом – золотая осень. И листья на деревьях – и ярко желтые, и ярко красные, и оранжевые, и зеленые. Засмотрелся я на эту красоту, потерял всякую осторожность, и решил сорвать одну такую особенно красивую ветку на полном ходу грузовика. Для этого отпустил руки от поручня, встал в полный рост и схватился за эту ветку. Но, то ли грузовик подпрыгнул на кочке, то ли эта ветка, вместо того, чтобы сломаться, спружинила и опрокинула меня, но только я полетел вниз головой за борт. И каким-то невероятным чудом удалось зацепится согнутыми в коленях ногами за борт грузовика, и я до сих пор не пойму, как это удалось, ведь грузовик был заполнен доверху, но вращающееся колесо на уровне моего лица запомнил навсегда. Все это длилось доли секунды, меня спасла моя тренированность. Как-то я умудрился дотянуться руками до борта и рывком перебросил себя обратно в кузов. Как это удалось – до сих пор не пойму, даже в спокойной обстановке никогда не смог бы повторить. Тогда я совсем не успел испугаться. Страх пришел позже, руки-ноги стали ватными. Я еще никому не рассказывал об этом случае, сегодня письменно рассказываю впервые. Конечно, свою роль сыграла моя тренированность, ведь в школьные годы я никогда не проходил мимо турника, обязательно старался подтягиваться и покачать пресс. А турником в нашем дворе служила пожарная лестница. Кстати, она же служила и баскетбольным кольцом в различных дворовых играх. Именно поэтому в классе, а может быть, и во всей школе, мне не было равных в подтягивании на турнике. Но не афишировал я это. Помню, школьный учитель физкультуры, по совместительству – бывший хоккеист и тренер хоккейной команды, устроил соревнования по подтягиваниям, а потом мы должны были залезть по канату до самого потолка спортзала без помощи ног, на одних руках. И здесь выяснилось, что я подтянулся вдвое больше, чем занявший второе место мой одноклассник, а по канату никто не смог долезть даже до середины, я же с легкостью дважды слазил до потолка и обратно. И расчувствовавшийся учитель-тренер при всех пригласил меня на тренировки в хоккейную команду. Мне это польстило, я даже несколько раз сходил на тренировки в спортивный комплекс «Нефтяник», но на большее меня не хватило. Что-то мне не понравилось – то ли большие нагрузки, то ли коллективность этого вида спорта, и я бросил эту секцию. Но, повторяю, моя тренированность сыграла свою роль в моем чудесном спасении. Но, конечно, меня сберегло какое-то чудо, это я сейчас хорошо понимаю. Повезло, что в тот момент грузовик на этой узкой лесной заросшей дороге не проехал мимо дерева, которое снесло бы меня, повезло, что грузовик повторно не подпрыгнул на кочке, повезло, что ноги не соскользнули, повезло, что нашлись во мне какие-то сверхъестественные силы, перебросившие меня обратно в кузов. А вот то, что все эти многократные «повезло» случились одномоментно – это и есть чудо, поправившее мою глупую неосторожность.
К сожалению, у меня нет фотографий из этого колхоза, поэтому прикладываю несколько фотографий, снятых на первом курсе. Продолжение цикла «Страх пришел позже» придет позже.


Рецензии