Путь к Храму отцов и дедов и мой путь

     «… армянский народ – один из древнейших среди современных культурных народов.
Он пришел в наш мир из такой отдаленной древности, когда не только не существовали еще современные европейские народы: французы, англичане, русские, но и едва выступали на историческую арену народы древности античной – римляне и эллины …»
    Брюсов В.Я. (1873 – 1924гг.
    «Летопись Исторических судеб армянского народа». Ереван, 1989г.)

     Сколько исторических эпох сменилось, сколько раз наш народ подвергался нашествиям, тирании, угрозам уничтожения – не счесть! А мы выживаем, крепнем духом!
     Куда бы ни забросила наших соотечественников судьба, в какой бы части света они не оказались, все самое ценное, а именно:  армянский дух, традиции, язык – сохраняют, во что бы то ни стало.
     Дух народа – это энергетически емкое понятие, именно в нем заключается неиссякаемая армянская жизнестойкость и залог процветания. Вот он багаж армянина, покинувшего пределы своей исторической Родины!
     Донские армяне богаты всем: они по праву могут гордиться своими корнями, которые уходят вглубь высокоразвитой армянской цивилизации – Анийского царства. Как и при крымских ханах Золотой Орды, так и при царских правлениях в России, начиная с императрицы всея Руси Екатерины Великой, наши соотечественники добились многого.
     Но все эти успехи не подавались им «на блюдечке», они достигали всего упорным трудом, созиданием, благодаря богатому культурному наследию, духовной щедрости и, конечно же, родному языку.
     Родной язык – это двигатель нации, гарант его выживаемости. А Вера и Язык – это оплот нации!
     Годы советской власти не смогли сломить и уничтожить духовное наследие Анийско – Крымских армян. Несмотря на все перипетии сталинской эпохи, Великой Отечественной войны и послевоенной разрухи они с большими потерями, но сумели сохранить духовное богатство своих славных предков, правда, с материальными ценностями  дела  куда хуже. Почти все армянские храмы  на Дону за советский период подвергались полному или частичному разрушению.
     В 90-х годах ХХ столетия произошли большие перемены не только в стране, но и в сознании наших людей. Одно из приобретенных ценностей демократического общества, было возвращение к историческим корням.
     Благодаря энтузиазму, сплоченности и щедрости меценатов, благотворителей, бизнесменов, простых людей, Слава Богу, церкви начали восстанавливаться.
С одним из таких людей мне довелось недавно познакомиться.
     Это  Григорий Антроникович Нор-Аревян. Он, его сын Андрей Нор-Аревян совместно с друзьями Альбертом Самургашевым и Владимиром Поповяном - крупные и успешные бизнесмены Дона, стали основными меценатами в богоугодном деле восстановления Армянской Апостольской Церкви «Сурб Аствацацин» («Пресвятой Богородицы») в селе Большие Салы.

     - С чего все начиналось?

     Непросто было перестроиться  от коммуниста – атеиста в верующего человека. Хотя, зернышко веры было посеяно во мне еще моей бабушкой Пропион Ованесовной Магдесян, очень набожной женщиной. Когда я был ребенком, часто бывал у нее в Больших Салах.  Она соблюдала все церковные традиции, несколько раз была в Святом Эчмиадзине. Знала невероятное количество сказок, стихов, песен, баллад, которые рассказывала и пела нам на армянском языке. То духовное начало, заложенное бабушкой в мою детскую душу, находилось в ожидании своего часа и, как мне кажется, мое участие во многих благотворительных проектах и есть результат плодов, того самого зернышка.
     Каждый раз проезжая мимо разрушенной церкви, что-то внутри меня щемило, как будто говорило: «Так не должно быть!», нужно восстановить то, что досталось нам от прадедов. Это было «Светлое и Чистое» место, куда  приходили сельчане и в горе и в радости,  получая утешение и благословение. Подобные мысли посещали меня задолго до 90х годов. Однако процесс реализации от задуманного до его осуществления растянулся, к сожалению, на годы.
     У храма уникальная история и она переплетается с историей своих прихожан, односельчан. Каждый большесалец мог бы сказать – это мой Храм, это моя Церковь!
Трудная, непростая судьба у этого Храма. Настрадался он в свое время и от забвения и от варварского обращения со стороны советских властей – одно время в нем размещался даже колхозный амбар. Фашисты же в годы оккупации, держали в церкви военнопленных.
     Как потомственный донской армянин, чьи деды и прадеды  родом из Больших Салов, с особой гордостью и удовлетворением  отношусь к возрождению армянской духовности на Дону и в частности к восстановлению церкви «Сурб Аствацацин».
Армянская община России, является одной из самых патриотичных, состоявшихся и активных частей армянского народа. Все слои армянской общины, будь то интеллигенция, бизнесмены, спортсмены, меценаты рабочие, крестьяне – все стараются делать все возможное, чтобы слово «армянин» звучало гордо и громко.
    
     - Как вы думаете, в чем секрет успеха армян в России?

     Думаю, никакого секрета нет, все дело в тот, что армяне народ – созидатель, в какой бы стране они не жили,  трудятся на благо страны, в которой живут, на  благо процветания этой страны. А  дружественные связи с Россией, у армян сложились давно, еще со времен крещения Руси князем Владимиром. Хотя армянские купцы «ходили» на Русь и ранее этого знаменательного события. Надо знать и уважать традиции русского народа и законы страны, в которой ты живешь. С казаками  у нас тоже дружим давно, еще со времен русско-турецких и русско-персидских войн.

     - Как вы думаете, что нужно сделать для того, чтобы в будущем сопутствовал успех подрастающим поколениям армян на Дону?

     Я уже говорил выше, что «велосипед» изобретать не нужно. Обо всем уже давно подумали наши предки. Жить надо в мире и в согласии с собой и со своим соседом, детей воспитывать в духе патриотизма и любви к ближнему, к Богу.
Свято хранить столпы, на которых держится армянская нация – это религия, культура, язык!  Каждый армянин должен способствовать тому, чтобы эти три опоры оставались мощными и стабильными.

     - Чтобы вы пожелали армянам накануне скорбной даты для всех армян, дню памяти жертвам геноцида армянского народа 1894 -1923 гг. учиненного турками османской империи на территории Западной Армении, части Восточной Армении, Киликии.

     Ну что сказать, думаю, туркам деваться некуда, рано или поздно, они обязательно признают геноцид. Они не только должны признать его, но и ответить за свое злодеяние перед армянским народом и мировым сообществом, по всем аспектам.
Это была резня эпического масштаба и не может остаться незамеченной на задворках истории человеческой цивилизации.
     Такие чудовищные преступления не должны больше повторяться нигде, в мире, поэтому турецкое государство нужно привлечь к ответственности.

г. Ростов-на-Дону


Рецензии