Об интенсивных интегративных психотехнологиях обуч

Социально-психологические и психотерапевтические аспекты интенсивных интегративных психотехнологий обучения в информационном обществе
М.Сандомирский

В истории человечества последняя четверть ХХ в. и начало ХХI в. ознаменовались  бурным ускорением научно-технического прогресса (НТП), получившим название "научно-технической революции", поистине преобразившей мир (Ань Цинянь, 2009). Меняются не только технологии, меняется поистине революционно образ жизни человечества в целом. С.П. Капица (2004) обосновал теорию ускорения исторического времени, как  следствия кумулятивного влияния НТП. В русло этого комплексного  процесса вливаются и революция демографическая, и революция информационная, на которой остановимся более подробно.
Информационная революция связана с теми инновационными сдвигами, которые опережающими темпами происходили в сфере компьютерных и  информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В результате их широкого проникновения в хозяйственный уклад и массовое сознание, жизнь общества в целом  произошла трансформация последнего, с формированием общества нового типа - информационного (Karvalics L.Z., 2007). В этом обществе, именуемом также постиндустриальным (по Д. Беллу), «знание стало главной производительной силой» (Лиотар Ж.-Ф., 1998). Соответственно значимость информации в обеспечении жизнедеятельности общества, а также ее ценность в качестве интеллектуальной собственности в современном мире неуклонно растет. Поэтому, как подчеркивает И.Н. Фомин (2012), "мерой развития общества должен стать объ;м информации, которое оно генерирует, извлекает из природы, накапливает, обрабатывает, передает".
/сокр/

Резюме

Сегодня мы живем в быстро меняющемся мире, в котором темпы динамики становятся важнейшим социальным вызовом, поскольку опережают адаптивные возможности человека. Формируется отрицательная дельта В. Найшуля - такое состояние общества, когда скорость его изменений становится выше скорости их осознания  значительной части населения (цит. по: Блехер Л., 2000), что соответственно  снижает возможность людей к этим изменениям приспособиться. Причем изменения эти антропогенные и изначально, по замыслу их создателей, позитивные. То, что делает их потенциально патогенными - артифициальность, поскольку они представляют собой не результат естественной эволюции жизни, а продукт преобразующей эту жизнь деятельности людей. И, будучи сконструированными рационально, в отдельных аспектах могут противоречить природе, включая собственную природу человека, как психологическую, так и биологическую (на уровне инстинктов). Возникающие противоречия охватывают различные сферы жизни общества, включая науку и культуру, семейный уклад и потребительское поведение, обучение и профессионализацию, а также сферу душевного и физического здоровья. Соответственно для преодоления описанных противоречий, в частности в области образования, необходим комплексный, трансдисциплинарный подход, предполагающий интеграцию педагогики и подходов различных помогающих профессий (психология, психотерапия) с формированием интенсивных интегративных психотехнологий обучения.

Литература

1. Акопов С.В. Конструирование российской идентичности: принципы
....
35. Perkin G. The third revolution: Professional society in international perspective. - L., 1996.


Рецензии